Эксперты ОПО требуют отменить коррупционный порядок аттестации с неадекватными вопросами ни о чем, люди заинтересованы в качественной работе и за это их вытесняют
В России каждый объект опасен и виноват тот, кто случайно выжил
Экспертиза опасных объектов: борьба с кадрами, чтоб не решали все
Эксперты опасных объектов требуют отменить коррупционный порядок аттестации с неадекватными вопросами ни о чем. Специалисты заинтересованы в качественной работе и за это их вытесняют вон. Схема выстроилась по формату замены в строительстве саморегулирования на лицензирование: «Экзамен придешь сдавать ко мне».
За три месяца нового порядка из 4,5 тыс экспертов аттестацию прошли чуть более ста человек. Все из одной ассоциации. Из несдавших 10% пытаются сдать. 30% выступают с активной позицией отменить процедуру аттестации. 60% выжидают, чем это закончится. По регионам бегают столичные ходоки и предлагают скупить экспертную организацию: все равно у вас без нас ничего не получится.
Об этом говорили в четверг на парламентских слушаниях в Совете Федерации по проблемам законодательного регулирования экспертиз промышленной безопасности на опасных производственных объектах (ОПО).
Ведущий зампред комитета СФ по экономической политике Сергей Шатиров - человек мужественный. Дал высказаться всем. Буря справедливого гнева разбавлена вкраплениями назойливой политической клоунады. Ростехнадзору пришлось выслушивать и отвечать на вопросы.
Шатиров напомнил историю вопроса. 2007 год, авария в Кемеровской области 150 человек погибли включая практически все руководство. Остались начальники участков, они ответили по самой строгой статье УК. К аварии привели три экспертных решения сторонней организации в т.ч. по газу. Наказаны те, кто остался жив из второстепенных руководителей. Люди оставили семьи и отбывают наказание.
Три крупные аварии заставили вывести надзор из непрофильного министерства и подчинить непосредственно правительству. Военизированные спасатели подчинены МЧС.
Что произошло в 2007? Эксперт Наталия Колоколова с сорокалетним стажем по неразрушающему контролю заявила, что до 2007 года была система. Очень много нам испортил закон о техническом регулировании. Эксперту написали: ваши предложения учтены. Однако мы получили документы по которым невозможно работать.
Система экспертов-однодневок никого не устраивала. Все так или иначе зависимы. Отрицательных экспертиз нет, они так или иначе зависимы от заказчика. Эксперт записывает компенсаторные мероприятия, их никто не выполняет и не проверяет. Реформирование необходимо. Однако любую идею можно довести до абсурда.
Замруководителя Ростехнадзора Александр Рыбас в комментарии МП пояснил, что экзамен для процедуры аттестации готовил подведомственный Ростехнадзору Учебно-методический центр. Нанимали экспертов. Всего 14 тыс вопросов. Есть общие и есть по направлениям. Датчик случайных чисел выбирает для экзаменуемого 200 вопросов. Надо ответить за два часа получается 36 секунд на вопрос. Рыбас хочет организовывать экзамен, в регионах потому что знает, что будет. Для этого надо тиражировать компьютерный центр, а он дорогой. Раз в пять лет можно приехать в Москву и заодно посмотреть Третьяковскую галерею.
Экспертов искусство не вдохновило, пока у них своя миссия невыполнима. Однако Ростехнадзор не более чем исполнитель, авторы безобразия где-то за Минэком.
Сообщение
Сергей Шатиров провел в СФ парламентские слушания проблемы регулирования экспертиз промбезопасности на ОПО
Зампред комитета СФ по экономической политике Сергей Шатиров провел в к.700 СФ парламентские слушания «Актуальные проблемы правового регулирования проведения экспертизы промышленной безопасности на опасных производственных объектах в Российской Федерации»
Участники рассмотрели состояние действующего законодательства в сфере промышленной безопасности, в частности на производственных объектах, представляющих повышенную опасность.
