Принял законопроект первого чтения о контейнерных площадках Создать реестр мест размещения ТКО - К

Dec 18, 2024 12:11

Принял законопроект первого чтения о контейнерных площадках Создать реестр мест размещения ТКО - Коган К сожалению целевые показатели достигнуты тне будут Постоянно действующая группа по четвергам все регионы - Коган Муниципальная услуга рост тарифов ограничен - Куринный Альтернативная котельная нас тоже убеждали Инвестиционная составляющая вылезут Из-под ограничения тарифов переложат на граждан - Гартунг На встречах депутата сразу ведут на мусорку
7. 780703-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (в части правового регулирования создания и содержания мест (площадок) накопления ТКО)
Документ внесли 27.11.24). Сенаторы РФ А.В.Яцкин, А.В.Двойных, И.Б.Тресков, Т.А.Сахарова; Депутаты ГД А.В.Гордеев, В.В.Абрамченко, Д.Н.Кобылкин, А.Б.Коган и др. (ЕР), Р.М.Лябихов (КПРФ)
Представил депутата ГД С.В. Алтухова.
зампред комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды А.Б. Когана.
Законопроектом, в частности:
- перечень мероприятий в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, дополняется мероприятием, направленным на создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также обеспечение достаточного количества контейнеров и бункеров для накопления твердых коммунальных отходов;
- устанавливается, что правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок формирования схемы размещения действующих и планируемых к созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
- за органами местного самоуправления закрепляется ведение в федеральной государственной информационной системе учета твердых коммунальных отходов реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и схем размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
- предусматривается, что реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен также включать в себя данные о лицах, осуществляющих их содержание и данные о потребности в их создании;
- устанавливается, что потребность в создании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также потребность в контейнерах и бункерах для накопления твердых коммунальных отходов определяется с учетом информации об образовании твердых коммунальных отходов потребителями, которые вправе пользоваться соответствующими местами (площадками) накопления твердых коммунальных отходов, о графике вывоза твердых коммунальных отходов и необходимости соблюдения требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- устанавливается, что создание и (или) содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, предусмотренных схемой размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, может осуществляться региональным оператором на основании соглашения, заключенного с органом местного самоуправления и уполномоченным исполнительным органом субъекта РФ. Устанавливаются требования к такому соглашению, а в случае заключения с региональным оператором соглашения при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами учитываются расходы на создание и (или) содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
ФЗ вступает в силу с 1 сентября 2025 года.
Первое чтение

Стенограмма обсуждения
Переходим к рассмотрению 7-го вопроса нашей повестки. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления".
С докладом выступит Сергей Викторович Алтухов.
Пожалуйста, Сергей Викторович.
Алтухов С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги!
Одной из самых актуальных проблем в области обращения с отходами остаются вопросы, связанные с инфраструктурой накопления отходов.
На совещании в августе этого года с членами правительства наш президент Владимир Владимирович Путин обратил внимание на то, что организация контейнерных площадок в регионах, она далека от идеальной, и он поручил проработать вопросы, недочёты, связанные в этой области, и выйти на решения, которые смогли бы увеличить количество контейнерных площадок и контейнеров, исходя из реальных потребностей наших граждан.
И действительно, сегодня у нас цепочка утилизации отходов начинается именно с контейнерной площадки, и именно с контейнерной площадки, по её состоянию, наши граждане оценивают, как в регионе организована система обращения с отходами.
За - 419, против нет, воздержавшихся нет.
Законопроект в первом чтении принимается единогласно. Поздравляю, коллеги.
Переходим к рассмотрению 7-го вопроса нашей повестки. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления".
С докладом выступит Сергей Викторович Алтухов.
Пожалуйста, Сергей Викторович.
Алтухов С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги!
Одной из самых актуальных проблем в области обращения с отходами остаются вопросы, связанные с инфраструктурой накопления отходов.
На совещании в августе этого года с членами правительства наш президент Владимир Владимирович Путин обратил внимание на то, что организация контейнерных площадок в регионах, она далека от идеальной, и он поручил проработать вопросы, недочёты, связанные в этой области, и выйти на решения, которые смогли бы увеличить количество контейнерных площадок и контейнеров, исходя из реальных потребностей наших граждан.
