Иоганн-Иоахим Винкельман - подлинный творец классической эстетики Нового времени. Именно благодаря его работам в Европе, начиная с 1750-х годов, установилась мода на античность. Не просто возрожденческое подражание - но поклонение художественным формам античности. Конкретно - Древней Греции, ведь Рим всё же в художественном плане был эпигоном Эллады.
Статьи Винкельмана и его фундаментальная работа "История искусства древности" оказали влияние на всех без исключения позднейших европейских мыслителей, философствовавших об искусстве. Лессинг, Гёте, Шиллер, Гердер, Шеллинг, Гегель - все они в своих эстетических размышлениях исходили из основ, заложенных Винкельманом. Михаил Лифшиц - виднейший отечественный теоретик искусства - тоже воздал должное Винкельману.
К Иоганну-Иоахиму мы ещё не раз вернёмся. Сегодня мы остановимся всего лишь на одном моменте его эстетической теории.
Прославляя греков, он сосредоточен только на физической стороне (телесная красота и, следовательно, природа, создавшая эти прекрасные тела). Но так Винкельман по сути, создаёт прото-теорию высшей расы (которой, якобы, и были греки). Да, он не думает про низшую расу - но он говорит о высшей. Дополнить мысль противоположностью - всегда можно. Объяснение культа греков простое: 1) объективная причина - физическая красота как довод за греческое совершенство, которому надо подражать и 2) субъективная причина - гомоэротизм самого Винкельмана.
Попав в плен к прекрасной телесности, Винкельман впадает в следующие ошибки: 1) сам себе противоречит, ибо признаёт, что изучение одной природы ничего не даёт - не даст и понимания красоты. Но тогда зачем изучать греков - ведь они же такое же порождение природы, как и другие народы? В том-то и дело, что творения греков - это уже творения Духа, а не природы. 2) Отсюда логично было бы заключить, что познавать надо именно Дух Греции - дух полноты и свободы, создавший эти прекрасные произведения. Сам Винкельман это понимал: "Кисть художника должна быть погружена в Разум" - блестяще сказано! Но тогда при чём здесь вопрос о физической красоте греков как народа? Они могли быть действительно божественно красивы - но не в этом суть дела. И да, гармоничное общественное устройство, конечно же, ведёт к гармоничному, соответственному развитию ума и тела - это благо и цель - но нельзя выставлять исключительность какого-то народа за ориентир.
Эти детали теории Винкельмана исследователи стараются игнорировать - а меж тем, они-то и важны.
Подытожим: эстетика Винкельмана не ведёт, естественно, к нацизму, и более того, мыслитель не несёт субъективной ответственности за выводы из своей теории - как Христос не в ответе за изуверства инквизиции. Но есть ответственность объективная - назовём её просто логикой, и прямо скажем: коренной недостаток эта винкельмановская эстетика в себе имеет: культ физического (как красоты), приписываемого «отдельно взятому» народу - и обоснование этим физическим господства избранного племени в искусстве. Пока в искусстве. Но не пройдёт и двух веков, как соотечественница Винкельмана снимет фильм, прославляющий красоту арийской расы - с оглядкой на идеальные физические формы Древней Греции. Кинематографистку эту звали Лени Риффеншталь, а фильм назывался "Олимпия".