О бедном еврее замолвите слово. Довоенный период.

Nov 14, 2021 19:30

Начало:
https://leon-spb67.livejournal.com/1402853.html
https://leon-spb67.livejournal.com/1403280.html

Давайте рассмотрим положение евреев в РИ и СССР в довоенный период.
Так как бурные события ХХ века сопровождались массовыми миграциями, утратой и приобретением территорий, полная статистика сильно загромоздит текст. Потому пройдемся широкими мазками.
Основные демографические данные я беру из монографии: Вячеслав Константинов. ЕВРЕЙСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ БЫВШЕГО СССР В ХХ ВЕКЕ. Кому нужны более подробные данные - по ссылке.
https://archive.jpr.org.uk/download?id=2808

По переписи 1897 года численность евреев в РИ составляла 5.2 млн человек или 4.2%, но без Польши - 3.9 млн человек или 3.4% от всего населения. Уровень грамотности евреев старше 10 лет составлял 52% - это превышало средний уровень по стране (28%) и примерно соответствовало уровню грамотности городского населения. Выше уровень был только у протестантских народов - немцев, эстонцев, латышей. Связано это было, как я думаю, с несколькими факторами.
Основной - экономическая ниша, которую они занимали. Традиционные занятия евреев - торговля, разного рода посредничество и маклерство, ремесла. 41% евреев в начале века работал в промышленности, 35% в торговле, 13% в сфере услуг, часть составляли интеллигенцию, крестьян почти не было. Все эти занятия требовали грамотности. Почти половина евреев РИ проживала в городах, только треть в местечках и 18% в селах. Еще один фактор - религиозный. Еврей должен уметь читать Тору и детей грамоте учили в еврейских общинных школах - хедерах и талмуд-торах. Самыми крупными (без учета Польши) были общины Одессы, Минска, Кишинева, Вильно, Бердичева, Екатеринослава, Киева. В них в сумме проживало более 400 тысяч евреев. Общины Москвы и Санкт-Петербурга были небольшими. Москва - 8 тысяч, СПб - 17 тысяч.

Антисемитизм в РИ был привычным явлением, начиная с государственного уровня, заканчивая бытовым - черта оседлости, ограничения на получение высшего образования и занятие должностей, погромы. Еще до Революции началась массовая еврейская эмиграция, в основном в США. До революционных событий из страны уехало 1.5 млн евреев. Были так же две волны эмиграции в Палестину (первая и вторая алия) - 30 и 40 тысяч человек соответственно. Собственно, первыми колонистами, стоявшими у истоков создания Израиля, были выходцы из России и Восточной Европы. В общем, еще до революции еврейское население РИ сильно уменьшилось.

Первая мировая, революция и последовавшая Гражданская война вызвали в стране тектонические сдвиги, которые не могли не отразиться на евреях. В 18-20-х годах из страны уехало около 200 тыс. евреев. В основном в США, Канаду и некоторая часть - в Палестину. В основном это были те, кто не принял революцию - религиозные ортодоксы, крупные буржуи, часть интеллигенции.
По итогам Брестского мира и Советско-Польской войны Россия потеряла территории с массовым еврейским населением - Польшу, Западную Украину и Западную Белоруссию, Бессарабию, Литву. К тому же Гражданская война очень сильно затронула территории с крупным еврейским населением, где производились еврейские погромы (от 100 до 200 тыс. жертв). В результате по переписи 1926 года еврейское население составило 2.6 млн человек или 1.82% ко всему населению.

20-е годы в судьбе советских евреев отметились несколькими мощными разнонаправленными социальными процессами.