И действительно, сегодня у нас цепочка утилизации отходов начинается именно с контейнерной площадки, и именно с контейнерной площадки, по её состоянию, наши граждане оценивают, как в регионе организована система обращения с отходами. И те неудовлетворительные состояния контейнерных площадок, они обусловлены тем, что у нас согласно нашему 89-му федеральному закону за регионами закреплено право регулировать схему обращения с отходами, выбирать региональных операторов, то есть попросту определять, кто куда везёт, как сортирует, как утилизирует и перерабатывает отходы. Но полномочиями по созданию контейнерных площадок, по их удовлетворительному содержанию... лежит именно на муниципалитетах, и зачастую у муниципалитетов просто не хватает средств на должное их создание.
В результате на немногочисленных контейнерных площадках копятся горы мусора, они зачастую превращаются в такие стихийные свалки, это ведёт, конечно же, и к антисанитарии, и к вообще социальной напряжённости. Особенно остро этот вопрос стоит в курортной территории в связи с развитием нашего внутреннего туризма на территории нашей страны. Этот вопрос встал на большем количестве территорий.
И вот, например, на территории Краснодарского края, жителей которого я имею честь представлять в Государственной Думе, в прошлом году мы приняли 18 миллионов 600 тысяч туристов, в этом году по всем прогнозам мы преодолеем историческую планку в 20 миллионов туристов. И, конечно же, это создаёт дополнительную нагрузку на коммунальную инфраструктуру, в том числе, на инфраструктуру обращения с отходами, да и на полигоны твёрдых бытовых отходов, это и на автопарк контейнеровозов, и на контейнерные площадки. И вот в пик сезона этим летом стало совершенно очевидно, что в ручном режиме эти вопросы, которые сейчас стоят на курортных территориях, просто нельзя решить, и необходимы именно системные законодательные решения, которые помогли бы решить этот вопрос.
Представленный законопроект был разработан во исполнение поручения нашего президента, он согласован с Правительством Российской Федерации, он обобщает опыт регионов. И я бы хотел отдельно поблагодарить профильный комитет Государственной Думы, Дмитрия Николаевича Кобылкина, Александра Борисовича за то, что помогли обобщить опыт регионов.
Александр Борисович тоже проехал большое количество субъектов Российской Федерации, доехал до Краснодарского края, где вместе с ним мы провели совещания с вице-губернаторами, с министрами, с региональными операторами, с главами муниципальных образований, где смогли полностью разобрать проблемы имеющиеся и предложить те решения, которые и легли в основу представленного законопроекта.
И благодарю коллег, которые помогли в дальнейшем доработать эти нормы, было это непросто, откровенно скажем, но мы вышли на решение.
Что мы предлагаем? Мы предлагаем дать возможность регионам передать часть функций по созданию и содержанию контейнерных площадок региональным операторам.
По сути, у региона появится альтернатива из трёх вариантов: либо оставить соответствующие полномочия за муниципалитетами, то есть так, как это организовано сейчас, либо дать возможность субъектам нашей страны субсидировать соответствующие мероприятия для муниципалитетов для создания и содержания контейнерных площадок, ну либо передать эти функции региональным операторам и тогда сосредоточить всё, что называется, в одних руках.
Если субъект выберет именно третий вариант и передаст эти задачи на регионального оператора, то нужно будет заключить трёхстороннее соглашение между органами местного самоуправления, между органами исполнительной власти субъекта и региональным оператором, по которому органы исполнительной власти субъекта он должен проинвентаризировать сколько контейнерных площадок и контейнеров ему необходимо в муниципалитете, выделить земельные участки и передать нашему региональному оператору.
Орган исполнительной власти должен будет предусмотреть соответствующие мероприятия в тарифе и отследить за реализацией соответствующей инвестиционной программы, ну а региональному оператору, после создания таких контейнерных площадок, нужно будет передать это всё на баланс органу местного самоуправления.
Ну а чтобы оцифровать, вот иметь полную цифровую картину в системе обращения с отходами, мы предлагаем сформировать реестры мест размещения твёрдых коммунальных отходов в государственной информационной системе учёта твёрдых коммунальных отходов так называемой ГИС УТКО, и прописать, сколько, где, каких контейнерных площадок необходимо и, конечно же, ликвидировать дефицит, имеющийся сейчас.
