Оприборивание неэффективности в системе «пчелы против меда»

Feb 04, 2016 04:45

Энергоэффективность: проваленное оприборивание
Великая мировая война за энергоэффективность против углеродной энергетики направлена на удвоение расходов на энергообеспечение и соответственно экономическое ослабление так называемых развитых стран.
В России проблема принципиально иная. Отпуск тарифов в свободное плавание привел к ситуации «пчелы против меда» - производители и поставщики энергии заинтересованы в потерях, которые все равно кто-то оплачивает. Виноватым оказывается тот, кто первым выполнил закон. 70% приборов учета установлены бесполезно, их показания не учитываются. Потребитель сам должен за свой счет устанавливать приборы учета, чтобы получить чужой товар. И это тоже демотивирует поставщика учитывать показания - не он же платил. У нас 20% избыточных мощностей и они не выводятся, потому что у системного оператора доход чем больше, чем больше мощности на рынке. Весь рынок ее оплачивает.
Об этом говорили участники круглого стола «Мониторинг и управление энергосбережением в ЖКХ: инновационные подходы». Единства не было. Минэк требовал отдать ЖКХ в частные руки, потому что государство это размытый бенефициар. Минстрой предупреждал о новом повышении нормативов в качестве наказания за неустановку приборов учета. В разных выступлений следовало, что в платежах спрятаны потери.
Провел мероприятие в среду зампред комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера Аркадий Чернецкий. Страсти накалились. Чернецкий вмешался «в высокоинтеллектуальную дискуссию». Конечно, оплата счетчиков потребителем это нонсенс, но мы уже его втянули. То, что мы сегодня делаем, высокая степень идиотизма. Время уходит и никакого решения не принято. Оприборивание у нас провалилось, картины не дает мы постоянно находимся в конфликтах. Необходимы долгосрочные тарифы и организация системы учета расчетов за потребленную энергию.
У нас две системы оплаты услуг ЖКХ: по нормативам потребления без счетчика или по тарифам в соответствии с показаниями счетчика. Формулу «пчелы против меда» придумала зампред комитета ГД по жилполитике и ЖКХ Елена Николаева, чтобы показать: когда мы ставим задачу в интересах поставщиков, мы не стимулируем энергоэффективность. Самое большое число обращений к депутату за последнее время: я поставил прибор учета за свой счет, но ресурсоснабхающая организация не принимает показатели. Граждане еще второй раз удивятся, когда получат повышение платежа, если нормативы были понижены. Необходимо законодательно ввести - если прибор учета установлен, показания должны приниматься.
Николаева проверила, оплата общедомовых нужд (ОДН) по однотипным домам различается в 80 раз. В одних регионах ставить приборы учета бессмысленно, потому что плата повышается. Сложный политический момент, если нормативы были занижены. В других регионах нормативы настолько завышены что демотивируется уже с другой стороны. Раздолье для недобросовестных управляющих компаний. Наиболее разумное решение синхронизировать проведение капитального ремонта с энергосбережением.
Чергецкий представил данные. Электричество, горячее, холодное водоснабжение и отопление составляют 70% стоимости всех жилищно-коммунальных услуг для населения. По оценкам экспертов, в России энергозатраты на единицу площади в 3 раза и более превышают западноевропейские показатели. Уровень энергоэффективности объектов коммунальных предприятий, жилых домов и общественных зданий многократно ниже уровня энергоэффективности аналогичных объектов в таких странах, как Канада, Дания, Финляндия. Из-за крайне низкой энергоэффективности в сфере ЖКХ Россия ежегодно теряет, по расчетам специалистов, около 300-600 млрд. руб.
Проблема низкой энергоэффективности в России усугубляется также высоким уровнем износа фонда ЖКХ, который составляет в среднем 60%, а в некоторых населенных пунктах достигает 80% В России в эксплуатации находится более 168 тыс км тепловых сетей, 29% из них нуждается в срочной замене из-за ветхости и аварийности. Потери тепла в сетях составляют около 11% (в 1995 г. этот показатель составлял 5%).
Не менее сложная ситуация сложилась в водохозяйственном комплексе: из 353 тыс. км сетей водоснабжения 156,3 тыс. км нуждаются в замене. В процессе транспортировки теряется до 27% воды. Соответственно 32,8 тыс км из 78,4 тыс. км сетей канализации требуют реконструкции и ремонта.
По данным Минстроя России, потенциал экономии ресурсов в ЖКХ составляет почти пятую часть от общего потенциала снижения энергоемкости российской экономики За счет модернизации и ремонта имеющегося жилищного фонда его энергоэффективность можно повысить не менее чем в два раза.
Previous post Next post
Up