Принят закон - Очередной последний вираж мусорной реформы
5. 120890-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (в части совершенствования законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления)
Документ внесли Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
Он принят во втором чтении 17.12.24).
Представил зампред комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды А.Б. Когана.
Законопроектом предусматриваются особенности регулирования обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на труднодоступных территориях (территория, которая расположена в границах одного или нескольких муниципальных образований либо части муниципального образования и из которой в связи с географическими, природно-климатическими особенностями отсутствует возможность круглогодичного регулярного (не реже 1 раза в месяц) транспортирования твердых коммунальных отходов автомобильным транспортом за пределы такой территории).
Так, в частности, перечень труднодоступных территорий будет определяться субъектами РФ в составе территориальных схем обращения с отходами, при условии, что указанный перечень согласован с российским экологическим оператором и Минприроды России.
Уточняется предельный срок накопления ТКО на труднодоступных территориях, определяются требования к перегрузочным станциям.
При установлении единого тарифа на услугу регионального оператора будут учитываться расходы на создание и эксплуатацию перегрузочных станций, указанных в территориальной схеме обращения с отходами, в размере и порядке, которые определяются в соответствии с основами ценообразования в области обращения с ТКО.
Кроме этого предусматривается, что вторичные ресурсы, полученные при раздельном накоплении ТКО или в результате обработки ТКО на объектах обработки ТКО, и полученное из них вторичное сырье передаются региональным оператором и операторами по обращению с ТКО, осуществляющими обработку ТКО, третьим лицам на организованных торгах или на электронных площадках, осуществляющих взаимодействие с федеральной государственной информационной системой учета ТКО, перечень которых размещен в указанной информационной системе, за исключением вторичных ресурсов, передаваемых указанными операторами в целях утилизации путем производства искусственного грунта из органической части ТКО или их энергетической утилизации.
Определяются требования к утилизации ТКО путем производства искусственных грунтов из их органической части. Устанавливается, что в случае, если искусственный грунт, произведенный из органической части ТКО, размещен на объектах размещения отходов (за исключением случаев его использования при эксплуатации объектов размещения отходов) либо не использован в качестве сырья или продукции при производстве товаров, выполнении работ по истечении 3 лет со дня его производства, такой искусственный грунт признается отходом с даты его размещения на объектах размещения отходов или по истечении 3 лет со дня его производства.
Определяется круг лиц, являющихся плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов в случае признания искусственных грунтов, произведенных из органической части ТКО в результате их утилизации, отходами производства и потребления.
Регулирование тарифов на энергетическую утилизацию, утилизацию ТКО путем производства из их органической части искусственных грунтов будет осуществляться в случае, если объект энергетической утилизации, объект утилизации ТКО путем производства из их органической части искусственных грунтов включены в территориальную схему обращения с отходами.
Также предусматриваются положения, регламентирующие накопление и хранение отдельных видов отходов I и II классов опасности на территории отдельных муниципальных образований юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, заключившими с федеральным оператором договоры на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности.
ФЗ вступает в силу с 1 сентября 2024 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
Второе чтение
Третье чтение
Стенограмма обсуждения
Переходим к рассмотрению 5-го вопроса повестки, законопроект также третьего чтения. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и Федеральный закон "Об охране окружающей среды".
С докладом выступит Александр Борисович Коган. Пожалуйста, Александр Борисович.
Коган А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, уважаемый Вячеслав Викторович.
Уважаемые депутаты, законопроект внесён Государственным Собранием Республики Саха (Якутия). Законопроект очень важен для северных труднодоступных территорий.
Хочу напомнить, что было достаточно много альтернативных законопроектов, которые вносили субъекты Российской Федерации, было принято этими субъектами Российской Федерации поддержать именно этот законопроект, он сегодня подготовлен к третьему чтению. Вчера мы его рассмотрели во втором чтении и проголосовали за него единогласно.
Просьба поддержать данный законопроект в третьем чтении. Спасибо.
Председательствующий. Уважаемые коллеги, есть ли желающие высказаться по мотивам? Есть.
Пожалуйста, включите запись для выступлений по мотивам от фракций.
Покажите, пожалуйста, список.
Марков, Тумусов, Куринный, Коган.
Пожалуйста, Марков Евгений Владимирович, ЛДПР.
Подготовиться Тумусову.
Марков Е. В., фракция ЛДПР. Спасибо большое.
