Проект доклада Председателя Счетной палаты РФ Татьяны Голиковой в Государственной думе 21 октября

Oct 21, 2015 12:31

Проект доклада Председателя Счетной палаты РФ Татьяны Голиковой в Государственной думе 21 октября 2015 года
Уважаемый Сергей Евгеньевич!
Уважаемые депутаты!
Согласно поручению Президента России и вашему решению Счётная палата осуществляет мониторинг антикризисного плана Правительства. Несмотря на то, что отчет Правительства представлен за I полугодие 2015 года, наш мониторинг, представленный в Государственную Думу, сделан на более позднюю дату - 1 сентября.
Согласно закону «Об отчете Правительства...» отчет Правительства должен содержать информацию о ходе реализации Плана в целом. Вместе с тем из 60 утвержденных планом пунктов информация представлена по 34, что затрудняет оценку реализации утвержденных мероприятий.
Исходя из проведённого нами мониторинга, уже на 1 октября по факту принятия нормативных правовых актов выполнено 38 пунктов плана (63,3%), частично выполнено 18 пунктов (30%), не выполнено 4 (6,7%).
Если рассматривать план с точки зрения практической реализации принятых нормативных актов, финансового обеспечения заявленных мероприятий и социально-экономического результата, эта статистика будет иной: выполнено 17 пунктов (28,3%), частично выполнен 21 пункт (35%), не выполнено 22 пункта (36,7%).
Наибольший объем, как вы помните, в антикризисном плане занимает мера, направленная на докапитализацию системно-значимых кредитных организаций за счет средств, предоставленных государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» в 2014 году, в сумме 1 трлн. рублей. В отчете Правительства не содержится сведений об исполнении этого пункта, а также информации о достижении целей повышения капитализации российских банков и результатов реализации мероприятий по поддержанию необходимого уровня кредитования приоритетных отраслей экономики.
Тем не менее, эти мероприятия плана отнесены к разделу «Активизация экономического роста - стабилизационные меры» и информация об их реализации представляется важной для оценки.
На этой части антикризисного плана я и хотела бы остановиться.
Несколько слов о промежуточных результатах контрольных мероприятий по реализации этого пункта.
Из 1 трлн. руб. ОФЗ номиналом 162 млрд. руб. переданы объединенной авиастроительной корпорации (100 млрд. руб.), ПАО «Государственная транспортная лизинговая компания» (30 млрд. руб.), ОАО «Россети» (32 млрд. руб.). При этом, несмотря на принятые решения весенними поправками в бюджет, решение Правительства по ОАКу вышло в июле 2015 года, по ГТЖ - 14 октября 2015 года, по Россетям не вышло вообще.

Предоставление ОФЗ ОАКу позволило погасить задолженность ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» в августе 2015 г. на сумму 96,1 млрд. руб.
По состоянию на 14 октября 2015 года из оставшейся суммы 838 млрд. руб. АСВ передало ОФЗ 15 банкам на общую сумму 634,3 млрд. рублей -75,7%.
Оценивая исполнение этого мероприятия, для соблюдения принципа объективности важно, чтобы проверяемый период (начиная с первого отчетного месяца после получения ОФЗ до последнего отчетного месяца) составил не менее 3-х. На сегодняшний день под эти требования подпадают пять банков, получившие ОФЗ на общую сумму 111 млрд. руб. Из них проверены или находятся в стадии проверки четыре, получившие ОФЗ на общую сумму 98,9 млрд. руб.
По результатам анализа было установлено, что в проверяемых периодах этими банками предоставлено кредитов (приобретено ценных бумаг) на общую сумму 105,8 млрд. руб. из них к чисто инвестиционным можно отнести кредиты в сумме 2,8 млрд. руб. (2,7%); кредитование субъектов Российской Федерации - 19,2 млрд. руб. (в основном на цели покрытия дефицита, 18,1%)); рефинансирование задолженности и пополнение оборотных средств - 83,8 млрд. руб. (79,2%).
С целью увеличения объемов кредитования организаций реального сектора экономики планом предусматривалось предоставление ГК «Внешэкономбанк» финансовых ресурсов за счет средств ФНБ в сумме до 300 млрд. руб. В мае было выпущено постановление, регламентирующее предоставление средств на депозиты во Внешэкономбанке.
По состоянию на 24 сентября 2015 года одобрено участие ВЭБа в финансирование предпроектного этапа реализации проекта «Освоение Удоканского медного месторождения в Забайкальском крае в объеме 11,4 млрд. руб. на срок 5 лет. По состоянию на 1 октября 2015 года средства Минфином на эти цели в ВЭБ не перечислялись.
Докапитализацию российских банков предполагалось также осуществить посредством использования средств ФНБ с целью реализации инфраструктурных проектов в объеме до 250 млрд. руб.
По состоянию на 1 октября 2015 года осуществлено инвестирование средств ФНБ в объеме 138,43 млрд. рублей, из них: в субординированный депозит банка ВТБ в объеме 100 млрд. рублей, из которых 45 млрд. рублей направлено на финансирование проекта ОАО РЖД - приобретение тягового подвижного состава, и субординированный депозит «Газпромбанка» в объеме 38,43 млрд. рублей, из которых 21,73 млрд. рублей направлено на финансирование проекта «Автодора» по Центральной кольцевой автомобильной дороге.
По проекту «Приобретения тягового подвижного состава» на 1 октября 2015 года перечислено поставщикам 38,5 млрд. рублей. Фактически поставлено 352 локомотива при плане 371.

