В "18 брюмера" Маркс, как бы невзначай, сформулировал не только основной закон человеческой истории - но и, надо добавить, метод понимания истории: "Традиции мёртвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых".
Итак, мёртвые поколения диктуют живым - как им жить, что им делать и проч. и проч. "Мёртвый хватает живого!" - цитирует Маркс французскую пословицу уже на последних страницах своего искромётного памфлета.
Да, именно так.
Однако, в дальнейшем философия смерти Маркса несколько теряет в своей беллетристичной образности, но получает лоск научной теории. Собственно, opus magnum Маркса - "Капитал" построен на теории "живого и мёртвого труда". Более того, сам Капитал предстаёт буквально в личном образе вампира (нужно ли говорить, что вампир - мертвец по определению), высасывающего соки из живых людей-работяг!
Уже сама эмоциональная окраска нарисованных доктором Марксом образов должна была взывать к сопротивлению, к этакой эпической битве живых с восставшими из могил мертвецами, упырями и прочими вурдалаками. Неудивительно - ведь сам автор "Капитала" всю свою жизнь готовился к этой решающей mortal combat, к "последнему и решительному бою". Да и не только автор "Капитала", надо сказать. Все помнят русскую "Рабочую Марсельезу"?
Тебе отдых - одна лишь могила,
Что ни день - недоимки готовь.
Из тебя богачи тянут жилы,
Царь-вампир пьет народную кровь;
Ему нужны для войска солдаты -
Подавай ты ему сыновей,
Ему нужны пиры и палаты -
Подавай ему крови своей.
Так что - философия смерти Карла Маркса не есть его личное изобретение, но отражение духа эпохи.
Отлично, но что же следует из этой mortal philosophy? Уже в юности Маркс нашёл для себя ответ. И где же, как Вы думаете? В Библии. В Евангелии от Матфея: "И сказал Иисус: "Иди за мной. И предоставь мёртвым хоронить своих мертвецов".
У Маркса же библейский сюжет звучит так: "Прежние революции нуждались в воспоминаниях о всемирно-исторических событиях прошлого, чтобы обмануть себя насчёт своего собственного содержания. Революция XIX века должна предоставить мертвецам хоронить своих мёртвых, чтобы уяснить себе собственное содержание".
Лихо сказано, правда? Вот только не случилось в XIX веке таких "антимертвецких" революций. Пароксизм Парижской коммуны не в счёт - восстание в одном городе - ещё не революция.
Правда, был ещё целый 20-й век, весь прошедший под знаком Октябрьской революции. Так что да, тут Маркс не ошибся, лишь с веком получилась накладка. Одно но: великому теоретику пролетариата и в кошмаре не могло присниться, что та самая революция, вроде бы, подтверждающая его правоту, воздвигнет в центре Москвы гробницу своего вождя.
Так бывает: скажешь лихое слово - а оно же против тебя и обернётся.
И на Мавзолее парадокс не заканчивается. Напротив, он переходит в уже форменный абсурд - стоит только бросить взгляд на современных "марксистов", которые, похоже, только тем и занимаются, что хоронят своих мертвецов. Не важно при этом, что "марксисты"делают конкретно: идейно ли сожительствуют с либералами - или же, наоборот, славят великого антилиберала товарища Сталина. Так или иначе, "собственное содержание" остаётся для них тайной...
Таков парадоксальный итог философии смерти Карла Маркса. Провозгласившая восстание против мёртвых, эта философия сегодня уже сама "тяготеет, как кошмар, над умами живых".
И это нормально.
Через ночные кошмары человек преодолевает негатив реальной, дневной жизни.