Конспект
Сергей Шатиров. 2007 год авария в Кемеровской области 150 человек погибли практически все руководители, остались начальники участков, сегодня они ответили по самой строгой статье УК. Были три экспертных решения сторонней организации в т.ч. по газу, которые привели к аварии. Ответили те кто остался жив из второстепенных руководителей сегодня они оставили семьи и отбывают наказания. Авария СШ ГЭС. Шахта Распадская 91 человек без учета спасателей. Ни одно государство не выпускает из рук тему промышленной безопасности. Надзор вывели из непрофильного министерства и подчинили непосредственно правительству. Военизированные спасатели подчинены МЧС. НИИ в стране единственный, а шахтерские катастрофы потрясают всю страну. Защитить его от приватизации. Список участников формировался полтора месяцев. Все профессионалы, общих не нужно, сразу пройдемся по болячкам.
ДОКЛАД (регламент 10 минут)
Начальник Правового управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Дмитрий Алексеевич Яковлев. Лицензировано более четырех тысяч организаций, некоторый выдают на гора несколько тыс заключений в год, некоторые ни одного. Набольшее число заключений технические устройства, здания и сооружения, документация на техническое перевооружение, ликвидацию и консервацию ОПО. Проблема качеств заключений. Пример авария трубопровода под Москвой-рекой в 2015. погибли случайные люди отдыхающие. Заключение обнаружила дефект трубы при условии устранении можно эксплуатировать до 2040 года. Следующее заключение дефект не указан эксплуатация до 2019 года. В результате дефект сработал. Заключения пишутся под копирку. В заключении на кран м.б. экспертиза оборудования под давлением. Заключения для снижения налогов. Перевели заключения на уведомительный характер, их так много не состоянии даже читать. Запрещена экспертиза самих себя. Введена ответственность за выдачу заведомо ложных заключений. В прошлом году проведено 296 плановых и 122 неплановых проверки. Этот механизм не панацея. Мы не в состоянии проверить все. 162 административных наказания. Уголовное наказания не наша компетенция. Внесены изменения в лицензионные требования, они были настолько низкие, достаточно было иметь одного эксперта. Мы занимаемся детализацией требований промышленной безопасности. У нас методологических подходов как добиваться повышения качества экспертизы.
Вопросы
370 тыс экспертиз в год, у вас не боле ста экспертов, потребует более года.
Яковлев. Приходите на экспертизу.
Не принят административный регламент оказания государственных услуг. Насколько легитимна аттестация экспертов.
Яковлев. Административный регламент и другие документы зарегистрированы Минюстом сегодня.
Рыбас. Все аттестованные лица аттестованы в соответствии с законом. Все законно.
Очень много расхождений между Административным кодексом и требованиями безопасности. Нужный документ уничтожили. Полная независимость эксперта 945 постановление правительства исключено из 186-ФЗ. Нет нормативных документов что такое техническое перевооружение как вводить после него.
Яковлев. Готов подписаться под каждым вашим словом.
Константин Ходченков (?) президент Центр независимой экспертизы. Именно нам СКР поручил заключение о причинах аварии СШ ГЭС. По поручению ВС мы ведем реестр экспертов России. Нам в общественную экологическую приемную звонят о неадекватной процедуре аттестации.
Шатиров. У вас выступление или вопрос?
Вы не на митинге.
Ходченков. Соответствие процедуры?
Яковлев процентов 20-30% принято, на память не приведу статистику. Соответствие процедуры закону подтверждена Минэком.
Кто-то ответил хотя бы для собственного спокойствия? (аплодисменты)
Яковлев. У нас сдает каждый третий. (шум в зале).
Рыбас. Мы в стенах парламента, впечатление как на рынке.
Шатиров. Время вышло.
СОДОКЛАД (регламент 10 минут)
Генеральный директор ОАО «МГЦ «Промышленная безопасность», председатель Комиссии Общественного Совета при Ростехнадзоре по вопросам проведения экспертизы промышленной безопасности, доктор технических наук Владимир Семенович Котельников. Существует много пробелов. Правила проведения экспертизы законодательно не определены. Порядок не установлен, порядок не раскрывает срок безопасной эксплуатации. Международный опыт переход от государственной экспертизы с назначением экспертов до частной экспертизы со снижением качества. Введение жесткого государственного регулирования. Необходимо вернуться к процедуре аттестации, она не соответствет времени.