Предоставление ОФЗ ОАКу позволило погасить задолженность ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» в августе 2015 г. на сумму 96,1 млрд. руб.
По состоянию на 14 октября 2015 года из оставшейся суммы 838 млрд. руб. АСВ передало ОФЗ 15 банкам на общую сумму 634,3 млрд. рублей -75,7%.
Оценивая исполнение этого мероприятия, для соблюдения принципа объективности важно, чтобы проверяемый период (начиная с первого отчетного месяца после получения ОФЗ до последнего отчетного месяца) составил не менее 3-х. На сегодняшний день под эти требования подпадают пять банков, получившие ОФЗ на общую сумму 111 млрд. руб. Из них проверены или находятся в стадии проверки четыре, получившие ОФЗ на общую сумму 98,9 млрд. руб.
По результатам анализа было установлено, что в проверяемых периодах этими банками предоставлено кредитов (приобретено ценных бумаг) на общую сумму 105,8 млрд. руб. из них к чисто инвестиционным можно отнести кредиты в сумме 2,8 млрд. руб. (2,7%); кредитование субъектов Российской Федерации - 19,2 млрд. руб. (в основном на цели покрытия дефицита, 18,1%); рефинансирование задолженности и пополнение оборотных средств - 83,8 млрд. руб. (79,2%).
С целью увеличения объемов кредитования организаций реального сектора экономики планом предусматривалось предоставление ГК «Внешэкономбанк» финансовых ресурсов за счет средств ФНБ в сумме до 300 млрд. руб. В мае было выпущено постановление, регламентирующее предоставление средств на депозиты во Внешэкономбанке.
По состоянию на 24 сентября 2015 года одобрено участие ВЭБа в финансирование предпроектного этапа реализации проекта «Освоение Удоканского медного месторождения в Забайкальском крае в объеме 11,4 млрд. руб. на срок 5 лет. По состоянию на 1 октября 2015 года средства Минфином на эти цели в ВЭБ не перечислялись.
Докапитализацию российских банков предполагалось также осуществить посредством использования средств ФНБ с целью реализации инфраструктурных проектов в объеме до 250 млрд. руб.
По состоянию на 1 октября 2015 года осуществлено инвестирование средств ФНБ в объеме 138,43 млрд. рублей, из них: в субординированный депозит банка ВТБ в объеме 100 млрд. рублей, из которых 45 млрд. рублей направлено на финансирование проекта ОАО РЖД - приобретение тягового подвижного состава, и субординированный депозит «Газпромбанка» в объеме 38,43 млрд. рублей, из которых 21,73 млрд. рублей направлено на финансирование проекта «Автодора» по Центральной кольцевой автомобильной дороге.
По проекту «Приобретения тягового подвижного состава» на 1 октября 2015 года перечислено поставщикам 38,5 млрд. рублей. Фактически поставлено 352 локомотива при плане 371.