Коллеги, ну, я постараюсь максимально кратким...
На самом деле хочу всех нас вернуть в 2022 год, когда у нас в этом зале проходили парламентские слушания по реализации реформы с ТКО. Как раз очень много было высказано соображений относительно донастройки всей реформы, которая реализуется именно в Арктической зоне.
И вот тот законопроект, который сегодня нам представлен, он, можно сказать, выстраданный, выстраданный, и это те компромиссы, которые на самом деле ждут большая часть субъектов Российской Федерации, находящихся в Арктической зоне, этого ждёт население, которое зачастую видит, насколько абсурдным, значит, мы реализуем реформу именно в этих труднодоступных территориях.
Поэтому со стороны фракции я хочу высказать полную поддержку этому законопроекту и прошу, чтобы наши коллеги поддержали то же самое, этот законопроект в третьем чтении. Спасибо.
Председательствующий. Пожалуйста, Тумусов Федот Семёнович.
Тумусов Ф. С, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".
Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые депутаты Государственной Думы!
Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", безусловно, поддержит данный законопроект, по мы хотели бы подчеркнуть, что это один таких приятных моментов.
когда законодательная инициатива субъекта Российской Федерации сейчас будет поддержана.
Вот уже выступающие говорили, что было очень много предложений, но именно особенности Республики Саха (Якутия), которая занимает огромную территорию, я хочу напомнить, 1/5 часть нашей страны, и, конечно, есть там особенности, которые её отличают, например, от Московской области. Поэтому специалисты и депутаты Государственного Собрания (Ил Тумэн) очень хорошо поработали и представили нам такой законопроект. И вводятся эти новые понятия, вот, например, "труднодоступные территории" и "мусороперегрузочная станция", вносится предложения о предельном едином тарифе регионального оператора и так далее. Это очень практичные, очень нужные.
И мне бы очень хотелось, чтобы такая практика, когда мы очень плотно, эффективно и результативно работаем с законодательными собраниями субъектов Федерации, и таких примеров было бы больше.
Я вспоминаю, когда мы здесь рассматривали законопроект о "Дальневосточном гектаре", тоже Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) подготовило 25 поправок, но из-за технических таких неполадок они пе сумели оформить в виде законодательной инициативы, и нам пришлось, депутатам, вносить их, и наша Государственная Дума их, все 25 поправок были приняты. Просим поддержать.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович. Подготовиться Когану. Куринный А. В., фракция КПРФ.
Уважаемые коллеги, я хотел бы всё-таки уйти от узкой темы, связанной с Арктической зоной, потому что, да, законопроект первоначально был посвящен именно этому вопросу. Перейти к более широкой теме, вообще реализации реформы этой ТКО на территории Российской Федерации. К сожалению, не всё здесь очень здорово, и даже президент был вынужден высказаться в последнее время довольно жёстко по отношению к ряду организаторов.
Дело в том, что тарифы выросли кратно на вывоз мусора и ТКО, по большому счёту, а качество услуги, мягко говоря, страдает, а у многих регионов до сих пор завалы мусора ... никак не устранены. Почему я это говорю? Потому что в законопроекте, кроме вот этой арктической специфики, есть очередной, скажу так, перенос сроков теперь с 2026 года, на 1 января 2026 года должны были быть закрыты все старые свалки, то есть реформа должна была, наконец, побороть это страшное явление.
Теперь этот срок переносится на 1 января 2030 года. То есть опять не справились.
Я уж не говорю про то, что сортировка, переработка, несмотря на бравые отчеты, которые мы регулярно получаем, в регионах, когда знакомишься с этим на месте, отстает от тех цифр, которые реально преподносятся.
И у меня вот какое предложение в данном случае от фракции, создать все-таки межфракционную рабочую группу, и в рамках того, как изучались проблемы, например, строительства очистных сооружений на Волге, точно так же посмотреть и реализацию этой мусорной реформы по всей стране.
Я вас уверяю, в подавляющем большинстве регионов мы увидим далеко не те цифры и не ту картину, которые нам предоставляются.
Деньги огромные, деньги вкладываются, но, к сожалению, эффекта этого нет. Люди его не видят и ощущают только на своих карманах повышение, постоянное повышение, постоянный рост цен.
Что касается непосредственно вот этой арктической составляющей, 24 месяца, которые будут накапливаться отходы без передачи их региональному оператору, да, специфика есть, но ряд экспертов говорят о том, что возможно, что это слишком большой срок.