Мы считаем, что предложенные законодательные новеллы позитивно будут влиять на, конечно же, во-первых, улучшение санитарного состояния наших городов и курортных территорий, несомненно, решит проблему стихийных свалок и ликвидации вот таких, ну, скажем так, перегрузов отходов на контейнерных немногочисленных площадок.
Ну и в заключение хотел бы поблагодарить от имени региона всех коллег, кто принимал участие в разработке этого законопроекта и просил бы поддержать его в первом чтении. Уверен, что позволит решить многим субъектам имеющиеся проблемы в этой области. Благодарю за внимание.
Председательствующий. Спасибо, Сергей Викторович. Содоклад по этому вопросу сделает Александр Борисович Коган. Пожалуйста, Александр Борисович.
Коган А. Б. Спасибо, Вячеслав Викторович.
Уважаемые депутаты, ну на самом деле мы путь по этому поводу прошли достаточно серьезный. Хочу вам напомнить, что в рамках депутатского контроля в августе, в сентябре месяце мы обратились к депутатам Государственной Думы помочь нам сделать ревизию хода проведения рекультивации объектов, достижения целевых показателей по утилизации, обработке отходов ну и, конечно, состоянию контейнерных площадок.
Эта работа была проведена достаточно серьезно, 34 депутата Государственной Думы подключились к этой работе, и у нас такая достаточно интересная картина на сегодняшний день указана в этом законопроекте.
Значит, лично, конечно, хотел поблагодарить Евгения Владимировича Маркова, Михайлова Олега Алексеевича и Арапова Георгия Константиновича, значит, которые вроде бы альтернативные фракции, но очень серьезно приступили к этой работе и дали нам большую информацию. На основании нашей работы совместно с правительством принято было решение о создании инцидента.
Алексей Владимирович, теперь я отвечаю вам, я не забыл про рабочую группу. Значит, вы на самом деле ну сказали о том, что необходимо создать рабочую группу, так вот создан инцидент, который заседает теперь еженедельно, в него входят абсолютно все субъекты Российской Федерации, представляют губернаторы субъектов Российской Федерации. И вопрос только один, который стоит на повестке - это ход реформы, недостатки и какие меры необходимо принять здесь сейчас с выходом либо, извиняюсь, законодательства, либо нормативной документации для того, чтобы улучшать показатели реформы и для того, чтобы достигать целевых показателей. На самом деле большинство целевых показателей по 2024 году достигнуты, к сожалению, не будут, и вы в этом вопросе были правы.
Поэтому приглашаем вас работать на инцидент еженедельно по четвергам в 10 часов в Правительство Российской Федерации.
Значит, то, что теперь касается конкретных поправок. Почему всё-таки дали альтернативность? Потому что я слышу от многих критику, что не должна быть альтернативность, что контейнерные площадки нужно передавать в одни руки, один ответственный должен быть, и это справедливо. Почему всё-таки приняли альтернативность, и дать возможность всё-таки регионам оставить так, как есть механизм? Потому что когда мы проехали более 40 субъектов Российской Федерации, половина из них сказали, что у них приняты производственные программы, инвестиционные программы, приняты государственные программы, которые позволят ликвидировать за счёт денег субъекта Российской Федерации дефицит контейнерных площадок. И также передаётся субсидия муниципальным образованиям в полном объёме, для того чтобы содержать эти контейнерные площадки. И попросили их механизм, который был достигнут именно в 2024 году, не ломать.
Поэтому мы считаем, справедливо будет дать альтернативу. Если субъекты Российской Федерации выстроили чёткую стройную систему, и мы это видим по жалобам, которые поступают и в Государственную Думу, и в регионах по чистоте на контейнерных площадках, а это лицо реформы, оставить право за ними... оставить систему так, как есть. И тем субъектам, которые считают передачу в одни руки, всё-таки мы механизмы чёткие предусмотрели, об этом Сергей Викторович чётко сказал в своём докладе как автор.