Первое.
С окончанием Гражданской войны и началом НЭПа значительная часть евреев оказалась разорена. Во-первых - война велась на "их" территории и разорила хозяйства. Во-вторых, евреи, занятые торговлей и частным промыслом попали в разряд "лишенцев" и были обложены непосильными налогами. Тут следует понимать, что эта мера применялась к ним не как к евреям, а как к частникам - наравне с другими национальностями. Этап перехода к социализму являлся Диктатурой пролетариата и все преференции предназначались трудящимся классам. А статус "лишенца" ограничивал эксплуататорские и паразитирующие классы в правах.
Положение этой части еврейства стало вопиющим и для исправления ситуации было принято решение об организации еврейских сельскохозяйственных коммун в северной части Крыма. Была развернута мощная агитация, установлены контакты с буржуазными сионистскими кругами Запада на предмет материальной помощи. Но, как мы помним, евреи к крестьянскому труду были холодны. В коммуны за более чем 10 лет приехало менее 50-ти тысяч человек. Тогда же начал обсуждаться вопрос о создании на территории северного Крыма еврейской национальной автономии. Мы же помним, что у евреев не было территории компактного проживания и общей экономической системы. Соответственно, не выполнялись критерии, позволявшие считать евреев нацией (см. "Марксизм и национальный вопрос" И. В. Сталин). Вот для создания полноценной еврейской нации им хотели выделить территорию - землю обетованную в СССР. Но этим планам помешало резкое недовольство крымских татар. В результате начали искать пригодную землю на Дальнем Востоке и в 1934-м году была создана Еврейская автономная область. Впрочем, этот проект тоже "не взлетел". В ЕАО переселилось всего 13 тысяч евреев.

Второе.
Установление Советской власти вызвало массовую эмиграцию буржуазии и интеллигенции. Среди оставшихся многие относились к новой власти отрицательно, занимались саботажем. Возник мощный дефицит специалистов, управленцев, грамотного технического и научного персонала. Так как уровень образования евреев в массе был выше, чем в среднем по стране, евреи дружно устремились в открывшуюся нишу.
Например на 1926 год доля евреев среди специалистов высшей квалификации превысила 9%, а в 1929 году евреи составляли 14% всех научных работников в СССР. Евреи массово потянулись в крупные города - Москву и Ленинград.

Третье.
Евреи в массе своей приняли и поддержали революцию, так как после столетий притеснений им была близка идея интернационализма. Массы евреев устремились в партию. Часть - по идейным соображениям, ну а часть по конъюнктурным - членство в партии открывало путь наверх, к строительству карьеры, к руководящим постам.
На XI съезде ВКП(б) в 1923 году евреи составляли 14,5% делегатов. В отдельных республиках доля евреев в партийных органах была еще значительнее. Например, в 1923 году в ЦК Компартии Белоруссии был 31 еврей или 66%, тогда как доля евреев среди всех коммунистов республики составляла 32%. Количество партийных среди евреев постоянно росло. Если к концу 1922 года на 1000 евреев приходилось 20 коммунистов, то к концу 80-х годов - 221.

В 30-х годах положение евреев продолжало упрочняться. Первые пятилетки требовали всё возрастающего количества квалифицированных специалистов.
В 20-х годах в образовании существовала т.н. "позитивная дискриминация" - в ВУЗы направляли промышленных рабочих и еврейские "лишенцы" этой возможности не имели. Причем, направление в ВУЗы носило мобилизационный характер - направлялись не подростки, а взрослые рабочие, коммунисты, рекомендованные партийными органами. Всего за время этой кампании в ВУЗы было направлено около 10 тысяч рабочих.
Многие рабочие при этом не имели даже среднего образования. В общем, когда эта категория закончила учебу и отправилась в промышленность, с мест повалили жалобы - от руководства предприятий на недостаточную подготовку и отсутствие опыта у инженеров и от самих новоиспеченных специалистов на недостаток знаний по таким предметам, как механика, физика и математика.

И в начале 30-х эту практику сворачивают. Происходит реформа образования, в ходе которой в ВУЗы начинают принимать юношей и девушек окончивших 10-летку.
В 1936-м году принимается новая Конституция, период диктатуры пролетариата заканчивается, "лишенцам" возвращают права. Всё это открыло евреям широкую дорогу к высшему образованию, как к трамплину в карьере.

На 1939-й год доля евреев среди всего занятого населения СССР составляла:
Партийно-государственный аппарат: 4,6%
Руководители среднего звена: 7,7%
Научные работники и преподаватели ВУЗов: 14,8%
Другие специалисты высшей квалификации: 8,1%
Специалисты средней квалификации: 5,8%
Младшие служащие: 3,2%

Напоминаю, что доля евреев среди всего населения на то время составляла порядка 2%.
Как видим, пока что никаких намеков на "государственный антисемитизм" нет и в помине. Наоборот, евреи активно поднимаются на самый верх, формируют элиту.
Но именно в эти годы формируется и та система, которая станет одной из главных причин послевоенных еврейских проблем: ЕВРЕЙСКИЙ БЛАТ.

Но об этом в следующей части.
Продолжение:
https://leon-spb67.livejournal.com/1404458.html

антисемитизм, евреи

Previous post Next post
Up