И вновь о Ливии

Mar 30, 2011 11:42

Статья Марка Васильева о Ливии. Быть может, несколько сумбурно написано. Статья бедна выводами, но изобилует фактами. С этой точки зрения и интересна. Кстати, в отличие от большинства жж-комментаторов, Марк знает страну, о которой пишет - он был в Ливии - правда, в мирное время, около 2 лет назад.
Сохранена орфография и пунктуация автора.

Ливия после 19 марта 2011. «Косовский вариант» имеет шансы перерасти в «афганский сценарий»

Подытоживая неделю ракетно-бомбовых ударов по ливийским объектам, командование Западной коалиции констатировало полное выведение из строя ВВС и системы ПВО противника, а также готовность ударов по «подвижным наземным целям». Готовность эта, впрочем, уже неоднократно переходила в реализацию. СМИ сообщили об уничтожении танковой колонны режима под Бенгази. Тем не менее, успехи противников Каддафи на земле не столь внушительны как в воздушном пространстве. Только спустя неделю после бомбежек в режиме «non stop» оппозиция смогла двинуться в западном направлении, вытеснив армию Каддафи из стратегически важного пункта Адждабия, хотя до сих пор сообщается о боях на окраинах города. Днем с помощью авиаударов правительственные войска вытесняются из мятежной Мисураты, а под покровом ночи бронетехника Каддафи вновь входит в город. Конечно, нельзя исключить того, что днем коалиция опять возьмет верх. Вопрос, как долго все это будет продолжаться?
Бывший посол РФ в Ливии Владимир Чамов ответил что армия Каддафи продержатся 3-4 месяца, пока хватит продовольствия и ресурсов и при том условии, что боевые действия НАТО не будут развернуты на земле. Другое дело - инициаторы «Рассвета Одиссея» наперебой уверяют мировую общественность в скором окончании «гуманитарной интервенции». Бомбить Ливию бесконечно вроде никто не собирается. Общее мнение военных специалистов по операции в Ливии было изложено еще до начала обстрелов. По опыту прошлых локальных войн успех ракетных и бомбовых ударов будет значимым только при наземном подкреплении - либо силами коалиции, как это было в Ираке, либо, местными боеспособными формированиями, как «Армия освобождения Косово» в Югославии или «Антиталибский альянс» в Афганистане. При отсутствии этого можно рассчитывать либо на испуг противника, либо на раскол в окружении Каддафи и «дворцовый переворот».
Относительно ливийского противостояния до сих пор остается дискуссионным вопрос, кто именно воюет против Каддафи. Интрига состоит в том, что, с одной стороны журналисты различных СМИ, побывавшие в «освобожденных районах» весьма скептически отзываются о боевом потенциале повстанцев, отмечая отсутствие навыков командования и обращения с оружием. В то же время, очевидно, что с правительственными войсками кто-то воюет и, подчас, достаточно эффективно. Судя по всему, боевые действия осуществляют мобильные группы, имеющие навыки боев в городах и быстро меняющие места дислокации. Каддафи многократно заявлял, что против него воюет Аль-Кайда. До недавнего времени к этому заявлению относились скептически, однако, возможно, «дыма без огня не бывает». На днях один из командиров повстанцев Абдель Хаким эль-Хасиди в интервью, данной итальянской газете, подтвердил участие исламских радикалов в боях против войск Каддафи. Сенсацией такое заявление не выглядит. Исламисты в течение всего времени были открытыми врагами ливийского правителя, считая его чуть ли не еретиком. Он платил им тем же и даже, по принципу «враг моего врага - мой друг» пошел на сотрудничество с администрацией Буша для совместных действий против исламских фундаменталистов. Фундаменталистские настроения в Киренаике также не новость. В этой области Ливии серьезные столкновения на религиозной почве имели место в середине 90-х годов и несколько лет назад, когда радикалы штурмовали итальянское консульство в Бенгази в связи с публикацией в Европе карикатур на пророка Мухаммеда.
Предположим, что при поддержке авиации НАТО мятежники перехватят стратегическую инициативу. Вопрос, однако, состоит в том, будет ли вооруженное ополчение Киренаики вторгаться в чуждые им западные и южные регионы страны? А если будет, на кого реально оно там сможет рассчитывать? Именно этот вопрос, придется решать «союзникам», если они решаться на наземную операцию. Перетасовки в «карманном» переходном правительстве, происходящие ныне - дело третьестепенной важности. В случае вторжения сил НАТО, разумеется, крупных баталий в Ливии не предвидится, однако, интервенты могут быть втянуты в затяжную партизанскую войну, которая с высокой вероятностью распространится и на соседние государства - Судан, Чад, Алжир, Нигер, Мали. Зона т.н. «исламского Магриба», провозглашенная религиозными радикалами, уже сейчас простирается от сахарских регионов Мавритании, до северных областей Чада. Эти огромные территории практически не контролируются властями вышеупомянутых стран. Так что в случае военного поражения в прибрежной Ливии, у Каддафи будет куда отступить. Отступать, правда, придется с боями, ибо исламисты уже закрепились в этих малодоступных местах. В войсках Каддафи уже сейчас имеются добровольцы (некоторые СМИ называют их наемниками) из стран Суданской зоны. Возможно, желающих пострелять в пустыне по европейцам или американцам будет еще больше, если наземная операция иностранных войск все-таки начнется.

