«КИНЕМАТОГРАФИСТЫ»
Автор - Мариано Пензотти
Компания «Груп Марео»
Аргентина
Второй спектакль аргентинского режиссера Марио Пензотти, представленный в Программе Осеннего парижского фестиваля 2013.
Французский режиссёр Жан-Люк Годар сказал однажды:
"Мои воспоминания, пережитые мной моменты - это та история, которую мне никогда не рассказывали ни историки, ни мои родители. Я излагаю ее неким способом, который мне пришлось освоить самому при участии нескольких друзей. Что очень хорошо. Но другие в этом видят в лучшем случае зрелище, но не идеи, не мысли. […] Изображение рождает мысль, а если возникает мысль, то, значит, можно высказать суждение. Для этого и было создано кино".
Молодого аргентинского режиссера Мариано Пензотти интересует не идея, и не готовое суждение, а процесс возникновения художественного образа, в котором заключены идеи, впечатления, память и вымысел. Поэтому в центре любого сюжета аргентинца - творческие люди, отражающие жизнь и воплощающие фантазии. Так и на этот раз. Главные герои спектакля - кинематографисты. Их личная жизнь и съемочный процесс. Сюжетная линия у каждого своя, но разворачивается по единому для множества разорванных частей принципу - личная жизнь дает толчок к творчеству режиссера, и киносъемка влияет на жизнь.
Пензотти: «Три года назад я взял серию интервью у различных режиссеров из Буэнос-Айреса. Я был заинтересован в изучении связи между их личной жизнью и их фильмами, акцентируя внимание на том, что случилось с ними во время съемок фильма, насколько их личные обстоятельства проникли в кино и насколько изменилась их жизнь от начала кинопроизводства».
Неужели часть нашей личности основана на чьих-то выдуманных историях: фильмах, которые мы смотрели или книгах, которые мы читали? Какое влияние оказывают жизненные обстоятельства на фильмы и их создателей? Как переплетаются реальность и вымысел в искусстве?
Сюжет: коммерческий директор фильма узнает, что неизлечимо болен. Предлагает включить свою историю болезни в сценарий снимаемой в его студии комедии. Женщина-режиссер-экспериментатор уходит от мужа, чтобы создать документальный фильм о развале Советского Союза из снятых ею музыкальных клипов. Потеряв ребенка, независимый режиссер начинает снимать фильм о пропавших без вести. Удивительным образом герои фильма оказываются живы и возвращаются. Малоимущий режиссер устраивается в МакДональдс специально, чтобы украсть деньги на воплощение своей мечты: снять разоблачающий фильм о транснациональных корпорациях, причем такой, чтобы высмеять не только их деятельность, но и планы их экспансии.
Режиссёр Мариано Пензотти представил на суд зрителя свою захватывающую работу о четырёх аргентинских кинематографистах, об их фильмах, личной жизни и Буэнос-Айресе, в котором происходили все события. Пензотти предлагает вновь плотное переплетение реальности и вымысла. В какой-то момент теряется грань между персонажами фильмов и самими творцами, реальностью и искусством. Кинематографисты в спектакле превращаются в элементы особого, символичного театрального языка, расказывающего историю рождения искусства. Жизнь кинотворцов и съемки их фильмов разыгрываются одновременно в двух сценических плоскостях - на двух ярусах. Зритель видит сразу и истории жизни, и съемочный процесс. Нижний этаж - реальность, верхний - кино. Пять актёров, исполняющих различные роли, выходят на сцену, показывая зрителю по две истории одновременно - такой авторский микс - двухярусный виртуозный театр-фильм из Буэнос-Айреса от Мариано Пензотти. Киноматериалы и видео проекции в спектакле не используются.
Пензотти столкнул театр и кино - два столь разнящихся вида искусства. Один создает только быстро исчезающие эфемерности, а второй останавливает, запечатляет, заковывает время. При этом оба искусства производят на зрителя столь сильные впечатления, что те остаются в памяти длительное время, даже когда авторы спектаклей и фильмов покидают этот мир.
Кинематографисты Пензотти исследуют сложные взаимоотношения между искусством и реальностью, точки пересечения и влияния. Есть искусство, запечатляющее время, передающее нашу мимолетную жизнь потомкам, а есть вяло текущая жизнь с его многократными повторами-возвратами, словно часть художественного произведения. Впечатления, отражающие мир, и мир, искаженный проекцией впечатлений. И все это в увлекательном процессе производства иллюзий, позволяющем увидеть вечное взаимообогащение: искусство формирует личность, отражая перемены в нас, вызванные житейскими обстоятельствами. Как в японском иероглифе, два наложенных символа образуют третий, жизнь и вымысел сталкиваются, чтобы образовать нечто новое.
Пензотти: «Мы все сделаны из историй. Мы то, что мы рассказываем о себе».
