«Смотреть на Жюли» [kijken naar Julie]
по мотивам пьесы А.Стриндберга "Фрекен Жюли"
Постановка - Брам Янсен
Прошел показ спектакля молодого голландского выпусника Театральной академии Маастрихта - Брама Янсена в рамках XXIII фестиваля "Балтийский дом"
Представьте себе знакомый голос господина Дроздова, ведущего передачу «В мире животных» о самочках и самцах, их ареалах, рационе и повадках. Только вместо картинок природы вам показывают наряженных в этнографические одежды живых людей. Их помещают в камеру полтора метра на два, за стекло, откуда даже скрип половиц не слышен. Из живых звуков - лишь рассуждения голландского Дроздова о том, почему в натуральной природе отсутствует мораль. Назовем случай - «Театр у микроскопа», изучающий одного из самых типичных представителей дикой природы - человека.
Брам Янсен:
«Если бы я не окончил театральную школу, я бы стал биологом. В биологии изучается жизнь. И театр, если подумать, - вид поведенческой биологии, а люди на публике - приматология. Выходит достаточно забавно - театр со всеми его нормами и соглашениями, помещенный в наименьшее естественное пространство, какое только можно представить. Там растет множество разных растений, ежедневно гибнущих под подошвами человека и от смены сезонов. А еще в театре нам показывают, как человек постигает свою истинную природу».
В пространстве крошечной кухни троим не разойтись. Весь мир из искусственных материалов - пластиковые стены, панели, мебель, столешницы, посуда, молдинги, наличники, дверь, и пол. Даже четвертая стена, крыша и два симметрично расположенных оконца затянуты оргстеклом. Из натурального - балочный свод и люди - три актера, играющие Стриндберга в зоопарке.
Брам Янсен:
«Спектакль показывает те законы природы, которые делают нас такими, какие мы есть. С законами джунглей, естественным образом заставляющими нас подстраиваться. Пытаюсь понять, отчего Жюли идет на самоубийство. Не давая оценку, потому что природа не знает морали».
Историю юной аристократки, не сумевшей решить проблему в отношениях с одним из своих слуг, и покончившей с собой, Брам Янсен воспринимает, как космическую сагу о вымирании цивилизации, типа, «Звездные войны. Часть X», только супер-микро. Просит драматурга Франка Минера перевести текст пьесы на язык естественных наук. Труд, эволюция и естественный отбор рулят теперь в среде аристократов. Респект и уважуха дарвиновской литературной критике, не к добру набирающей популярность последние два десятилетия, в корне отрицающей божественное начало в искусстве. В спектакле Янсена именно Дарвин интерпретирует Стриндберга, оценивает темы выживания в агрессивной среде, размножения, власти и подчинения великому Закону социальной иерархии. Такой учебный фильм для натуралистов-любителей, провозглашающий главентство сильнейшего, с шутливыми комментариями опытного биолога-ницшеанца.
В результате режиссер оказывается заложником известной ситуации: так рассказчик, случайно оговорившись, «продает» концовку анекдота в самом начале, лишая сюжет повествовательной протяженности и глубины. «А ведь совсем скоро и народ Путина, да в тех же позах»… Смысл анекдота раскрывается на 5-ой минуте спектакля. Далее набор драматических штампов - сцена пикапа, соития, слез поруганной чести, поиск оправданий, и, наконец, кончание с собой, когда, напудрив носик, Жюли выходит прямо в зал, оставив слуг за стеклом, в естественной среде. Редкий пример травестийной пародии, сводящей психологизм к инстинктам, а нравственную культуру - к Закону джунглей. Спектакль, к глубокому сожалению, просвещенного зрителя вымораживает. Читавшие пьесу остаются глухи к «мильону терзаний» эволюционирующей аристократии. Шутка ли?
Однако, следует признать, что среди зрителей были и те, кто радовался обретению единомышленника в лице режиссера-циника! Брам Янсен обещал и впредь удивлять своего зрителя неожиданной адаптацией классики.
«Смотреть на Жюли»
по мотивам пьесы А.Стриндберга «Фрекен Жюли»
Автор спектакля, режиссер - Брам Янсен
Драматург - Франк Минер
Техническая поддержка, звук - Гвидо Лангенден
В спектакле заняты:
Кея Квестро - Жюли
Ваня Рукавина - Жан
Йиска де Вит - Кристина
Продолжительность - 1 час 5 минут без антракта
Премьера - 31 мая 2012
Продукция компании Брама Янсена
Видео:
Click to view
Фото Сари и Дэна Ангельсмана
Страничка выпускника Фотографии Берта Рейдмейкерса P.S.
Брам Янсен -
родился в 1988 году. В течении года обучался пантомиме. В феврале 2012 года учредил «Компанию Брама Янсена», которой принадлежат права на постановку спектаклей. В июне 2012 года получил режиссерский диплом Театральной академии Маастрихта. На сцене театра «Дома Бургундии» сыграл премьеру дипломного спектакля «Смотреть на Жюли», в котором актерами стали выпускники двух театральных академий - Маастрихта и Арнхейма. К сожалению, один из правообладателей спектакля - «Дом Бургундии» - 31 декабря 2012 года был закрыт по решению госсекретаря Хельбе Зийльстра в связи с реорганизацией системы образования творческих работников Нидерландов. Прокатом и продвижением спектакля занимается «Компания Брама Янсена». Весной 2013 года Брам Янсен выпустил премьеру по трагедии Эсхила «Орестея» в театре Тоннельгруп Маастрихта.
Дарвинизм и литературная критика см. статьи:
1. Гуди Стивен.
Великан пошатнулся: Удастся ли Дарвину устоять? 2. Кунафин Р.Ш..
Вероятность невероятного: наука против предрассудков 3. Писарев Дмитрий Иванович, русский публицист, пропагандист дарвинизма в литературной критике. Статьи -
см.тут 4. Готшелл Джонатан. Чтение художественной литературы с позиции Дарвина -
см.тутИсследование памятников и произведений литературы через призму эволюционной теории Дарвина открывает общие, биологически детерминированные, особенности человеческой проироды и человеческого поведения, как животного, занимающего своё место в классификации животного мира. Так «Иллада» Гомера представляется в свете поведения «Больших человекообразных обезьян» (Great Apes) как описания борьбы за социальную позицию, самоутверждение, социальное доминирование, обладание женщинами и материальными ресурсами (strutting, preening, fighting and bellowing their power in fierce competition for social dominance, beautiful women and material resources).
Анализ ценностей в английской литературе викторианского периода выделил 144 основных типа поведения персонажей в викторианских новелах. Причем первый этап оценки поведения персонажей отмечен большинством читателей (500человек) как определение эмоционального поведения на принципах «Свой/Чужой».
Анализ «Мифа о красавице» в мировой литературе выявил что критериями красоты в 2-6 раз больше, чем другие представлены черты привлекательности для мужчин. Низкие цифры отношения объема талии к объему бедер ( low waist to hip ratio) в портрете красавицы отражают её молодость и объясняют притягательность женской фигуры «песочных часов» для мужчин (Devendra Singh from the University of Texas at Austin).
Романтическая Любовь также обнаруживается в мировой литературе значительно ранее периода французских трубадуров и является предметом изучения особенностей взаимоотношения между людьми и их естественной природы.