Отчёт о велопутешествии группы каменножбанских туристов
по Швейцарии и Франции в апреле 2019 г.
Идея похода: относительно бюджетное велопутешествие с детьми "к морю" во время школьных каникул. Хотелось ещё раз посетить национальный парк "Камарг" (Réserve Naturelle de Camargue). Прямой и недорогой поезд Ганновер - Базель (с возможностью везти велосипеды) навёл на мысль включить в маршрут Швейцарию.
Изначально планировалось заехать в Альпы, но физ. подготовка, погода и логистика навели на мысль отказаться от этого варианта в пользу более "прямого" маршрута Биель - Россильон.
Участники: Марк (12), Леонид, Рита и Яков (17)
Велосипеды: 26 MTB, 28 Cross-Country, 28 Cross-Country и 29er
Сроки: 6 - 20 апреля 2019
Нитка маршрута: Hannover - поезд * - Basel - поезд - Biel/Bienne - Erlach - Neuchâtel - Le Petit Cortaloid * - Yeverdon-les-Bains - la-Sarraz - Morges - Aux Vernes (Rolle) * - Genève - Colombiere (Neydens) * - Cernex - Chilly - Seyssel - Chanaz - Le Flon (Yenne) * - Saint-Genix-sur-Guiers - Saint-André-le-Gaz - Villeneuve-de-Marc - Vernioz - Camping des Nations * - Le Péage-de-Roussillon - поезд - Avignon - Tarascon - Arles * * - La Brise * - Le Grau-du-Roi - Vauvert - Domaine de la Bastide * - Nimes - Sanilhac-Sagriès - Collias - La Sousta * - Montfrin - Aramon - Avignon - поезд - Lyon * - поезд - Montbéliard - Montreux-Château - Dannemarie - Camping les Acacias * - Knœringue - Wentzwiller - Basel - Drei-Länder-Camp (Lörrach) * - автобус - Hannover
* место ночевки, обычно указано название кемпинга
Погода: в начале прохладно и даже холодно, часто дождь и пасмурно. Примерно с третьего дня погода налаживается и за исключением 16.04 великолепные солнечные дни, при этом без изнуряющей жары. На побережье был сильный ветер, так что купальный сезон решился открыть только Марк.
Навигация: при построении маршрута использовалась, в основном, навигатор OsmAnd (на основе openstreetmaps) и мне понравилось, как он строит веломаршруты. Активно использовали велодорожки и маркированные веломаршруты, если они отвечали генеральному плану (который достаточно динамично менялся).
Из неприятных участков я бы отметил три перегона: Женевы до Jussy по D18, Кусок N7 перед Roussillon (объехали огородами) и D135 по пути в Ним (нас не пустили в кемпинг и это был самый короткий путь к следующему).
Ночлег: за исключением Лиона (B&B) и Арля (апартаменты) ночевали в кемпингах. В начале апреля часть кемпингов ещё закрыта, так что имеет смысл позвонить уточнить, если нет информации в сети или есть сомнения в её актуальности. Кемпинги смотрели в ОsmAnd (offline) или в Gmaps, когда в кемпинге был wifi. Стоимость ночевки в кемпинге от 20 до 50 евро (здесь и далее цены указаны на всех). Стоимость кемпинга на наш взгляд слабо коррелировала с качеством сервиса. В Швейцарии кемпинги, как и всё остальное, дороже.
Велосипеды в поездах.
Германия: при поиске билета можно в опциях указать, что вы едете с велосипедом - после этого маршрут будет предлагаться в IC (inter city) и RB (региональных) поездах. В IC кроме билета на пассажира и резервации места (опционально, но часто осмысленно гарантировать себе сидячее место) будет выписан билет на велосипед с одновременной резервацией места под него. Веловагон в IC очень удобный, жаль только, что нет лежачих мест для людей. Заранее найденные билеты с учетом имеющихся скидочных карточек - 110 евро от Ганновера до Базеля. В региональных поездах резервация места ни для пассажира, ни для велосипеда не нужна - только билет на себя и на велосипед.
Швейцария: Между Базелем и Биелем была возможность ехать только на IC. В отличие от Германии обязателен и велобилет, и резервация места под велосипед. Сайт позволяет резервировать на один поезд только 3 велосипеда, т.к. ровно столько мест отведено в тамбуре первого вагона. Есть ли велотамбур сзади, как во французких поездах, - не знаю. Более того “простого” велобилета “в одну сторону” (как для человека) нет, и нам нужно было покупать "велокарточку на день". Итого заплатили почти 100 евро за часовую поездку, при том, что Марков велосипед мы разобрали и запаковали, чтобы решить проблему с резервацией .
Франция: ездили на Ter (региональные поезда), где велосипеды бесплатно (есть ограничения по времени), резервации веломест нет. В одном поезде вагон был похож на региональный поезд в Германии и достаточно комфортный для размещения с великами, а вот два других имели веломеста сразу за кабиной машиниста с гораздо менее удобным доступом к подвеске велосипедов. Частично эти неудобства компенсировались пофигизмом французских контроллеров: они сделали мне выговор за проезд на велике по платформе (в расписании не указано, в каком месте платформы останавливается первый вагон) и пытались отобрать у Туси наш термос с чаем (они решили, что мы набрали туда непитьевой воды из поездного туалета). Билеты на 3-4 часа езды обошлись нам в 120 - 140 евро на семью.
Велоавтобус. По милости Deutsche Bahn, отменившего нам поезд из Базеля, познакомились с FlixBus. Поездка с велосипедами "через всю Германию" (11 часов) около 210 евро.
Автобус имеет велокрепеж, но водитель заставил нас убрать велосипеды в багажный отсек. Интересно, что стоимость велосипеда в автобусе не зависит от расстояния - всегда 9 евро за один велосипед.
Снаряжение и питание: в основном готовили сами, пополняя взятое из дома в супермаркетах. Реже - плюшки с кофе в приглянувшихся кафешках, разовый разврат в Макдональдсе. Резьбовой газ во Франции купить сложно, поэтому брали переходник на "дихлофосный" баллончик. Горелка шланговая и навинчивающаяся (зарасная, не понадобилась), кастрюля Primus, и складная силиконовая (использовалась редко и скорее, как емкость для воды, а не для готовки), защитный экран из фольги. Палатка 3+ RedFox и NaturHike 2 (спал Яков, почти всегда ставили) , спальники тонкие пуховые и синтетические, надувные коврики.
Выводы и рекомендации: бюджетным поход сделать не удалось - переброска поездами по Франции и Швейцарии стоит дорого. Возможно, что есть способы ездить дешевле, но мы не нашли. Остальные задачи были выполнены и перевыполнены.
Маршрут можно условно разбить на три части. Биель - Женева - долина Роны - Россильон, Авиньон - Камарги - Ним - Авиньон и Монтбелиарт - Лоррах.
Вторая и третья часть относительно плоские и могут быть спланированы в основном с использованием велодорожек. Первая часть, начиная с Женевы, требует от детей умения работать с передачами и "крутить в горку". Можно заменить этот участок на маршрут via Rhone. Второй участок при желании может быть легко продлен на восток в сторону Марселя и дополнен рельефом.
Третий участок использовался для "замыкания кольца", времени было мало, но район тоже очень симпатичный, и можно делать полноценный маршрут, например на север, - в Кольмар и далее в Страсбург.
Фотоальбом:
https://photos.app.goo.gl/iKUJwPU9r72Q57uF7