2 ноября в Венском Бургтеатре состоялась ежегодная церемония вручения высших театральных наград немецкоговорящих театров Австрии - Нестрой 2015.
Для вечеринки был назначен парадный дресс-код «Black Tie», вызвавший приток строго наряженных гостей (и даже дам) в смокингах.
Когда представитель Оргкомитета начал подводить итоги, он отметил, что в этом году театром года стал Бургтеатр, ставший лауреатом в большинстве номинаций. Были отмечены актеры его труппы и сразу в нескольких номинациях фигурировала одна из последних работ коллектива - драма Генрика Ибсена «Джон Габриэль Боркман», где актер Роланд Кох получил Приз за «Лучшую роль второго плана», австралийский постановщик Саймон Стоун - «За режиссуру», а за роль банкира Боркмана «Лучшим актером» был признан мастер лицедейства Мартин Вуттке. Последний в ответной речи по-обыкновению много шутил, искренне признав, что ожидал Приз в номинации «Для животных и растений» за сыгранные в Австрии ролей льва, едведя и пальмы, а в конце с грустью отметил, что Нестрой-Приз для него прощальный подарок, т.к. он покидает Бургтеатр из-за работы в Германии, но уже представляет себе, как тихо подкрадется и неожиданно для всех через некоторое время с радостью снова выйдет на эти подмостки.
Победителя номинации «Лучшая актриса» зритель встретил продолжительными аплодисментами. В драме современного австрийского писателя Эвальда Палметшофера «Незамужняя» на сцене Театра Академии роль Старухи сыграла 79-летняя Элизабет Орт, которая попросила разделить победу с помогающим ей в работе над ролью суфлером, на чьих плечах было «50 % успеха».
В двух юниорских номинациях Призы вручили: Бенедикту Паулюну за «Лучший мужской дебют» в спектакле «Фрик» Театра молодежи и Штефани Райншпенгер за «Лучший женский дебют» в «Смешной тьме» Театра Академии.
Кстати, «Смешная тьма» Волфрама Лотца в постановке Душана Давида Паризека в венском Театре Академии получила еще несколько наград: «Лучшая пьеса», «Приз Автора» и «Лучшая постановка на немецком языке».
Приз за выдающиеся достижения достался живой легенде, ученику Бертольда Брехта, немецкому графику, сценографу и постановщику Ахиму Фрайеру, экспериментирующему в жанре «театра художника» в музыкальных коллективах мира. Среди его работ - пластические композиции в эстетски оформленной среде под авангардную или классическую музыку. См.подробнее
на официальном сайте.
«Лучшим OFF-спектаклем» (среди негосударственных театров) получил гастролирующий по Германии / Австрии и созданный в негосударственном товариществе «Завод Верк-Х» спектакль «Страсть пролетария 2015» Кристины Эдер, привлекшей группу талантливых молодых музыкантов для возрождения популярных в Австрии 1970-х годов традиции «Политических обзоров».
Почти каждый выходящий на сцену вспоминал о кризисе, освещении социальных проблем в СМИ, футболе и беженцах. Правда, шутки звучали исключительно по поводу нравов богатых.
Еще в списке Победителей Нестрой-2015:
«Лучшая сценография» - Иван Базак за «Джонни Брайвизер»,
«Лучший спектакль землячества» - «Анна Каренина» Сюзанны Шмельхерц в Тирольском Лендстеатре Инсбрука,
«Специальный приз» - коллектив Государственного театра Нижней Австрии за драму «Гранцштофф» Феликса Миттерера на Гранцштофском заводе Санкт-Пельтен.
Объявленное прямо во время церемонии онлайн-голосование выявило еще одного победителя в номинации «Приз зрительских симпатий». Один из ведущих церемонии - Флориан Тейхтмейстер, уже отмеченный этим призом в прошлом году, неожиданно для гостей снова себе его вручил.
На фото Флориан Тейхтмейстер и Мария Хаппель