Ну и очень важные моменты, которые я хочу сказать. Решение мы принимали, используя только первоисточники. Мы дошли вместе с публичной правовой компанией до каждого экологического оператора, дошли до каждого муниципального образования, посчитали наличие контейнерных площадок, дефицит. Контейнерные площадки, которые сегодня не соответствуют СанПиНу, и которые нужно приводить в соответствие. И теперь у нас есть чёткая понятная картина об объёме финансирования. О дефиците контейнерных площадок, и какие действия необходимо принять по каждому региону в разрезе каждой зоны, за которую отвечают региональные операторы. Поэтому мы это решение принимали с открытыми глазами.
Есть замечания Правового управления, которые можно устранить ко второму чтению. Есть замечания Главного правового управления Президента Российской Федерации и также Правительства Российской Федерации. Все заключения положительные, поддерживают принятие в первом чтении с учётом устранения замечаний ко второму чтению.
Просьба поддержать данный законопроект в первом чтении.
Председательствующий. Уважаемые коллеги, пожалуйста, вопросы докладчику, содокладчику. Есть вопросы? Есть.
Пожалуйста, включите запись.
Покажите список. Леонов Сергей Дмитриевич. Пожалуйста. Подготовиться Г'артунгу.
Леонов С. Д., председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья, фракция ЛДПР.
Вопрос к докладчикам, к Сергею Викторовичу. Скажите, пожалуйста, правильно ли я понимаю, что если будет принято решение, что содержать контейнерные площадки и строить, достраивать необходимые будет региональный оператор, то в регионе будет повышаться тариф на вывоз мусора? Соответственно, в таких регионах вот это дополнительное строительство и организация контейнерных площадок просто ляжет на плечи людей, особенно, как вы сказали, в регионах, где турпоток очень развитый, то есть будут платить просто граждане, которые там живут, за туристов, за то, чтобы, значит, контейнерных площадок стало больше? Так это или нет?
Председательствующий. Пожалуйста, Алтухов.
Включите Алтухову Сергею Викторовичу микрофон, с места.
Алтухов С. В. Да, спасибо большое.
Уважаемый Сергей Дмитриевич, да, если у нас будет предусмотрено, что контейнерные площадки будет строить региональный оператор, как я уже сказал, то необходимо будет заключить соответствующие трёхсторонние отношения... соглашение между органом местного самоуправления, значит, органом исполнительной власти субъекта и региональным оператором. Вся инфраструктура по строительству будет включена в соответствующие мероприятия регионального оператора, ну, а предельный индекс повышения тарифа, о котором вы говорите, он установлен сейчас, и мы в этом зале с вами им руководствуемся. И у субъекта будет возможность: первое, либо действительно повысить там тариф в пределах этого индекса, второе, субсидировать из регионального бюджета соответствующие мероприятия, как я уже сказал, для покрытия соответствующей межтарифной разницы региональному оператору. Спасибо.
Председательствующий. Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович.
Гартунг В. К., председатель Комитета Государственной Думы по защите конкуренции, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".
Уважаемый Александр Борисович, у меня к вам вопрос: а вы, когда рассматривали предложение по расширению количества площадок и увеличению количества контейнеров, предусматривался ли раздельный сбор мусора? Потому что, вы же понимаете, там большее количество контейнеров должно быть, и они разных видов должны быть. Каким образом вот это предусматривается ?
Спасибо.
Коган А. Б. Спасибо, Валерий Карлович.
На самом деле предусматривалось, потому что все регионы в соответствии с поручением президента должны иметь 100 процентов раздельный сбор отходов на площадке.
Значит, анализировалось количество сегодня контейнерных площадок, которые... уже есть раздельный сбор и там, где нет. По Челябинской области, а я так понимаю, что вы, собственно, её представляете, у нас есть чёткий прогноз, сколько необходимо, я могу вам назвать либо с трибуны, либо вы можете ко мне подойти, сколько необходимо как и средств и так далее. Но в целом, в случае стопроцентного раздельного сбора отходов и, значит, ликвидации дефицита контейнерных площадок, рост тарифа не может быть выше 11 процентов.
Вот посчитали весь дефицит, вот по Челябинской области 11 процентов. В случае ликвидации, раздельного сбора отходов, если надо будет сделать, поменять контейнерные площадки, добавить их и так далее, 11 процентов. И Сегодня это не превышает те пределы, которые установлены Правительством Российской Федерации и Государственной Думой при принятии бюджета роста тарифнов коммунальных услуг.
