Женя, Женечка и война…

May 18, 2011 10:37

Я люблю спектакли, на которых забываю о своих профессиональных обязанностях театрального рецензента, бросаю делать пометки в журналистском блокноте и начинаю искренне и непосредственно сопереживать происходящему на сцене... Именно это и произошло со мной на спектакле Старооскольского театра для детей и молодёжи «Женя, Женечка и «катюша», показанном в областном центре в рамках гастрольного обмена с Белгородским государственным театром кукол.

И вот казалось бы... Киноповесть Булата Окуджавы и Владимира Мотыля известна моему поколению едва ли не с пелёнок по прекрасному фильму с Олегом Далем в главной роли, и я точно знаю, что хеппи-энда в любовной истории Жени Колышкина и Женечки Земляникиной не будет, потому что его не может быть на войне... Но во время спектакля меня не покидало чувство, которое, наверное, испытывали мальчишки 30-х годов, в сотый раз смотревшие «Чапаева» и надеявшиеся, что уж в этот раз герой непременно должен выплыть... И это сильное эмоциональное впечатление от «Жени, Женечки...» старооскольского театра не тускнеет с течением времени, но заставляет снова и снова переживать уже пережитые чувства, лишь только в памяти воскреснут те или иные сцены, реплики, интонации спектакля...
В чём загадка обаяния этого спектакля? В удивительной чистоте интонации, трепетной проникновенности отношения и к событиям сороковых - роковых, и к эпохе создания киноповести, и к атмосфере литературного материала. Прямое обращение актёров к зрителям в прологе спектакля, когда они называют года своего рождения, говорят о своём отношении к давно минувшей войне, рассказывают об авторах, ничуть не выглядит плакатным приёмом - напротив, задаёт очень пронзительную, глубоко личную интонацию спектакля. Этому же способствуют и включенные в него песни Булата Окуджавы военного цикла.
Вообще, режиссура Семёна Лосева (он является художественным руководителем СТДМ) в «Жене, Женечке и «катюше» отмечена органичным сочетанием изобретательного внешнего рисунка и тонкой, глубокой, подробной работой с актёрами. Чувствуется, что спектакль создавался в любви и радости сотворчества - потому так интересны его мельчайшие детали, рождавшиеся, очевидно, из актерских импровизаций и студийных приёмов вроде действий с воображаемыми предметами и звукоимитации…
Тонкий лиризм, мягкий юмор и героика войны, выраженная не громкой патетикой, а человеческим её измерением, - всё это актеры СТДМ передают с подкупающей естественностью, искренностью и чистотой. Пётр Бежин (Женя), Екатерина Алексеева (Женечка), Павел Ивойлов (Ромадин), Сергей Скуридин (Косых), Алексей Солончёв (Зырянов) создали в спектакле образы яркие, живые, узнаваемые. Перечислю и других участников замечательного, цельного актерского ансамбля (увы, театральная программка не указывает, какую роль исполняет тот или иной актер): Андрей Костиков, Сергей Лысенко, студенты Ярославского государственного театрального института Егор Лифинский, Алексей Морев, Наталия Симанович, Татьяна Соловей…
Спасибо, старооскольцы! Вам удалось сделать так, что во мне театральный зритель победил театрального рецензента. И я об этом ничуть не жалею. Буду с нетерпением ждать встречи с вами на VIII Всероссийском театральном фестивале «Актёры России - Михаилу Щепкину» осенью нынешнего года и надеяться на то, что когда-нибудь увижу ваши спектакли на больших гастролях в Белгороде.
Наталья ПОЧЕРНИНА.

театр

Previous post Next post
Up