ВЫСТУПЛЕНИЯ (регламент - 5 минут)
Шатиров. Передаю слово человеку который стоял у истоков и возглавлял Ростехнадзор.
Президент Ассоциации Национальное объединение строителей Николай Георгиевич Кутьин. Почему отказались от утверждения экспертиз. Было принято политическое решение. Процедура аттестации 36 секунд на один вопрос, 14 тыс вопросов. Это некачественная экспертиза. Сокращение территориальных органов мы говорили что сокращают расходы бизнеса. У нас страна огромная. Зачем человеку с Сахалина ехать в Москву? Почему пошли по моделям репрессивным. Уверен никто из присутствующих не хочет снижать требования.
Член-корреспондент РАН Николай Андреевич Махутов. Я участвовал в большом числе аварий наши усилия не увенчались успехом. Мы далеко не все учитываем, у нас объекты высокой степени опасности и стратегические объекты, их число снижается. На разных уровнях по-разному. В нашей стране только Совет Безопасности может регулировать. За каждой катастрофой находится реальный ущерб для страны. Не совсем правильно за сто тыс объект на миллиарды.
Шатиров. Правовое регулирование каждый шаг трудно. Ввели поправки ТК, сейчас безопасность по отраслям.
Ппарат советника президента Устинова Елена родионовна Алдександрова. Отказ от коррупционной стороны утверждение экспертиз. Повышение ответственности экспертов. Процедура вновь наиболее непрозрачна и коррупционна. Аттестацию экспертов регулирует нелегитимный акт Ростехнадзора. Аттестация по 36 секунд на вопрос. Без изучения ответов сдать экзамен невозможно. Есть вопросы по актуальности вопросов, суть невозможно понять, не соответствуют закону. Полторы тысячи вопросов. Сдать экзамен можно обратившись в организацию, и все сдают.
Вице-президент Торгово-промышленной Палаты Российской Федерации Александр Михайлович Рыбаков. 4.5 тыс требуется, имеют право подписывать документы 116. при таких темпах потребуется 150 лет. На переходный период продлить статус экспертов срок которых не истек. В Москву приходится ездить дважды. Мы проводили экспертизу задвижек СШ ГЭС, в Бушере.
Технический директор ООО «ТВ-Групп» Юрий Владимирович Житников. Вопрос шире связан с квалификаций. Мне приходилось вычитывать заключения. Ошиька аттестованного эксперта.
Заместитель Генерального директора - директор по научной и экспертной работе АО «Научно-производственная фирма «Центральное конструкторское бюро арматуростроения» Юрий Иванович Тарасьев. Повернуть дискуссию в другую плоскость. Нас стараются подтолкнуть хороша ли была система, есть более серьезный вопрос о реформе Ростехнадзора. Есть сто экспертов которые ответили на все вопросы и есть много порочных фирм. Вы разбили все на 12 направлений. Но труда одно устройство, кран полтора метра на 120 атмосфер другое. На компрессорную станцию вас никто не пустит если вы не специалист в компрессорных станциях. Мы занимаемся только арматурой. Сто экспертов умеют нажимать кнопки ответили на вопросы которые не имеют отношения. Из вопросов выпал ГОСТ на термины. Нет такого безопасная эксплуатация, все объекты опасны. Нужно отменить результаты аттестации. (аплодисменты).
Технический директор ЗАО «НПО «Ленкор», доктор химических наук, профессор Александр Мстиславович Добротворский. Я сторонник учета научных званий экспертов, но только для экспертов высшей квалификации. Появилось много квазиизданий, вы читали опусы? Они дискредитируют российскую науку. Я оцениваю рынок 100-150 млн руб. столько люди потратили чтобы опубликоваться в этих изданиях. Система аттестации не отвечает.