Председательствующий. Пожалуйста, Мархаев Вячеслав Михайлович.
Мархаев В. М., фракция КПРФ.
Уважаемый Сергей Викторович, так называемая "мусорная реформа", к сожалению, очередная провальная реформа. Это и подтверждает данная инициатива, технологическую несостоятельность "мусорной реформы" в целом, так как новация направлена на банальное увеличение территорий и контейнерных площадок, так как новация... я уже об этом сказал, как правило, корректировка тарифной политики в сторону её увеличения.
Вопрос. Что вы можете сказать о существующих территориях и накопителях ТКО, а также предполагаемых контейнерных накопителях? Есть ли требования по ним проведения обязательной экологической экспертизы или отсутствуют вообще?
Спасибо.
Председательствующий. Пожалуйста, Алтухову вопрос.
Алтухов С. В. Уважаемый Вячеслав Михайлович, ну, это ваше мнение. Действительно, есть сложности, но реформа, она идёт, идёт своим чередом, и это ещё один шаг к тому, чтобы вопросов в этой области было меньше.
Что касается экологических норм, они сейчас существуют. Несомненно, контейнерные площадки там нуждаются в соблюдении определённых требований, но законопроект сейчас немного не об этом. Законопроект сейчас о том, чтобы дать нашим губернаторам, регионам дополнительные полномочия в этой области. И мы сейчас говорим о том, что у губернаторов сейчас максимально широкие полномочия, так давайте дадим им возможность подключиться в том числе к финансированию мероприятий по созданию и мест накоплений, и контейнерных площадок, контейнеров и бункеров. Это очень важный аспект, потому как сегодня, к сожалению, муниципалитеты за счёт собственных средств просто не вытягивают эти задачи. Поэтому законопроект на то, чтобы мы покрыли существующий дефицит. Спасибо.
Председательствующий. Пожалуйста, Нилов Олег Анатольевич. Нилов О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Да, Сергею Викторовичу вопрос.
Скажите, пожалуйста, если так грубо, за чей счёт, ну, вот эта реформа, ну, такая, преобразование? Не получится ли так, что опять, передав оператору региональному, в дальнейшем появится на граждан, на туристов, как вы сказали, какой-то дополнительный мусорный сбор, налог и, таким образом, да, хорошее дело превратится в очередную возможность регоператору добавить и к без того немалым суммам дополнительные деньги? Вот в этом главный вопрос.
Если это не за счёт муниципалитета, не за счёт субсидии, то это не должно происходить за счёт граждан. Спасибо.
Председательствующий. Пожалуйста, кто ответит? Алтухову включите микрофон.
Алтухов С. В. Уважаемый Олег Анатольевич, я ещё раз подчеркну то, что сказал в своём докладе. Мы, по сути, этим законом даём региону альтернативу из трёх вариантов.
Первое, если у муниципалитета всё отлично отлажено и у него хорошо организована система инфраструктуры для накопления отходов контейнерных, контейнерных площадок, то он может оставить всё за муниципалитетом.
Второе, мы даём возможность регионам из регионального бюджета финансировать и субсидировать затраты муниципалитета на создание соответствующей инфраструктуры.
Ну и третье, все-таки мы даем возможность сосредоточить всё в одних руках, потому что еще раз подчеркну, у нас цепочка обращения с отходами начинается с контейнерной площадки, и будет правильно во многих случаях, чтобы именно региональный оператор отвечал от создания контейнерной площадки, ее содержания, до утилизации конечных отходов. Спасибо.
Председательствующий. Пожалуйста, Глазкова Анжелика Егоровна. Глазкова А. Е., фракция КПРФ.
Уважаемый Сергей Викторович, вот в Алтайском крае есть операторы, были операторы, которые стали уже банкротами, на них заводятся уголовные дела, и в Республике Алтай население жалуется на регоператоров местных.
И вот вы говорите, что муниципалитеты сейчас не справляются с функциями, а где гарантии, что вот такие нерадивые регоператоры справятся с теми функциями, которые мы им дополнительно еще, их наделяем? Спасибо.
