На самом деле я была на "
Мертвых душах" вот только в этом мае,
писала тут. И писала, что понравилось. И запомнила, что понравилось, главное :)
Фото мое
Так что когда в прошлые выходные захотелось сходить на что-то точно приятное, выбор пал на "Души": спектакль вроде бы знакомый, театр один из любимых (хотя последнее время у меня с ним сложные отношения), ну и повод нашелся: показать "Мертвые души" старшенькой.
...и все же (заведу старую песню) Азаров - не мой режиссер. "Души", конечно, самое лучшее из тех трех его спектаклей, что я видела (еще смотрела «Тот самый день» и «Пир»), и в целом он довольно интересен, и даже просто хорош - на свой манер. Но совершенно не моё (и это не претензия в адрес режиссера, естественно, а просто констатация факта). Перед первым просмотром «душ», если честно, я была настроена на «ужас-ужас-ужас» (с), и когда спектакль оказался вполне нормальным, я была весьма обрадована и осталась с ощущением «понравилось».
Я, конечно, и сейчас не могу отрицать того, что спектакль есть - связный, сильный, с шикарными просто актерами, с достаточным все же сохранением текста первоисточника: ну не слово в слово, но как-то узнаваемо же, уже ура. Осовременили, взглянули по-новому, населили посторонними персонажами - но Мертвые души все же явно основная линия, и это хорошо. Хотя зачем там вставки из "Короля и Шута", интересно?... И из чего еще? Я просто одну сказочку точно узнала, а вот в прочих не уверена.
Фото с сайта театра
Если отрешиться от того, что стиль "подземного перехода времен 90-х" на сцене мне в принципе совершенно не близок, то декорации классные. Очень интересное решение с прозрачным туннелем и потоком воздуха в нем. Интересно обставлен уход Чичикова - и неожиданно, надо сказать. Вообще пространство сцены в "Мертвых душах" совершенно неузнаваемо. Чаще всего в театре Виктюка сцена почти "голая": ни глухих декораций, ни задников, ни, тем более, занавесов. Театр будто обнимает сцену, граница между залом и сценой тоже условна, все очень близко, прозрачно и предельно честно. А Азаров и в "Пире", и в "Душах" полностью стирает привычную атмосферу этого театра, превращая такое необычное пространство в пусть и красивое и логичное, но совершенно стандартное. Задник, монументальные декорации, четкое разделение сцена/зал - такое можно легко представить где угодно. Может быть, отчасти это связано с желанием как можно четче провести границу между своими спектаклями и постановками Мастера? Так ее не нужно подчеркивать, тут не ошибется никакой зритель. Или потому, что сценографией в его спектаклях занимаются приглашенные художники, естественно, более привычные к стандартным пространствам и обычным приемам? Так или иначе, я тут не критикую сценографию (художник Николай Симонов) - она удачная, на мой взгляд, и оптимальна для этого спектакля. Просто никак не привыкну к тому, что теперь Дом Света уже не тот...
То, что он "не тот", очень заметно и по смене, ммм... акцентов. Если ранее все же тут главным была Красота, в том числе красота тела, и, что уж греха таить, прежде всего мужского тела, то здесь раздевают девушку. Раздевают насмерть перепуганную дочь губернатора и обмазывают чем-то светлым и мокро-вязким типа глины или гипса у скульптора. Как этот эпизод обусловлен самой историей, я, честно скажу, не понимаю вообще. У меня впечатление, что просто вот надо было что-то эдакое в конце первого действия - ну и чудненько, вот и решение. Если кто-то понимает, для чего и откуда этот эпизод - расскажите, пожалуйста! Мне он кажется настолько инородным и просто чуждым, что после первого просмотра я его забыла напрочь. Вообще. Выпал из воспоминаниях о спектакле. Ну и в этот раз удивилась как в первый
![](https://live.staticflickr.com/65535/51897025473_448bc3369c_c.jpg)
Фото с сайта musecube.org
И ладно, в общем-то, девушку раздели - чего сейчас только на сцене не делают, не то что шокировать, удивить-то кого-то сложно. Но тут нюанс - Азаров раздевает Дочь губернатора (Мария Дудник). Кто видел актрису, тот поймет - миниатюрная, она очень естественно сходит за девочку-подростка. А тут, хоть и звучит в какой-то момент, что дочери губернатора 16, персонаж по поведению, пластике, речи - натурально ребенок. В общем, модель для обнажения выбрана, ммм... странно. Я просто Марию в театре видела давно, помню ее хорошо, и отдаю себе отчет, что она все же взрослая. А дочь моя в антракт выпала совершенно шокированная, так как увидела девочку лет четырнадцати... и удивилась, что режиссера не посадили еще. Ну... интересно, как это видят другие зрители. Особенно не завсегдатаи, знающие всех актеров.
Ну ладно мне уже ворчать, начинаю хвалить. Актеров, в первую очередь.
Фото из группы театра в ВК Чичиков - Сергей Епишев. Все же очень, очень классный товарищ! :) Практически идеальная версия Чичикова, по-моему! Вот редко мне нравятся приглашенные актеры в любимых театрах, но тут даже на мой взгляд шикарный Чичиков получился.
Очень яркие и запоминающиеся образы - Петрушка и Селифан (Дмитрий Тадтаев и Степан Лапин, соответственно), слуги Чичикова.
Фото из группы театра в ВК Совершенно чудесная чета Заманиловых Маниловых и сын их Фемистоклюс (соответственно, Иван Иванович, Олеся Быкодерова и Станислав Мотырев), причем последний особенно удался, по-моему :)
Да там все прекрасны. Вот что-что, а с составом тут все более чем хорошо.
В общем, я рада, что успела сходить в театр перед закрытием - пишут, что до 09.10.22, а там кто его знает... В общем, театру Виктюка - скорейшего возвращения в театральные ряды. Надеюсь, здание останется в приличном состоянии.
Ну и поклоны. Как обычно.
Фото мое