Генеральный директор ООО «Метам» Александр Геннадьевич Марков. Опасения вызывает аттестация. Полностью отсутствует прозрачность подведения итогов аттестации, отсутствует апелляция что повысило бы ответственность проведения аттестации. Обеспечить возможность проведения аттестации на местах. Приостановить процедуру. Не ускорить разработку методических материалов, а повысить качество, устранив противоречия.
Первый заместитель генерального директора ЗАО НТЦ Андрей Станиславович Печеркин. Хотел бы напомнить что такое экспертиза оценка соответствия требованиям промбезопасности. Прочтите закон. Требования содержатся в ограниченном круге документов. Кабинет для аттестации 150 мест там 20 человек. Проще заплатить за корочки чем ехать в Москву.
Генеральный директор НП «Группа компаний «Промышленная безопасность» Галина Евгеньевна Бацюн. Три проблемы промышленной безопасности. Независимость экспертизы, механизм не разработан. Экспертизы проводятся без выезда на объект. Демпинговые цены на проведение экспертизы. Вы знаете сколько требуется выехать к заказчику чтобы получить деньги за экспертизу. Порваны межведомственные связи документы существуют сами по себе. Никто никогда не говорит об обязательном страховании владельцев ОПО. Минэк провел совещание со всеми заинтересованными включая ЦБ. Собранные взносы не соответствуют выплатам не более 10% реального ущерба. Стоимость договора страхования должна быть зависима от экспертизы. Отрицательных экспертиз нет, они так или иначе зависимы от заказчика. Эксперт записывает компенсаторные мероприятия но их никто не выполняет и не проверяет. 10% пытаются сдать, 30% активная позиция отменить процедуру аттестации. 60% выжидают чем это закончится. Ростехнадзор не называет сроков когла нельзя будет работать без аттестации.
Генеральный директор Союза специалистов промышленной и экологической безопасности Рафаэль Рафкатовнч Усманов. На фоне либеральных изменений принятых Ростехнадзором возможности злоупотреблений кратной увеличились. Уделить внимание формированию комиссии. Ввести процедуру апелляции. Целью должно быть повышение качества экспертизы, а не сокращение качества экспертов.
Заместитель директора по научной работе ООО «Уральский экспертный центр» Людмила Васильевна Стоцкая. За три месяца аттестовано сто человек и все они члены одной ассоциации. 4,5 тыс экспертных организации не смогут заключать договора на работу. Без работы останутся 7400 экспертов и множество прибористов. Остановить этот процедуру. Появилось много однодневок, мы все были за переаттестацию. Но любую идею можно довести до абсурда. Опрос: монополизация экспертизы Ростехнадзором. Опасность повысится.
Директор по экспертизе ООО «Научно-производственное предприятие «Ультратест» Наталия Николаевна Колоколова. Прошу не путать с организацией которая появилась в процессе рейдерского захвата. Изменения требуется внести во все документы. Плохо что только в Москве аттестация. В комиссии нет экспертов, юристы-экономисты. До 2007 года была система. Очень много нам испортил закон о техническом регулировании. Мне написали ваши предложения учтены. Учтено только одно. Мы получили документы по которым невозможно работать. Я специалист с сорокалетним стажем по неразрушающему контролю. Если здесь сидят эксперты кажды может сказать то же самое. Вопросы надергали из разных сфер промышленной безопасности.
Генеральный директор Саморегулируемой организации Некоммерческое партнерство «Содействие развитию организаций промышленной безопасности Сибири» Юрий Сергеевич Храмов. Начинается бессмысленный процесс переоформления аттестации по непонятным или по тем же основаниям. Визитеры из Москвы предлагают купить организацию. Ни одно из предложений на сайте regulation.gov.ru не учтено. Какую цель преследует Ростехнадзор процедуру не могут пройти признанные эксперты, но легко проходят из одной ассоциации. Некоторые прошли аттестацию по нескольким направлениям. Нет не только апелляции, на руки не выдается протокол. Рекомендовать создать рабочую группу при Ростехнадзоре. Приостановить систему переаттестации. Установить переходный период до окончания которого будут действовать ранее аттестованные эксперты.
