May 01, 2011 02:13
Героический народ у нас, всё-таки!
Вчера днём дежурил в поликлинике; скорая привезла дядьку лет 70 с носовым кровотечением. Вроде бы ерунда, но показателен анамнез: нелечённая гипертония с колоссальными цифрами АД (лекарств не принимал; аргумент - "чтобы не привыкнуть". Как будто доктора ему героин назначали!), кровотечения постоянные, хронические. Но в больницу - ни ногой! Настоящее ухудшение - в течение суток, на фоне гипертонического криза. Кровь льётся целый день струйкой - но скорую не вызывал, и бабке своей запретил это делать. А течь всё не закрывается. Всю прошлую ночь "глотал кровь", как говорит. И только сегодня согласился съездить в больничку. Результат - кровопотеря не меньше 20 процентов от общего объема крови, преколлаптоидное состояние и госпитализация в реанимацию.
И это не экстраординарный случай. Это типичное, обыденно-типичное явление. Феномен (проявление, то есть) духа русского народа.
Сколько их уже было за мою недлинную медицинскую карьеру: бабки, которые с перитонитом по 3 дня дома страдают, мужики-работяги, уезжающие в тайгу лес валить с болями от обострившейся язвы желудка - и поступающие уже с кровотечением или прободением этой самой язвы, женщины и мужчины всех возрастов, вынашивающие в себе опухоли до состояния некурабельности (неизлечимости, если попросту). Или - самый распространённый вариант - просто не соблюдающие назначений. Довод один и тот же: "боюсь привыкнуть к таблеткам". Что народ под этим "привыканием" понимает, мне, несмотря на неоднократные попытки, выяснить не удалось: никто из больных не смог сформулировать внятного ответа.
Почему всё так? Конечно, имеет значение традиционное недоверие к "государевым" общественным службам, медицине в частности; суеверие "в больницу попадёшь - здоровым не уйдёшь". Последнее, кстати, имеет свою логику - если заболевание хроническое, то полностью здоровым точно уже не будешь.
Но не только в суеверии дело, точнее, как раз не в нём дело.
Такое отношение к собственному здоровью - это целостная мировоззренческая позиция нашего народа. Перетерпеть, отсидеться, вынося даже немыслимые мучения - но ничего до поры не менять самому. И святая вера в то, что "само пройдёт", что всё равно будет улучшение. "Там всё будет прекрасно, надо только подождать"...
Но отсюда - и героизм народный (зачастую оборачивающийся боком - впрочем, разве возможен другой героизм?). Готовность к самопожертвованию, какое-то поистине религиозное самоотречение - вот лишь некоторые, но важные моменты народного духа (то что сейчас называют "ментальностью").
Но не мистификация ли этот "народный дух"? Вовсе нет. Русский мужик всегда жил в "миру" в общине, посредством "мира", и, по сути, для "мира". Над русским всегда возвышался авторитет общественного надындивидуального, объективных общественных институтов. Это - материальная предпосылка формирования "народного духа", гегелевского Volksgeist. Материальный базис общественной жизни каждого народа отличается своеобразием, ведущим к национальному своеобразию духа (или "национального характера", если не нравится философская терминология). Вот у русских своеобразие веками определялось "миром".
Но когда "мир" распадается, перестаёт быть единым целым - наш человек теряется. Если он не нужен "миру", тогда он не нужен самому себе. Не здесь ли причина повальной алкоголизации (погибающее русское село успешно спивается уже больше 20 лет)? Не здесь ли причина наплевательского отношения к собственному здоровью и вымирания населения (по статистике, мужчины в среднем живут у нас не более 58 лет, что лет на 15-20 меньше чем в Европе и США, по женщинам обстановка лучше - около 70 лет, но тоже меньше чем "там-у-них").
Так что у русского народа 2 пути - или, как индейцы в резервациях, потихоньку сгинуть, или - перестать глотать собственную кровь (как тот пациент) и восстановить утерянное двадцать лет назад единство "мира".
медицина,
volksgeist,
Гегель