Председательствующий. Алтухову включите микрофон, пожалуйста. Алтухов С. В. Уважаемая Анжелика Егоровна, но это будет право субъекта определять, каким путем идти. Если муниципалитет справляется, то он может оставить всё, как есть сейчас.
Но если у муниципальных властей не хватает сил и средств на поддержание контейнерных площадок в должном состоянии, а есть региональный оператор, который готов организационно взять на себя эту функцию, то будет правильно, если регионы примут решение по, значит, передаче этих функций, по созданию и содержанию этих площадок, на региональных операторов.
Здесь нельзя говорить о том, что правильно так, так или так. Мы даем, по сути, региону альтернативу, по которой он примет решение для решения соответствующих задач. Спасибо.
Председательствующий. Пожалуйста, Алыневских Андрей Геннадьевич.
Альшевских А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Спасибо.
Согласно законопроекту, вот соглашение, обязанность органам местного самоуправления определять и предоставлять земельные участки для создания мест, площадок, но не вся земля находится в собственности муниципалитета, есть и государственная, есть и частная, есть неразграниченная, чье право собственности не определено.
И если будет принята необходимость организации таких площадок, но, предположим, возникнет вопрос по собственникам земельного участка, как вы считаете, есть ли необходимость дополнительно какие-то вопросы проработать, чтобы при принятии решения органами местной власти, чтобы не возникало конфликтной ситуации с собственниками земельных участков? Потому что, когда мы принимаем решение, что площадка здесь должна быть и необходима, ну, предположим, проблемы будут по земле. Спасибо.
Председательствующий. Алтухов, пожалуйста.
Алтухов С. В. Ну, если эти вопросы будут возникать, несомненно, регион эти вопросы будет вправе решить. И я убежден, что в каждом конкретном случае у муниципалитета достаточно мест, где он сможет организовать соответствующие площадки накопления инфраструктуры. Спасибо.
Председательствующий. Пожалуйста, Сулейманов Ренат Исмаилович.
Вы говорите только к кому вопрос, говорите. Сулейманов Р. И., фракция КПРФ. Вопрос к тому, кто ответит из содокладчиков.
Председательствующий. Нет. Коллеги.
Из зала. (Не слышно.)
Сулейманов Р. И. К авторам, ну, соответственно.
Я разделяю мнение тех коллег, которые говорили, что мусорная реформа действительно провалена. Она, к сожалению, свелась только к тому, что выросли тарифы в 2-3 раза после перехода на региональных операторов и сегодня там возбуждаются уголовные дела.
Значит, у нас вот экология, Новосибирск, допустим, тоже просто выводила, собирали деньги и ВЫВОДИЛИ ЭТИ СреДСТВа.
Если вы даете возможность муниципалитету выбирать, будет он платить из бюджета или, так сказать, переложит это на плечи населения. Конечно, будут муниципалитеты эти средства экономить, так сказать, и перекладывать это все на граждан.
Так вот, какая, есть ли у вас оценки, насколько еще... (Микрофон отключен.)
Председательствующий. Пожалуйста, инициативно Коган, но не авторы. Коган А. Б. Спасибо, Вячеслав Викторович. Но, да, сказали к автору, к соавтору.
Председательствующий. Пожалуйста.
Коган А. Б. Значит, тариф вырастет только, может вырасти, подчеркиваю, может вырасти, потому что по каждому субъекту Российской Федерации разная картина по ликвидации, может вырасти только в рамках ограничений. Это коммунальная услуга. Он не может вырасти не в 10, не в 20 раз и не на 40 процентов. Есть ограничение 18,5, 12,5 и 18,5 процентов, он ровно в этих ограничениях и может расти. Поэтому здесь переживать по этому поводу вообще нет никакого смысла.
Еще раз хочу подчеркнуть всем, кто задает соответствующий вопрос, это коммунальная услуга, рост тарифа ограничен и будет расти только в рамках ограничений, которые мы же с вами вместе устанавливаем.
Председательствующий. Пожалуйста, завершающий вопрос. Куринный Алексей Владимирович.