Генеральный директор Ассоциации «Башкирская Ассоциация экспертов» Наиль Хадитович Абдрахманов. Мы приехали обсудить один вопрос. Многие вопросы уже осветили. Четыре вопроса. О публикациях. Прокуратура признала коррупционность. Внести изменения в правила проведения экспертизы. Вопрос не решен, кто подает на аттестацию, должен представить публикации. 509 постановление правительства услуга государственная и должна проводиться на основании государственного регламента. Его не было, появился сегодня. Наше предложение отменить результаты экзамена. Установлены три категории.
Председатель общественного совета при Ростехнадзоре Владимир Александрович Грачев. С удовольствием вспоминаю Съезд народных депутатов. На митингах такие вопросы не решаются. Аттестация следствие того что много халтуры. Процедуру надо отрегулировать, но аттестация нужно.
Начальник отдела Департамента энергосбережения Министерства энергетики Дмитрий Александрович Мельников. Мы получаем достаточно тревожные сигналы. Ведем работу по снижению издержек. Приводит к увеличению издержек, прогнозируют повышение стоимости. Введена по сути запретительная процедура аттестации экспертов, приведет к тому что экспертов будет недостаточно. Вопросы не по знаниям, а дидактические. Надо повышать прозрачность. Многие вопросы были пройдены когда формировалась система ЕГЭ. Не откажутся поделиться опытом.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЙ
Заместитель руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Александр Леонидович Рыбас. Я бы хотел попросить понизить градус агрессивности. Когда проводится такое собрание вряд ли на него приедет кто всем доволен. Не надо смотреть на Ростехнадзор как на вселенское зло. Как говорил Христенко верблюд это арабский скакун прошедший процедуру межведомственного согласования. Непростая ситуация в экономике, инвестиции в основные фонды не пойдут естественно продление эксплуатации зависит от качества экспертизы. Услышьте меня это была не наша инициатива проведение переаттестации. Я за СРО но они работают где ответственные честные организации. Рынок криминализован. Одна комиссия в Москве. Договариваются за 60 тыс руб. выдать удостоверения. 13 тыс докторов наук ездят в Москву в ВАК. Можно один раз в пять лет съездить в Москву заодно Третьяковскую галерею посмотреть. Что плохого что публикуются материалы технических расследований. Если вы хотите платить, платите. У меня три статьи вышло я не платил. За качественные статьи платить не нужно. Говорят 70% прошедших аттестацию из одной ассоциации. Но аттестация проводится индивидуальных лиц. Я не хочу сказать натаскали они себя, но они прочитали нормативную базу. По апелляции абсолютно поддерживаю. Человек доказал что логика у него верная. ЕСОС единая система оценки событий еще больше субъективизма. У меня просьба пусть после этих чтений пять человек из своей среды выберите пусть ко мне приходят. М.б. что-то неудачно получилось, но те кто сдали ни в чем не виноваты, никаких нарушений закона нет и мы не можем остановить эту процедуру. Я всех приглашаю к сотрудничеству. Вопрос ко мне поступил. То что сегодня Минюст утвердил, не значит что прекращается внесение изменений в реестр. Идите на аттестацию. Мы работаем организациями с бессрочными лицензии и у них трехлетние каникулы на проведение проверок. Вычистить криминал.
Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Сергей Владимирович Шатиров. Мы смотрели сегодня то что волнует и общественность и экспертное сообщество. Первая на уровне парламента встреча с экспертным сообществом. На примере железнодорожников, но насколько тщательно подготовили базу высокоскоростного движения. Ваши предложения будут изучены. В течение двух недель доработаем рекомендации, а вас прошу в течение 5-6 дней подать предложения. Никто не апеллировал к принятым законам, речь идет о порядке. Что обязательно пропишем в рекомендациях это прозрачность. Если человек не сдал объяснить почему и в чем он ошибся.