Всеобщее вооружение народа. По какую сторону баррикад?

Коль скоро, в Ливии «заговорили пушки», не заставили себя долго ждать и военные эксперты. Первоначально собравшись в студии «Радио Свободы», они высказались, что коалиция попросту упустила время, позволив Каддафи отвоевать три четверти территории страны. В этих условиях наступать и нарушать прекращение огня будут вынуждены инсургенты, а НАТО, поддерживая их с воздуха - все больше и больше втягиваться в гражданскую войну на стороне повстанцев. Вряд ли мирное население должно радоваться тому, что оно будет гибнуть не под ливийскими бомбами, а под французскими, английскими, или датскими. «Точечные удары» внутри больших городов не смогут не задеть гражданское население, при том, что СМИ пишут о «живых щитах» сторонников Каддафи вокруг аэропорта в Триполи и других важных объектов. Правда, по ходу развертывания боевых действий стало очевидно, что соблюдения духа и буквы резолюция Совбеза ООН, равно как и судьба гибнущих мирных жителей мало беспокоит «союзников», которые вплоть до последнего времени открыто воевали на стороне повстанцев. Тем не менее, аналитики все еще признающие, что самые боеспособные части ливийской армии пока воюют на стороне Каддафи, время от времени переходя в наступление, несмотря на удары с воздуха. Кто же воюет на его стороне? В последних теле- и радиообращениях к нации ливийский лидер неоднократно высказывался, что лучшей защитой от налетов вражеской авиации может быть только собственный народ, что вполне отражает ту военную доктрину, которую де-факто использует Ливия. Военные эксперты, собравшиеся 24 марта в редакции «Русской службы Би-Би-Си», как ни странно, признали некоторую реальность этой доктрины и ее практического воплощения. "Каддафи, явно переоценивая свои возможности по изменению ливийского общества, стал проводить политику "вооруженного народа". Исходя из этого, армия стала занимать очень скромную роль. Она должна, в первую очередь, помогать обучать народ использованию оружия, но, как он полагает, она не должна быть основой вооруженного народа", - рассказал Би-би-си директор Центра общественно-политических исследований Владимир Евсеев.Отдельные боеспособные вооруженные формирования, среди которых есть и бригады спецназа, подготовленные иностранными специалистами, а также, бригада, укомплектованная наемниками и добровольцами из иностранных государств, входят в состав так называемых "войск охраны Джамахирии". Как бы то ни было, но СМИ едины в констатации факта, что до начала бомбардировок стран НАТО Каддафи частично реализовал план вооружения своих сторонников в Триполи и некоторых других регионах Ливии, где его положение стабильно. Именно за счет этого правительственные войска овладели стратегической инициативой и отбросили повстанцев к Бенгази. Авиаудары западной коалиции остановили это наступление.

