"Любезные друзья... Что такое, собственно, ваш реализм? В чем он состоит по существу? В утверждении, что вне вас что-то - вы сами не знаете, что, как, и где - причиняет ваши представления? Позвольте заметить, что это ложь. Вы это почерпнули не из самих себя, вы это услышали в какой-либо школе и повторяете, не понимая самих себя. Ваш реализм гораздо старее этого утверждения и обоснован бесконечно глубже, чем это необычайно поверхностное объяснение происхождения ваших представлений. Мы отсылаем вас к первоначальному реализму. Он весь сводится к уверенности в том, что предмет, представляемый вами, есть в то же время в самом деле действительный предмет. Но это положение есть не что иное, как ясный, несомненный идеализм; и как бы вы против этого ни восставали, вы все оказываетесь прирожденными идеалистами. Ваши школьные философы не знают ничего об этом реализме только потому, что их человеческая природа давно погибла вследствие суетной игры понятиями, но вы должны чувствовать, что вы достойны лучшей философии. Пусть мертвые хоронят мертвых, вы же покажите вашу человеческую природу, глубины которой не поняты и не обоснованы еще никакою философией. Если бы можно было предвидеть, что слепая вера в слова человека будет иметь больше силы, чем вера в самую его философию..."
Цит. по: Куно Фишер. Шеллинг, его жизнь, сочинения и учение. СПб, 1905. С. 323 - 324.
Реализм здесь надо понимать как "материализм" - как теорию, утверждающую реальность вещей, их независимость от Духа, от мышления. Шеллинг убедительно доказывает, что этот "реализм" на поверку оказывается идеализмом, только худшего пошиба - потому что не сознающим себя, себя не понимающим. Если мы уверены (знаем), что предмет нашего мышления - действительный предмет, предмет существующий вне нашего сознания - то само это знание есть признание примата мышления, Идеи над вещами. Вещи созданы Идеей - и потому мы в своём мышлении не сомневаемся в существовании вещей - ибо мышление и есть Идея и ей хорошо известно, что она создала. (Заметим, кстати, различие в понимании мышления - есть ли это мышление только индивида, или это всеобщая сущность, к которой индивид лишь причастен - будет и различием между субъективным и объективным - или абсолютным - идеализмом. Шеллинг в приведённой цитате выступает ещё как правоверный фихтеанец).
По сути, выяснив нативный идеализм материализма (реализма), 22-летний Шеллинг, этот enfant terrible и одновременно wunderkind философии, развивая мысль Канта и Фихте, поставил революционный ультиматум: пора покончить с двоевластием - философия должна уже осознать себя и прийти к единству, к монизму. Но эту философию ещё только предстоит создать, говорит Шеллинг, она в процессе становления.
Заслуга Шеллинга - он первый сформулировал программу дальнейшей философской революции - но не ему было суждено реализовывать эту программу. Позднее Гегель убедительно разовьёт идею студенческого товарища в систему, аксиомой которой будет: есть только одна философия - и это идеализм.