Куринный А. В. Александр Борисович, в продолжение вопроса. Региональные операторы, коммерческие организации, в убыток себе они работать не собираются, у муниципалитета нет денег, чтобы организовать самостоятельно эти самые площадки, но есть возможность придумать инвестиционную составляющую для регионального оператора, что, собственно, и пугает: сегодня она необязательна, а завтра постановление правительства будет, что включить в тариф в обязательном порядке инвестиционную составляющую. Сегодня она там как-то ограничивается тем ростом, о котором вы говорите, а завтра не будет ограничена, как по альтернативной котельной, в которой нас долго убеждали, что это хорошая штука, только она теперь не ограничивается тем пределом, который мы устанавливаем, как на федеральном, так и на региональном уровне, потому что это инвестиционная часть, и вот эта инвестиционная часть просто будет переложена на людей. Нет денег у муниципалитета, нет денег у региона, значит, оплачивать содержание этих самых площадок, которые далеко в неудовлетворительном состоянии, будут сами люди. Так ли это?
Коган А. Б. Алексей Владимирович, ну, на самом деле вы подметили правильно, что можно увеличить тариф сверх норматива, который устанавливается ежегодно, только через инвестиционную составляющую, но я хочу вам напомнить, какая процедура. То есть регион делает обоснование, выходит в ФАС. ФАС проверяет каждую копеечку. Здесь не будет уже такого, это очень серьёзная процедура.
Дальше ФАС по этому поводу выпускает отдельное распоряжение. Это отдельное распоряжение спускается органам местной власти, депутатам. Депутаты их ещё раз смотрят, утверждают по конкретному муниципальному образованию, отдают губернатору, и губернатор только тогда подписывает. Но этот документ проходит три стадии, три ступени согласования с местными, с региональными и с ФАСом, но при этом при всём ФАС проверяет экономику всю до копейки.
И поэтому это сложно будет сделать, ну, и тут нужно указывать то, что мы категорически настаивали на том, чтобы, и это записано у нас в законопроекте, что, если в случае таких вещей, регион обязан предусмотреть это в государственной программе и предусмотреть помощь как муниципалитетам, строительство, инвестиционное... Почему? Потому что регионам по логике эти площадки не нужно отдавать, потому что он же может уйти, он площадки же с собой не заберёт, они должны принадлежать муниципалитету. Поэтому регионы должны иметь региональные программы обустройства и строительства таких контейнерных площадок.
Председательствующий. Уважаемые коллеги, кто хотел бы выступить? Есть желающие выступить.
Пожалуйста, включите запись. Покажите список.
Куринный Алексей Владимирович, Соболев Виктор Иванович, Гартунг Валерий Карлович.
Кто будет от фракции КПРФ? Куринный. Пожалуйста. Куринный Алексей Владимирович. Подготовиться Гартунгу.
Куринный А. В. Уважаемые коллеги, на самом деле те три механизма, о которых мы говорили, - это, действительно, альтернатива, но давайте посмотрим, как они работают.
Первое. Муниципальные власти справляются, денег хватает. Хороший пример - город Москва, никто не видел здесь завалов мусорных или там каких-то ещё вопросов, потому что деньги есть.
Второй вариант. Денег у муниципалитета нет, помогает регион. Тоже есть соответствующие примеры сегодня, это, может быть, нецелевые какие-то прямые субсидии, но в рамках там выравнивания обеспеченности крупные богатые регионы помогают муниципалитетам, тоже более-менее содержат площадки.
А мы теперь говорим о третьем случае, когда денег у муниципалитета нет, подавляющее большинство, на содержание этих самых площадок. Именно это является следствием того, что они завалены, они не ухожены, они развалены, за ними никто не смотрит на сегодня.
И как предполагается решить этот вопрос? А очень просто. Заключается договор трёхсторонний между регионом, муниципалитетом и региональным оператором, который коммерческая организация, которого, естественно, никак никто не может заставить, не заплатив деньги. А он говорит: у меня инвестиционная составляющая, я готов содержать ваши площадки, я готов установить недостающий, но источник. И если у муниципалитета и региона денег нет, то этот источник единственный, мы прекрасно понимаем, - это люди, их карманы в очередной раз.
Почему мы говорим про ограничение или его отсутствие? Это дополнительный механизм: ввести инвестиционную составляющую, вылезти из-под ограничения тарифа и опять всё это сделать за счёт граждан. Совершенно очевидно, это дополнительная нагрузка сегодня на и так далеко не богатых наших граждан, вот в этих регионах проживающих, ещё раз повторяю, это регионы небогатые, регионы, как правило, дотационные.