Дипломатические инициативы под бомбами

Практически все российские аналитики уже заранее похоронили неугомонного «лидера ливийской революции», считая, что в сложившейся ситуации, вопрос и способ его устранения - дело техническое. Тем не менее, Каддафи пока не только воюет, но и ведет интенсивную деятельность на дипломатическом поле. В ответ на присоединение Катара и ОАЭ к воюющей коалиции, Ливия вышла из Лиги арабских стран, хотя после начала авианалетов ее руководство пыталось осторожно критиковать «союзников». Амр Мусса, генсек ЛАГ, сказал 20 марта, что лига поддержала создание бесполетной зоны, но никак не бомбардировки. По его словам, начавшиеся боевые действия вышли за рамки мер, необходимых для выполнения резолюции ООН и защите мирных жителей в Ливии. На днях сменил тон Иран, ранее резко критиковавший Муаммара Каддафи за жестокость в отношение повстанцев и мирных жителей. Пресс-секретарь министерства иностранных дел Исламской республики заявил, что Запад собирается захватить Ливию.
Главным козырем Каддафи и фактором давления на мировую общественность по-прежнему остается Африканский Союз. 20-го марта в Нуакшоте (Мавритания) представители ЮАР, Мали, Мавритании, Конго и Уганды (некоторые страны представляли их главы, другие - министры иностранных дел) выпустили совместное коммюнике, согласно которому конфликт между Каддафи и его оппонентами должен найти «африканское решение». «Это решение должно уважать единство и территориальную целостность Ливии, и отвергнуть любое иностранное военное вмешательство в какой бы то ни было форме», - добавил президент Мавритании. Изначально АС планировал в ходе встречи сформировать инспекционную делегацию, которая должна было вылететь в Ливию, но, начало военной операции не позволило это сделать.
Пять африканских лидеров договорились и провести в столице Эфиопии саммит Африканского Союза. Он прошел 25-27-го марта. Примечательно, что представители Африканского союза ранее уклонились от участия в парижском саммите, на котором решался вопрос о военных действий против Ливии. Французские дипломаты заявили в этой связи, что африканцы «не определились с ролью». Западные державы не случайно пытаются заручиться поддержкой арабских и африканских стран для легитимации интервенции в Ливии, не желая, чтобы «наведение порядка» в этой стране выглядело как война между белым севером и черным югом. Тем не менее, проходящий в Аддис-Абебе саммит АС неукоснительно держится выработанной ранее линии, поддерживающей Каддафи как законную власть в Ливии. Краеугольным камнем встречи стала инициатива переговоров между представителями Каддафи и оппозицией. Триполи тут же принял эту инициативу и сделал все, чтобы реализовать ее на «высшем уровне». В Аддис-Абебу (несмотря на воздушную блокаду) прибыл глава Всеобщего народного конгресса Джамахирии - формальный глава государства. Однако, представители антикаддафиевской оппозиции на саммит, по-видимому, не явились. Это, кстати говоря, не добавило им симпатий со стороны лидеров африканских стран. Разумеется, в Африканском Союзе отношение к Каддафи неоднозначное. Известно, что Габон, Нигерия и ЮАР голосовали в Совбезе ООН за резолюцию о беспилотной зоне. Есть информация, что президент ЮАР поддержал ее по личной просьбе Обамы. Сейчас он резко критикует «чрезмерное применение силы». Африканские лидеры с одной стороны не забыли грубые и непредсказуемые вмешательства «Брата Лидера» в межконфессиональные и межэтнические конфликты, которыми изобилует Африка. Реальная боязнь за население Бенгази в случае его перехода под контроль Каддафи была озвучена президентом Руанды, проведшим параллель с гражданской войной в собственной стране. Нельзя исключить Нигерия поддержала Запад при голосовании, памятуя «предложения» Каддафи о разделении страны на мусульманский Север и христианско-анимистский юг после кровавых конфликтов между конфессиональными группами весной прошлого года. Тем не менее, ход Аддис-Абебского саммита АС показывает, что Каддафи представляется его участникам куда меньшим злом, чем НАТО. Понятно, что альянс, в случае победы, не будет торопиться свертывать свое присутствие в регионе, которое сейчас, во многом благодаря бескомпромиссной позиции Каддафи, например в дарфурском вопросе, пока минимально. Эту позицию внятно изложил в ходе встречи на высшем уровне президент Уганды Йовери Мусевени, выполняющий ключевую роль по взятию ливийского конфликта под контроль Африканского союза. Мусевени дал понять, что относится к Каддафи без иллюзий. В свое время, когда «лидер» взял власть в свои руки, многие молодые африканцы смотрели на него с надеждой. С другой стороны, Мусевени напомнил о глубоком разочаровании в связи с поддержкой