О бедном еврее замолвите слово. Высшее образование после Сталина.

Nov 18, 2021 14:34

Предыдущие части.
1. О бедном еврее замолвите слово. Предисловие.
2. О бедном еврее замолвите слово. Введение.
3. О бедном еврее замолвите слово. Довоенный период.
4. О бедном еврее замолвите слово. Послевоенная кадровая чистка.

Теперь давайте поговорим о ситуации в образовании.
Вот сводная таблица по количеству евреев-студентов по годам.



Наблюдается три "проблемных" периода.
Снижение количества в 50-х годах - это послевоенная борьба с еврейским блатом, о которой мы поговорили в предыдущей части. После смерти Сталина борьба прекратилась, наступила хрущевская "оттепель" и блат восстановился в полной мере, что видно, например, по взрывному росту количества аспирантов среди евреев. Но про аспирантов чуть позже.



Престиж интеллигенции в 50-60-х высок как никогда. Прорыв в космос, развитие ядерной физики - всё это активно используется в пропаганде преимущества социалистического общества. Фильмы, книги, газеты славят советских ученых и инженеров. Высокие зарплаты, высокий социальный статус, передовой край науки и техники - всё это привлекает молодежь. В конце 50-х в ВУЗы идет поколение, рожденное во время войны. Так как в этом поколении присутствует демографическая яма, вызванная войной, то конкуренция при поступлении низкая, что еще больше облегчает для молодежи подъем по социальной лестнице. И вроде бы всё хорошо. Но есть проблема.

Дело в том, что при декларируемом равенстве возможностей в образовании, в послевоенном СССР эти возможности были не равны. Молодой человек из семьи интеллигенции имеет изначально более высокий культурный уровень, чем житель села или рабочих окраин - из-за влияния семьи. Если папа-столяр будет учить сына строгать деревяшки, то папа-математик будет его учить математике. Папа-интеллигент приложит все усилия, чтобы свой высокий социальный статус продолжить в потомстве. Интеллигенция живет в городах, у нее высокие доходы, что позволяет нанять репетиторов, у нее широкие социальные связи - блат. Ну и чадо будут постоянно накручивать на поступление в ВУЗ - не к станку же мальчику из хорошей семьи. Т.е. к этому времени интеллигенция уже вполне осознала себя если не как полноценный класс, то как привилегированное сословие. Л.Л. Шпаковская в своей монографии "СОВЕТСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: СОЦИАЛЬНАЯ ИНЖЕНЕРИЯ И КЛАССОВАЯ БОРЬБА" приводит данные, что дети интеллигенции и служащих поступали в ВУЗы в 2.5-3 раза чаще, чем дети рабочих и крестьян.

http://ecsocman.hse.ru/data/414/147/1211/Shpakovskaya_Sovetsk.obrazovat.politika.pdf

Кроме этого были и другие вопросы. Промышленность требовала рабочих, причем, квалифицированных. А теория построения коммунизма постулирует устранение противоречия между трудом физическим и трудом умственным. Т.е. при коммунизме полноценный член общества должен уметь и руками поработать и интеграл посчитать и на пианино "Мурку" слабать.

В общем, в 1958-м году грянула реформа образования.
"ЗАКОН ОБ УКРЕПЛЕНИИ СВЯЗИ ШКОЛЫ С ЖИЗНЬЮ И О ДАЛЬНЕЙШЕМ РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СССР"
http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_5337.htm

Согласно этому закону, вместо обязательного семилетнего образования, вводилось обязательное восьмилетнее. Школа становилась политехнической и кроме базовых знаний давала профессиональные навыки - знакомила учеников с рабочими профессиями. После 8 лет можно идти в создаваемые по этому закону ПТУ или техникумы. Полное среднее образование - 11 классов, из них год - рабочая практика. А что касалось высшего образования, то

...В высшие учебные заведения принимать на основе характеристик, выдаваемых партийными, профсоюзными, комсомольскими и другими общественными организациями, руководителями промышленных предприятий и правлениями колхозов с тем, чтобы путем конкурсного отбора зачислять в вузы наиболее достойных, проявивших себя на производстве, подготовленных и способных людей. При зачислении в высшие учебные заведения предоставлять преимущества лицам, имеющим стаж практической работы.

Какой подлый и низкий удар по интеллигенции! Мало того, что терялся год на на получение ненужной рабочей специальности, так еще и рабочие квоты повсеместно в ВУЗах ввели, причем, довольно большие. Интеллигенция восприняла этот закон как атаку на собственные интересы, так как конкуренция при приеме в ВУЗы детей из "хороших семей" многократно возрастала. С самого начала интеллигенция начала атаку на эту реформу, ВУЗы изо всех сил ее критиковали. Для защиты интересов интеллигенция смогла протолкнуть идею создания специализированных школ с углубленным изучением тех или иных предметов. Школы прикреплялись к ВУЗам, занятия вели ВУЗовские преподаватели. Появились школы со специальными классами по математике, физике, биологии, химии, иностранным языкам. Выпускники имели преимущества при поступлении в эти ВУЗы. Подавалось это как школы для одаренных, талантливых детей, но очень быстро и закономерно эти школы стали "блатными".
Позже я покажу наглядное доказательство этого тезиса применительно к евреям.
В 1964-м Хрущева снимают, реформу к 1966-му сворачивают, возвращают 10-летку в школы и убирают рабочие квоты для поступления в ВУЗы. Именно эта просадка и возврат к прежним цифрам и видны в таблице еврейских студентов.

Далее мы видим, что до 1971-го года у евреев с высшим образованием всё хорошо, а с 1972-го начинается снижение, которое уже не остановится. Некоторые граждане связывают это с новым витком антисионистской борьбы, но на деле причины другие. Борьба началась в 1967-м и на учебу евреев практически никак не повлияла. В 1972-м была новая реформа образования, которая вводила обязательное среднее образование для всех учащихся. Эта реформа резко повысила конкуренцию при поступлении в ВУЗы, а кроме этого сказалась демографическая ситуация. Количество еврейского населения снижалось, количество остального населения неуклонно росло, а количество молодежи до 19 лет у остальных народов вдвое превышало этот показатель у евреев. Это связано в т.ч. и с образованием - у евреев после войны заметно повысился брачный возраст из-за того, что они в это время массово получали образование. В 1972-м в ВУЗы шла молодежь, рожденная в 1954-55 годах. Дальнейшее снижение имеет те же причины, плюс добавляется эмиграция.



При этом еврейский блат никуда не делся. Процент специалистов среди занятого еврейского населения неуклонно растет. При этом к концу 80-х процент евреев, имевших избыточную квалификацию, т.е. занимавших должности не требовавшие имевшегося образования был в три с лишним раза ниже, чем у специалистов всех остальных национальностей (11% против 39%)



Ссылка на статистику по демографии советских евреев. А то некоторые найти не могут :)
https://archive.jpr.org.uk/download?id=2808

Про Мехмат поговорим в следующем посте, чтобы не загромождать. И так много букв.
Продолжение: https://leon-spb67.livejournal.com/1405837.html

антисемитизм, евреи

Previous post Next post
Up