В этой связи, конечно, мы видим огромные риски, видим, как это уже неоднократно реализовывалось. И рассказы про то, что ФАС защитит, ФАС увидит. Отчего она защитит? Только от того, что не будут сверх на это, скажем так, дополнительно наложены затраты. Будет просчитано, на содержание не хватает 300 миллионов рублей, их надо взять с граждан. ФАС проверит: да, 300 миллионов не хватает, надо взять с граждан, спустят в регион. Губернатор скажет: да, не хватает 300 миллионов, включит в государственную программу -взять с граждан.
Ну, муниципалитет, естественно, включит героически это все в тариф на ВЫВОЗ мусора, ну, или, точнее, регион это ВКЛЮЧИТ, а муниципалитет будет выполнять, и всё это будет выполняться за счёт средств наших с вами жителей, которые далеко не разбогатели.
И когда нам рассказывают, 12-18 процентов в год - вот такой небольшой рост... Это огромный рост. Если мы про инфляцию сеголня говорим, про официальную 9 процентов, то рост на будущий год вообще всех коммунальных платежей в полтора-два раза выше инфляции ничем невозможно объяснить. А плюс к этому ещё дополнительно мы с вами создаём механизм для того, чтобы и наши мусорные короли чувствовали себя хорошо и дальше обогащались за счёт простых граждан.
Мы будем голосовать против данного законопроекта. Спасибо. (Аплодисменты.)
Председательствующий. Спасибо.
Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович.
Гартунг В. К. Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые коллеги! Наша фракция будет за голосовать этот законопроект и вот почему.
Сегодня, действительно, не урегулирован вопрос ответственности за содержание этих площадок. Вот я не знаю как к вам, а ко мне постоянно обращаются люди, присылают фотографии. Да и вообще при обходе территории я всегда вижу, первое, когда ты идёшь и встречаешься с жителями, тебя первое место, куда ведут - это к площадкам, где собирают мусор и показывают, говорят: вот смотрите, какие горы мусора. Вот куда смотрит регоператор?
Но самое интересное, что ответственность за содержание площадки несёт муниципалитет или управляющая компания, у которых денег на это, на содержание их нет.
Мало того, у них не хватает контейнеров. И вот особенно в сельских поселениях главы поселений ходят и побираются, собирают деньги для того, чтобы купить контейнеры, отремонтировать, сделать асфальтовое покрытие, твёрдое покрытие для того, чтобы там сбор мусора производился.
Этот законопроект предлагает урегулировать этот вопрос. Он предлагает региону принять решение, выбрать из трёх вариантов.
Первое. Если муниципалитет справляется с этой работой, то оставить как есть. Я думаю, что, может быть, есть такие муниципалитеты, но их будет меньшинство. Даже в Москве куча проблем со сбором мусора. Вот.
Второй вариант предлагается - за всё отвечает регоператор, что, я считаю, очень правильно, потому что если ты собираешь мусор, то ты, если что-то выпало... Сейчас как получается, регоператор приехал, из контейнера вывалил всё, а если контейнер был переполненный и рядом мешки с мусором лежат, это уже его не касается, он это оставляет. И потом этим кто будет заниматься? Да никто. Потом люди ХОДЯТ, жалуются, фото1рафируют, выкладывают в соцсетях, ну и потом понятно, кю-то должен эту проблему решать.
Вот этот законопроект эту проблему решает, но он в целом проблему со сбором, переработкой и утилизацией отходов не решает у нас, и я сейчас хотел бы об этом сказать. Что да, действительно, мы шаг в правильном направлении делаем, что мы даем региону выбрать вариант. Первое, либо муниципалитет этим занимается, региональный оператор, либо сам регион этим занимается и выделяет средства. Кстати, вот сегодня от КПРФ было сказано о том, что они против того, чтобы всё это в тариф включать. Ну мы согласны, что в тариф это не нужно включать, но нужно выделять деньги, например, из регионального бюджета.

Окончание см. https://leo-mosk.livejournal.com/11162132.html?newpost
Previous post Next post
Up