В комментарии МП Рыбас пояснил что экзамен аттестации готовил подведомственный Ростехнадзору Учебно-методический центр, он нанимал экспертов. Всего 14 тыс вопросов. Есть общие и есть по направлениям. Датчик случайных чисел выбирает 200 вопросов для экзаменуемого, надо ответить за два часа получается 36 секунд на вопрос. Мы потому и не хотим организовывать в регионах потому что знаем что будет. Надо тиражировать компьютерный центр а он дорогой.
ПРОЕКТ РЕКОМЕНДАЦИЙ парламентских слушаний на тему:
«Актуальные проблемы правового регулирования проведения экспертизы промышленной безопасности на опасных производственных объектах в Российской Федерации»
4 февраля 2016 года Совет Федерации, Москва, Б. Дмитровка» д.26
Комитет Совета Федерации по экономической политике провел парламентские слушания на тему: «Актуальные проблемы правового регулирования проведения экспертизы промышленной безопасности на опасных производственных объектах в Российской Федерации».
В мероприятии приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Российского союза промышленников и предпринимателей, Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» и других общественных организаций. Российской академии наук, руководители экспертных организаций, ведущих отраслевых научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений, профессиональных объединений, представители средств массовой информации и другие.
Участники парламентских слушаний, обсудив правоприменительную практику Федерального закона от 21 июля 1997 года 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в части регулирования деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности, отмечают следующее.
Одним из ключевых элементов регулирования промышленной безопасности, направленным на предупреждение аварийности на опасных производственных объектах, является экспертиза промышленной безопасности технических устройств, зданий и сооружений, а также документации, связанной с техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасных производственных объектов.
По состоянию на 1 января 2016 года в этой сфере осуществляют деятельность 4067 экспертных организаций, большинство из которых относится к субъектам малого предпринимательства. В данных организациях трудится около 7,5 тысяч экспертов. Ежегодно ими подготавливается около 350 тысяч заключений экспертизы промышленной безопасности. Основной объем экспертизы приходится на технические устройства, применяемые на опасных производственных объектах.
Правовое регулирование деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности в течение последних трех лет претерпело существенные изменения. В целях снижения административных барьеров для инвестиционной и производственной деятельности Федеральным законом от 4 марта 2013 года 22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта I статьи 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» определен исчерпывающий перечень объектов экспертизы промышленной безопасности, а также введен 1шститут обоснования безопасности опасного производственного объекта -индивидуальных требований к его эксплуатации, соответствие требованиям безопасности которых подтверждается экспертизой промышленной безопасности.
Принятие Федерального закона от 2 июля 2013 года 186-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части проведения экспертизы промышленной безопасности и уточнения отдельных полномочий органов государственного надзора при производстве по делам об административных правонарушениях11 позволило отказаться от потенциально коррупциогенной функции по утверждению заключений экспертизы, а также существенно повысить ответственность экспертов в области промышленной безопасности за заведомо ложные экспертные заключения.
Вместе с тем принятие данных законодательных актов не разрешило проблему наличия непрофессиональных, некомпетентных «экспертов», занимающихся подготовкой заключений экспертизы, не обладая необходимым уровнем знаний, профессиональных навыков, опыта, а зачастую - без проведения самой экспертизы.
В этой связи в настоящее время органами государственной власти реализуется комплекс мер, направленных на повышение компетентности экспертов и экспертных организаций в области промышленной безопасности.
В соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2014 года 514-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2015 года 509 «Об аттестации экспертов в области промышленной безопасности» Ростехнадзором внедрена новая система аттестации экспертов, включающая:
а) проведение аттестации специализированной комиссией;
б) проведение квалификационного экзамена в нескольких взаимоувязанных формах;
в) ведение общедоступного реестра аттестованных экспертов.
Внесены изменения в федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», установившие новые требования к квалификации экспертов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2015 года 1067 «О некоторых вопросах лицензирования деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности» повышены лицензионные требования к экспертным организациям.