Каддафи угандийского диктатора Иди Амина в 80-е годы, только лишь по тому, что последний был мусульманином. Не встретила энтузиазма у лидеров африканских стран и попытка Каддафи заигрывать с представителями традиционной власти, которые на «саммите» в Ливии, вероятно, небескорыстно провозгласили его «королем королей». Светские лидеры усмотрели в этом попытку давления на них через влиятельные традиционные механизмы власти, которые очень сильны в Африке. Тем не менее, угандийский президент дал понять, что несмотря на все зигзаги африканской политики ливийского лидера, он всегда проводил самостоятельную внешнюю политику, независимую от империализма и выгодно отличается от тех политиков, которые, напуская на себя демократический антураж, на деле являются лишь марионетками западных держав. Ранее неоднократно сообщалось и о том, что некоторые президенты стран АС, среди которых Мавритания, Намибия, Конго, Гвинея Бисау, и пр., безоговорочно поддерживают Каддафи. Кроме поддержки, оказанной африканскими лидерами, нельзя пройти мимо «уличной поддержки Каддафи» в Африке. Так, мировые СМИ, включая газету Нью Йорк Таймс сообщили о многотысячном митинге в поддержку Каддафи, который прошел в столице Мали Бамако 26 марта. Толпы демонстрантов, среди которых были представители исламских общественных организаций прошли перед американским и французским посольствами с лозунгами «Долой Саркози!», «Долой Обаму!». Еще раньше неназванные источники в Мали сообщили о прокаддафиевских настроениях среди малийских туарегских племен. По данным источника несколько сотен туарегов выступили в поддержку Каддафи, перейдя на территорию Ливии через Южный Алжир. Алжирское правительство, в свою очередь, отказалось предоставлять союзникам воздушное пространство страны для их самолетов. 26-го марта 2011 года председатель Африканского союза Жан Пинг признал целесообразность переходного периода для Ливии в целях обеспечения ее дальнейшей демократизации. Жан Пинг напомнил, что Африканский союз был против внешней военной интервенции в Ливию, которую сейчас возглавляют США, Франция и Великобритания. Он разъяснил в деталях программу, график и повестку дня урегулирования ливийского кризиса, которые предусматривают прекращение огня, облегчение поставок гуманитарной помощи и облегчение участи рабочих-иммигрантов в Ливии, большей частью выходцев из стран Африки южнее Сахары.
Сумбур вместо музыки
Немалую головную боль для НАТО представляет собой растущая нестабильность и в других странах региона. Теракт в Иерусалиме и последующий удар по сектору Газа, похоже вновь спровоцировали арабо-израильский конфликт. Невзирая на введенное в Бахрейне чрезвычайное положение, активисты шиитской оппозиции планируют возобновить массовые манифестации в районе столичного аэропорта. Участники другой акции намерены освободить госпиталь "Сальмания", который на прошлой неделе силы безопасности "очистили от противников" монархического режима. В Иордании оппозиционно настроенная молодежь разбила лагерь на одной из центральных площадей Аммана. Пикетчики поклялись, что не покинут ее до тех пор, пока не добьются ухода в отставку премьер-министра Мааруфа аль-Бахита. Участники акций протеста требуют обуздать коррупцию, прекратить репрессии со стороны органов безопасности, распустить палату депутатов и принять новую конституцию. В Йемене, где в прошлую пятницу более 50 манифестантов погибли и свыше 100 получили ранения, ситуация крайне взрывоопасна, несмотря на последние обещания президента Али Абдаллы Салеха "амнистировать всех военнослужащих, перешедших на сторону оппозиции". Падение Салеха, который все эти годы обещал Западу сдержать «Аль-Кайду» в своей стране, было бы сейчас крайне некстати для натовцев. Вероятно, все это вместе взятое, а также то, что Каддафи попросту не испугался вступить в неравное противостояние, порождает сумбурность и хаотичность заявлений политиков и действий европейских военных. Барак Обама оправдывается перед Конгрессом, который, в свою очередь не определился, за что критиковать президента - за то, что ввязался в ливийскую авантюру, или, за то, что сделал это не так решительно, как надо. Обама разъясняет, что совершенно не собирался ни убивать Каддафи, ни вводить в Ливию американский спецназ. Авиация союзников, в поисках мишеней, бомбит то больницу, то пустые казармы в городке Танджур. Сейчас, в связи с передачей командования сил антиливийской коалиции в руки НАТО, в Лондоне созывается конференция по Ливии. Через пару дней Совбез ООН должен подытожить выполнение пресловутой резолюции о беспилотной зоне. А малийские манифестанты - определиться - идти ли им на подмогу Ливии.

Марк Васильев

Ливия

Previous post Next post
Up