Опасность полумер

Nov 30, 2012 17:19




Полу-милорд, полу-купец,
Полу-мудрец, полу-невежда,
Полу-подлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец.

Так Александр «наше всё» Сергеевич Пушкин написал про своего личного недруга, мужа своей любовницы - графа Воронцова. Очевидно, быть «полу-», обладать какими-то качествами лишь наполовину зазорным считалось всегда. Есть ли надежда на то, что начавшиеся преследования высокопоставленных коррупционеров обретут законченность и ту самую, необходимую «полноту»?

Вообще, можно ли назвать несколько громких «дел» о коррупции высших госчиновников «кампанией»? Или же это - ограниченная акция, пароксизм внутри- или межкланового конфликта в Кремле? Перефразируя известную цитату, «вопрос о характере чисток историей ещё не решён». (с)

Действительно, имея лишь мизерную (дез?)информацию, сложно сказать что-то о сути происходящего на наших глазах скандала с многомиллиардными хищениями из «государевой казны».

Даже всезнайки-политологи путаются в показаниях: то Скрынник - протеже Медведева и компромат на неё - это пинок Плюшевому, то, наоборот, Госпожа Лизинг оказывается креатурой Путина, и вся антикоррупционная шумиха - это тихая сапа кремлевских ультралибералов под президента.

Неопределённость самого характера «чисток» даёт большой простор для фантазии. Кто-то даже с надеждой заговорил о «новом 1937-м».

Но что бы «это» ни было, чем бы «оно» ни оказалось - полумеры опасны.
Нельзя "просто так", для каких-то сиюминутных потребностей, взывать к великим призракам великого прошлого. Тем более нельзя устраивать постмодернистский спектакль с образами, имеющими для народа эпохальное значение. Если конкретно - нельзя кинуть в массы идею "чистки в рядах" и никого при этом не расстрелять.

К тому же, несколько (пусть даже очень крупных и громких) «дел» - это не чистка как таковая. И поэтому эффект будет обратным. В массовом сознании закрепится не мысль «воровать нельзя, потому что накажут», а, напротив, «воровать надо, потому что воруют все».

Скандал с недвижимостью Минобороны и многомиллиардными махинациями с техникой в Минсельхозе, конечно, не открыли народу страны никакой тайны. Но они вывели бешенную страсть к обогащению за общественный счёт из андеграунда на свет Божий, лишив коррупцию ореола тайны, которой нельзя касаться. Так сказать, десакрализовав рвачество. «Воруют все!» - в очередной раз убедился обыватель. - «Почему же до сих пор не ворую я?» - задумается он глубоко после резонансных «дел».

И здесь возможны только два варианта.

Либо скандал, главными фигурантами которого оказались высшие чиновники (вплоть до вице-премьера) вообще нельзя было поднимать, сохранив, таким образом, официальную неприкасаемость как самой темы коррупции, так и «государевых людей». Не секрет, что официальное дозволение в нашей стране играет очень большую роль для общественного сознания. А с зарвавшимися министрами можно было разобраться и «в тихую», не разрушая авторитет государственной власти в глазах народа.

Либо надо раскручивать «кровавый маховик репрессий».
Чтобы каждый - от премьер-министра до последнего клерка - ежевечерне, перед сном обдумывал: «А не сделал ли я на работе сегодня чего такого?!»
Чтоб «дел» были десятки и сотни.
Чтоб осужденных были тысячи.
Чтоб были митинги: «Требуем расстрела!» или, по меньшей мере,
чтоб посадки были на «хорошие» сроки.

Другого не дано. Любые полумеры - опасны.

Но первый вариант уже отвергнут самими событиями последних дней. А насчёт второго… Тот-кого-сравнивают-со-Сталиным безаппеляционно заявил: «У нас же не 37-й год».

Так что, чисток, очевидно, не будет. Будет полу-чистка.

Вот только негатив в умах населения от полу-мер, похоже, будет полным.

Путин, преступление и наказание, на повестке дня

Previous post Next post
Up