Отзывы прессы:
Ван ден Брук-Моос, журнал «Театеркрант», Нидерланды:
«Кинематографисты» - шедевр. Пьеса о театре, кино и реальности. Пензотти демонстрирует свой огромный талант, и как писатель, и как режиссер, внимательный и остроумный художник. Увлекательные истории переплетаются, герои много говорят о желании уйти от реальности. Визуальное разделение действия в параллельных сценах вызывает удивление. «Кинематографисты» непременно стоит смотреть. Красивый живой театр".
Мартин Песль, «Ночной критик», Германия:
«Ночью все театр. Художественно преувеличенная жизнь. Виртуозные пять актеров увлекли непростым сюжетом. Работа великолепная!»
Изабелла Рейчер, журнал «Стандарт», Австрия:
«Спектакль исследует связь жизни и вымысла, но глубже, чем мы можем представить. Работа актеров особенно впечатляет и эмоционально завораживает. Пять "героев" блестяще воплощают сложный замысел. Эпический срез повседневной жизни».
Петра Патерно, «Венская газета», Австрия
«Контраст между сценами нижней и верхней части, великолепный магнетизм сценографии рождает серьезную историю. Последний спектакль Пензотти генерирует красивое концептуальное столкновение реальности и вымысла. Пять актеров играют десятки персонажей иногда историй веселых, а иногда и очень драматичных. Шедевр».
Джеки Флетчер, директор британского театра, Англия):
«Мариано Пензотти демонстрирует чудеса. Рассказывает, что необходимо сделать, чтобы создать художественное произведение? Мы выдумываем или воссоздаем окружающее нас? В мире слишком обособленной городской жизни вдруг отразилась жизнь других городов с их обитателями, постоянно «действующими» от чьего-то имени. В спектакле применяется технический киноязык (разделенный экран, голос за кадром, внутрикадровый монтаж), создающий сильное театральное высказывание. Спектакль Пензотти всегда транслирует смысл на нескольких уровнях: блестяще и по-новому применяются театральные приемы, глубоко впечатляет человечность героев, найденная актерами, играющими роли простых людей. Настолько простых, что можно с ними ехать в одном автобусе и задуматься, кто мы на самом деле? То ли мы, что о себе думаем? И что нас мотивирует быть настоящими?»
ВИДЕО:
Click to view
«КИНЕМАТОГРАФИСТЫ»
Автор - Мариано Пензотти
Компания «Груп Марео», Аргентина
Автор сценария и режиссер: Мариано Пензотти
Декорации и костюмы: Мариана Тирантте
Музыка и звуковое оформление: Диего Вайнер
Художник по свету: Александр Ле Ру
Хореография: Люциана Акуна
Аудиовизуальные эффекты, видео: Августин Мендилахарцу
Помощник режиссера: Леандро Орельяна
Помощник по производству: Габриэль Заят
Помощники художника: Гонсало Кордове и Мария Эстевес Викторель
Фотографии: Нора Лизано
Актеры:
Орасио Акоста,
Элиза Каррасаджо,
Валерия Лоис,
Хавьер Лоренцо,
Марсело Субиотто
Мировая премьера: Фестиваль искусств [Kunstenfestival Des Arts] в Брюсселе 16 мая 2013 года
Продолжительность: 1 час 40 минут
Показывается на испанском языке с субтитрами
Производство: Компания "Групо Мареа" (Буэнос-Айрес, Аргентина), Театр "Компледжо" Буэнос-Айрес, Аргентина
Коопродукция Кустенфестиваль дез Артс (Брюссель, Бельгия), Венский фестиваль [Австрия], ХАУ Хеббель Ам Юфер (Берлин, Германия), Голландский фестиваль (Амстердам, Нидерланды ), Театерформен (Ганновер, Германия) , Мейсон Дез Артс де Кретей (MAC) и Осенний фестиваль в Париже, в сотрудничестве с АВЭК Лайте Директе и Джудит Мартин, при поддержке Национального управления культуры (ОНДА), администрации города Буэнос-Айреса,
P.S.
Мариано Пензотти (Буэнос-Айрес, 1973)
- аргентийский писатель и режиссер.
Изучал историю кино, изобразительного искусства и театра в академиях искусств Каса-де-Америка (Мадрид) и Ла-Лоджия СИСД (Италия). Окончил Национальную школу изящных искусств Рохелио Ируртиа (Буэнос-Айрес), В театре как драматург и режиссер за последние десять лет создал пятнадцать спектаклей. Его работы показывались в Аргентине, на фестивалях Бельгии, Германии, Франции, Ирландии, Латвии, Бразилии, Канады, Японии, Австрии, Испании, Чили, Англии, Дании и Швейцарии. Получил призы Розенмачера, Клэрин Премио, а также гранты: ЮНЕСКО-Ашбергом, Фонда Рокфеллера, Фонда Анторча и Каса Америка Мадрид.
Официальный сайт Мариано Пензотти В программе Осеннего Парижского фестиваля
с 11 по 14 декабря 2013
"КИНЕМАТОГРАФИСТЫ"
Дом искусств в Крейте