Ростехнадзором утверждены 12 руководств по безопасности, содержащих методики анализа и оценки риска аварий на опасных производственных объектах, Тем не менее, анализ правоприменительной практики законодательства, регулирующего деятельность в области проведения экспертизы промышленной безопасности, свидетельствует о ряде проблем, требующих дополнительного решения.
Дальнейшее развитие системы экспертизы промышленной безопасности во многом сдерживается недостаточностью нормативно-методической базы экспертизы промышленной безопасности технических устройств, зданий и сооружений.
Одним из основных факторов риска аварий на опасных производственных объектах является старение основных производственных фондов предприятий (основного технологического оборудования, зданий и сооружений). Замена оборудования на новое требует серьезных затрат, что в условиях сложившейся экономической ситуации вызывает серьезные затруднения. Большинство предприятий вынуждены идти по пути продления нормативного срока эксплуатации оборудования через экспертизу промышленной безопасности.
Правовую основу экспертизы промышленной безопасности в части продления срока службы технических устройств, зданий и сооружений с истекшим нормативным сроком эксплуатации составляет постановление Правительства Российской Федерации от 28 марта 2001 года 241 «О мерах по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации», которым установлено, что продление срока безопасной эксплуатации оборудования и сооружений, эксплуатируемых на опасных производственных объектах, осуществляется в порядке, определяемом Ростехнадзором.
Однако, действующие нормативные правовые акты и акты Ростехнадзора, предназначенные для добровольного применения, не раскрывают особенностей и специфики продления срока безопасной эксплуатации (срока службы) технических устройств, оборудования и сооружений, эксплуатируемых на опасных производственных объектах. В сложившихся условиях предприятиям практически невозможно на системной и плановой основе проводить работу по оценке и определению остаточного ресурса безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений, в целях предупреждения возможных аварий и инцидентов.
Правовой статус разрабатываемых Ростехнадзором руководств по безопасности законодательно не определен, что сужает возможности их применения. Кроме того, отсутствие необходимого бюджетного финансирования и ограниченность кадрового ресурса Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору существенно снижают темпы обновления нормативной базы, необходимой для проведения экспертизы промышленной безопасности.
Кадровый потенциал экспертного сообщества остается невостребованным при проведении контрольно-надзорных мероприятий, недостаточно используется при осуществлении других государственных функций.
По-прежнему остается нерешенной проблема зависимости экспертной организации от заказчика экспертизы, предопределяющей получение исключительно положительных заключений экспертизы.
В совершенствовании нуждаются отдельные положения вновь принятой процедуры аттестации экспертов в области промышленной безопасности. До настоящего времени не приняты в установленном порядке административный регламент оказания государственной услуги по аттестации экспертов в области промышленной безопасности, а также перечень вопросов, предлагаемых на квалификационном экзамене.
Учитывая вышеизложенное, участники парламентских слушаний рекомендуют:
1. Федеральному Собранию Российской Федерации поддержать проект федерального закона 759732-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части повышения уровня безопасности и охраны труда в угольной промышленности)».
2. Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору:
1) завершить создание системы аттестации экспертов в области промышленной безопасности, обратив особое внимание на необходимость исключения трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам для реализации принадлежащих им прав;
2) принять меры, направленные на обеспечение независимости экспертов в области промышленной безопасности при подготовке экспертных заключений;
3) разработать нормативно-правовой акт, устанавливающий порядок продления срока безопасной эксплуатации оборудования и сооружений, эксплуатируемых на опасных производственных объектах, а также федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности, конкретизирующие требования по проведению экспертизы промышленной безопасности применительно к различным объектам экспертизы (прежде всего техническим устройствам, зданиям и сооружениям);
4) ускорить разработку методической базы экспертизы промышленной безопасности, обеспечив широкое участие представителей экспертного сообщества в их формировании и обсуждении;
5) рассмотреть возможность участия представителей экспертного сообщества в контрольно-надзорных мероприятиях, а также применения результатов экспертиз в рамках инструментов риск-ориентированного надзора.