Ну а второй момент, что потом делать, после ТОГО, как они накопились в течение двух лет, каким образом, по какому механизму передавать.
К сожалению, это всё отдано на откуп правительству, на каких-то там региональных нормативных актах.
Поэтому мы еще раз призываем всех провести тщательную ревизию в рамках депутатского контроля реализации на территории Российской Федерации важного направления, экологического направления, реализации этой самой реформы, мусорной реформы.
На наш взгляд, сегодня она реализуется недостаточно эффективно. Колоссальные государственные средства расходуются неэффективно.
И, к сожалению, те результаты, которые планировалось достичь, вновь переносятся на пока 2030 год, а там, может быть, еще и дальше будут перенесены.
В этой связи фракция КПРФ не сможет поддержать данный законопроект. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Пожалуйста, Коган Александр Борисович, "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Коган А. Б. Спасибо, Вячеслав Викторович.
Уважаемые депутаты, на самом деле, спасибо всем фракциям, которые активно приняли участие в доработке данного законопроекта.
Могу вам сказать, что мы прошли достаточно серьезный путь, очень долго выверяли, что такое все-таки труднодоступные территории, договорились со всеми субъектами, было несколько выездов в северные территории, смотрели очень внимательно данную проблематику, и, собственно, этот законопроект у пас компромиссный.
Алексей Владимирович, в принципе, сказал о некоторых проблемах реформы, но тут же коснулся данного законопроекта.
Уважаемые коллеги, я вам хочу сказать, что на самом деле тарифы, которые растут кратно, они расти выше тех пределов, которые мы устанавливаем с вами при принятии бюджета^ не могут. Это очень важно, потому что данный тариф является коммунальным и есть ограничение роста соответствующего тарифа, поэтому он четко ограничен сегодня законодательством Российской Федерации и выше тех норм, которые мы с вами утверждаем, он расти не может.
То, что касается 2030 года и те проблемы в законопроекте. У нас про 2030 год есть только нормы вступления в силу, но я понимаю, о чем вы говорили. Вы говорили о временных свалках, о временных объектах, которые сегодня не имеют документации, и которые мы разрешили к эксплуатации.
Я вам заверяю четко: никто не собирается это переносить. Сегодня срок как есть завершения деятельности этих объектов на 1 января 2026 года, он ровно так и остается. Законопроект этой нормы вообще не касается и касаться не может, потому что была принципиальная позиция всех депутатов - больше срока не продлевать.
Субъекты Российской Федерации совместно с правительством должны построить инфраструктуру современную замещающую эти объекты, которые сегодня работают вне рамок действующих правил и норм. Это была временная мера, чтобы субъектам Российской Федерации дать перейти.
То, что касается 24 месяца. Ну, я бы очень хотел обратить ваше внимание, что 24 месяца это только отходы первого и второго класса опасности.
И на ваше замечание, что, да, непонятно, что будет дальше с этими отходами. У нас в лице Росатома назначен федеральный экологический оператор, он занимается первым и вторым классом опасности, они очень просили это сделать.
Почему? Потому что иногда отходы в течение i-ода на труднодоступных территориях накапливаются по одному килограмму и вывоз их невероятно дорого обходится федеральному экологическому оператору, поэтому предложили сделать 24, а далее они будут утилизироваться и перерабатываться, как и указано в действующих правилах и нормах и в нашем законодательстве.
А для ТКО мы установили 11... мы установили 12 месяцев вместо 11-ти. Это очень важно, потому что не успевают по зимникам перевозить, вывозить отходы, которые накапливаются в течение года, потому что единственное, КОГДа ЭТО МОЖНО сделать зимой, когда дорога замерзает.
Уважаемые КОЛЛеги, все-таки я предлагаю поддержать и фракции КПРФ тоже, потому что вчера вы голосовали, мне кажется, очень хорошо. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Уважаемые коллеги, ставится на голосование 5-й вопрос нашей повестки, третье чтение.
Пожалуйста, включите режим голосования.
Покажите, пожалуйста, результаты голосования.
Результаты голосования (10 час. 38 мин. 53 сек.)
Проголосовало за 363 чел 80,7 %
Проголосовало против 1 чел 0,2 %
Воздержалось 1 чел 0,2 %
Голосовало 365 чел.
Не голосовало 85 чел 18,9 %
Результат: принято Федеральный закон принят.