Использование средств на финансирование проекта по ЦКАД не осуществлялось в связи с тем, что ГК «Автодор» при истребовании средств ФНБ не были проанализированы возможности их использования в 2015 году с учетом фактических сроков завершения работ по подготовке территорий строительства, решения вопросов изъятия земельных участков, а также проблем, связанных со сменой подрядчика по первому пусковому комплексу.
По состоянию на 25 сентября сумма процентов, полученных ГК по размещенным средствам ФНБ составила 823 млн. рублей.
Несколько пунктов плана предполагают предоставление государственных гарантий, в том числе, с учетом принятых весной поправок в федеральный бюджет:
- в целях проектного финансирования до 60 млрд. рублей;
- по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым юридическими лицами на осуществление инвестиционных проектов, либо на иные цели, включая финансирование реструктуризации текущей задолженности - до 297,5 млрд. руб.
В части проектного финансирования на 1 октября 2015 г. МВК по отбору инвестпроектов рассмотрено 55 заявок с объемом гарантийной поддержки 90,8 млрд. рублей, то есть в 1,5 раза больше, чем предусмотрено в бюджете, что говорит о высокой востребованности данного вида гарантий. Выдано на 1 октября 2015 года 24 госгарантии в объеме 34,1 млрд. рублей или 56,9% от установленного объема и 37,5% от поданных заявок.
Что касается второго вида гарантий, МВК Минфина и Минэкономразвития за 9 месяцев было рассмотрено заявок на сумму 216,7 млрд. рублей или 72,8% от объема, установленного в бюджете.
Одобрено для внесения на Правительственную комиссию 15 заявлений в объеме 169,4 млрд. рублей.
По состоянию на 1 октября 2015 года государственные гарантии не предоставлены ни по одному проекту.
Кроме того, Правительством были приняты решения, предусматривающие сокращение сроков предоставления госгарантий системообразующим организациям до 15 дней, вместе с тем по состоянию на 1 октября 2015 года госгарантии системообразующим предприятиям не предоставлялись.
Аналогичная ситуация сложилась с предоставлением государственных гарантий в иностранной валюте для оказания господдержки экспорта промышленной продукции. Несмотря на упрощение процедуры, сокращение сроков предоставления гарантийной поддержки, гарантии не предоставлялись.
Еще один пункт плана - на котором хотелось бы остановиться. В апреле 2015 года Правительством было принято решение о докапитализации АО «АИЖК» в размере 4,5 млрд. рублей для реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), которые оказались в трудной финансовой ситуации.

Фактически Минстрой докапитализировал АО «АИЖК» только 8 октября 2015 года. Как следствие - программа помощи до настоящего времени не реализуется. По состоянию на 1 октября 2015 года АО «АИЖК» реструктурировало один ипотечный кредит, сумма возмещения составила 200 тыс. рублей.
Не менее значимое мероприятие, как с целью стабилизации финансового состояния бюджетов регионов, так и с точки зрения объема выделяемых средств федерального бюджета - включение в антикризисный план Правительства увеличения предоставления бюджетных кредитов субъектам Российской Федерации, в том числе с целью рефинансирования коммерческих кредитов. Объем поддержки составил 160 млрд. рублей. А с учетом ранее предусмотренных средств 310 млрд. рублей.
За 9 месяцев 2015 г. предоставления бюджетных кредитов составило 201,9 млрд. рублей, из них на погашение долговых обязательств регионов в виде коммерческих заимствований 153,1 млрд. рублей.
К сожалению, размер государственного долга субъектов Российской Федерации продолжает расти. По состоянию на 1 октября 2015 г. он составил 2172, 9 млрд. рублей и увеличился по сравнению с 1 января 2015 г. на 83,4 млрд. рублей или 4%. При этом, доля коммерческих кредитов в структуре сократилась на 4,9 пункта, бюджетных (менее дорогих) увеличилась на 6,3 пункта. Доля коммерческих и бюджетных кредитов в структуре долга фактически сравнялись, составив соответственно 37,6 и 37,3%.
Таким образом, необходимо, продолжить предметную работу по решению проблемы закредитованности бюджетов регионов с формулированием соответствующих мер до конца 2015 г. и на 2016 г.
Уважаемый Сергей Евгеньевич! Учитывая регламент выступления, в завершении хотелось бы обратить внимание на следующее. Проектом федерального бюджета на 2016 год предусмотрено наличие резерва, полномочия по распределению которого отнесены к компетенции Правительства. Указанный резерв имеет название аналогичное антикризисному резерву 2015 года. При этом неясно планирует ли Правительство подготовку нового антикризисного плана, как будет обеспечена преемственность между мероприятиями плана 2015 и 2016 годов. Ответа на этот вопрос пока нет.
Спасибо.
Previous post Next post
Up