Jan 03, 2013 15:52
В последние часы минувшего года, оказавшись в избушке с потрескивающим камином среди сосновой глуши, дошли наконец руки до книжки, о которой в местной блогосфере уже хорошо известно. Той самой, про город-герой и его окрестности.
Первое впечатление - досада и разочарование. Зная, что такое журналист Анна Степнова, изначально нацелился на увлекательные «человеческие истории», которые вполне могли бы соответствовать подзаголовку книги «народная энциклопедия». Уж ежели за дело берется сама Степнова - ясное дело, будет что-то вроде энциклопедии! Вместо этого перед нами беглый, пулеметный перечень адресов, имен, ключевых понятий и артефактов, имеющих энное отношение к городу и региону. Правда, среди этого перечня встречаешь жемчужины, благодаря которым по-новому смотришь на историю и топонимику родного края.
Думаю, автора подвело чрезмерное стремление к лаконичности. Опять-таки, зная журналистский профессионализм составителя, будучи уверенным, что в более развернутом ключе все то же самое смотрелось бы только выигрышнее, испытываешь ощущение этакого незавершенного акта.
Например, с недоумением обнаружил, что в отличие от художника Коваля, летчика Маресьева или скульптора Щербакова поэт Маргарита Агашина не удостоена отдельной статьи (заметки? раздела?), а бегло упоминается исключительно в главках «Памятники» и «Растет в Волгограде березка». Еще больше в этом плане не повезло такому титану-классику послевоенной советской поэзии, как Михаилу Кузьмичу Луконину. Будучи известным далеко за пределами Советского Союза, он нередко возвращался на своих страницах к родным Быковым Хуторам. Ему почему-то нашлось место разве что в крошечной заметке «Голоса», где он перечисляется последним, не только после Александры Пахмутовой и Владимира Мигули, но даже пропустив вперед… солисток группы «ВиаГра» и «Блестящие». Такой рейтинг показался немного странным.
Про мою родную улицу Мира Анна написала, что прогуляться по ней в мае от Главпочтамта до планетария всегда праздник. Присоединяюсь! Но почему об этом - в статье про сирень? Сиренью, наряду с нашей, были засажены и многие другие улицы центра - Краснознаменская, Краснопитерская (Чуйкова), Володарского, Ленина, Аллея Героев.
Если уж говорить о «растительном эксклюзиве», у улицы Мира был свой особый, не похожий на другие колорит. Это была улица белых акаций! Как раз от почтамта до планетария (напротив училища искусств выделялись сохранившиеся по сей день каштаны). Именно про акации, стоя возле наших железных ворот у дома №13, экскурсоводы рассказывали туристам про улицу, засаженную после победы. Кстати, рядом, над переулком Симбирцева, между областной библиотекой (она тогда только строилась) и проспектом Ленина, висел такой же крутой настой липового аромата, все лето над липами и акациями жужжали пчелы.
Наши постаревшие акации не смогли пережить жестокую зиму семьдесят девятого года. Кусты сегодняшней сирени лишь частично сглаживают ощущение опустевших трех кварталов. Убедительно прошу автора при переиздании внести соответствующие корректировки и посвятить Акации (как Абрикосам, Арбузам, Помидорам, Лазоревому цветку и некоторым другим растениям, нашедшим свое место в Народной энциклопедии, отдельное благодарное слово).
В этом великолепно иллюстрированном и долгожданном пособии лично мне не хватило еще одного. Окрестностей! Россошки, Ергени, Камышин… Обещанная, но обидным образом выпавшая при издании глава про Урюпинск. Не слишком ли скудно? А кумылженские пески и придонские-медведицкие красоты? А палласовская глина, где непередаваемо благоухает полынью и шампиньонами? У нас, черт возьми, так много поводов для гордости, если заглянуть за границу областного центра! Вот где простор для последующего расширения энциклопедии.
Привлекает сама идея сделать энциклопедию города и окрестностей именно Народной! Не сомневаюсь, найдется немало сталинградцев-волгоградцев, которые охотно, без претензий на гонорар, поделятся своими деталями, уже сегодня постепенно переходящими в категорию «уходящей натуры». Тем более, если уж совсем придираться, бросается в глаза чуть увеличенный шрифт. Возникает ощущение, что перед сдачей в типографию оказалось слишком мало текста и его пришлось чуток «разогнать». Стоило ли тогда наступать себе на горло и так придерживаться «сестры таланта»?
В любом случае важно адекватно оценить значимость события: в Волгограде после слишком затянувшегося перерыва вышло краеведческое издание, которое можно назвать явлением не столько журналистики, сколько литературы. Эту книгу с интересом раскроют не только представители волгоградских землячеств, но и жители нашего и других городов разных поколений. Браво, журналист Анна Степнова и меценат Андрей Сукачев!
Да, хочется большего. Но книга - не кинофильм, где уже ничего не перемонтируешь после премьеры. Давайте дружно вдохновим автора и его героических спонсоров на новые творческие и коммерческие подвиги!