Click to view
Великий альбом великой группы. Kraftwerk. "Die Mensch-Maschine". Человек-машина. Холодно-отчуждённые картины будущего, завораживающие своей нечеловеческой, роботизированной мелодикой.
Разберём альбом по композициям (назвать их песнями как-то не получается - ведь роботы не умеют петь).
Die Roboter - это гимн современному (да и будущему) человечеству, становящемуся единой машиной. "Wir sind die Roboter" - "Мы - роботы" - так Kraftwerk полушутя назвали самих себя 40 лет назад (во многом эта фраза из припева была ответом критикам, называвшим альбомы немецких электронщиков "музыкой роботов"). "Мы - роботы". Сейчас так можно сказать, наверное, про каждого из нас. Мы все роботы единой общественной системы. "Ja tvoj sluga. Ja tvoj rabotnik." - вообще отголосок гегелевской диалектики Herr-und-Knecht, Господина-и-Раба. И да, эту песню недурно было бы ставить в общественном транспорте утром в час-пик - дабы граждане ясно понимали свою роль в процессе общественного труда - и настраивались на рабочий лад.
Das Modell заостряет поднятую тему машинизации-роботизации человека и очеловечивания машины. Конкретный способ-механизм этого обесчеловечивания - участие в системе производства товаров и их потребления (для современного среднестатистического Mensch-Maschine потребление вообще является единственным стимулом к производству). Когда всё становится Konsumprodukt (продуктом для потребления), тогда и Mensch превращается в Mensch-Maschine.
Metropolis вообще следует сделать официальным саундтреком к одноимённому фильму. Фриц Ланг одобрил бы.
Spacelab - создаёт атмосферу тотального механическо-футуристического вакуума, насыщенного тревогой и безысходностью (закольцованный ритм особенно этому способствует).
Neonlicht - прекрасная синтезаторная баллада. Очевидно, и роботам не чужды лирические моменты. Но моменты эти обманчивы и недолги. Свет в этом мире если и забрезжит, то лишь ненастоящий - неоновый.
Финально-заглавная Die Mensch-Maschine ставит точку, воспевая человека, который уже "Halb Wesen und halb Überding" (полу-существо и наполовину сверх-вещь). Übermensch'ем человек уже не будет. А вот Überding'ом, сверх-вещью - пожалуйста.