На днях посмотрела в театре МТЮЗ премьеру этого сезона «
Отец Сергий» - постановка Камы Гинкаса по одноименной повести Льва Толстого.
Фото мое
Сцена и до спектакля открыта полностью, сразу демонстрирует нам и настроение, и дух спектакля. Прозрачный полумрак, темные поверхности, тонкими церковными свечами стремятся ввысь деревянные шесты, на вершине которых, кажется, дрожит пламя и плавится воск, принимая образы ангелов.
Фото мое
Спектакль посвящен памяти Сергея Бархина. Сценограф Эмиль Капелюш, похоже, очень внимательно отнесся к поставленной задаче и не только справился в своей узнаваемой манере с художественным решением спектакля, но и весьма аккуратно и бережно отнесся к стилю, присущему Сергею Бархину, много лет создававшего образы спектаклей Камы Гинкаса. По крайней мере, мне так показалось. И пространство сцены поднято, развернуто к зрителям, и материал декораций опять дерево, и при кажущейся статичности - никаких громоздких движущихся декораций, - мы видим то, о чем повествует голосами героев повести автор. Каждый предмет, каждая доска на сцене играет важную роль. Все очень лаконично, и точно - и от этого по-своему красиво какой-то аскетичной, выстраданной красотой. По ходу спектакля тема шестов-свечей перекликается уже с настоящими свечами игумена Пафнутия, и снова это и тонко, и рождает множество смыслов...
Фото с сайта спектакля
Отдельно хочется восхититься световым оформлением. Никаких новомодных штучек, лазеров, видеопроекций, стробоскопов и прочего, - только свет и тьма. Простите, люблю профессионализм и красоту, не могу промолчать - понравилось. Художник по свету Александр Мустонен.
Перед началом спектакля Кама Миронович сказал несколько слов о спектакле. Это было немного неожиданно (все же не премьера-премьера, третий месяц спектаклю), но очень приятно :)
Фото с сайта театра
Могу сказать, что, кажется, начинаю узнавать режиссерский стиль Камы Гинкаса. Снова текст литературного произведения роздан актерам на сцене и они управляются с ним сами и за автора, и за своих персонажей. Прием интересный, и я уже видела здесь подобным образом поставленный спектакль - «Скрипка Ротшильда». Но кажется, что в случае с Толстым это решение действительно удачное, хоть и несколько осложняет работу как зрителям (точно), так и актерам (мне кажется). Но и произведение само не предполагает развлечения или отдохновения, - оно, скорее, заставляет задуматься, а то и заняться переосмыслением законов жизни и собственного пути в ней. Так что такая подача материала очень даже удачно навевает мысли не то о притчах, не то о сказаниях.
А вот костюмы, если честно, на первый взгляд производят впечатление не то самодеятельности, не то отсутствия бюджета. Артисты практически "в своем" - джинсы, кроссовки, белые рубашки и подтяжки... Кто-то меняет образ тут же, на сцене, накидывая поверх практически офисного прикида рясу или капор и накидку - ах, барышни! Художник по костюмам Елена Орлова добилась интересного эффекта: действие, во-первых, абсолютно вневременное получилось, во-вторых, такая условность внешнего образа живо перекликается с чтением текста Толстого героями, часто о себе - в третьем лице, и лишь подчеркивает предложенные зрителю обстоятельства: нам рассказывают, иллюстрируют рассказ, и только.
Тем интереснее, что в этих условиях актерам удалось таки и "оживить" своих героев, и сделать многие сцены очень сильными, заставляющими зрителей искренне сопереживать.
Для нас играли:
Игумен Пафнутий - Игорь Ясулович
Князь Стива Касатский и он же Отец Сергий - Максим Виноградов
Невеста Касатского, якобы барыня в церкви, а также кликуша на паперти - Полина Одинцова
Пашенька в детстве, Пашенька в старости, она же ангел-спаситель Касатского, она же барынька в церкви, она же мозгами болящая - Евгения Михеева
Якобы царь Николай Павлович, якобы полковник-сослуживец Касатского и ещё монах - Константин Ельчанинов
«Ужасная» совратительница и якобы мать невесты - Илона Борисова -
И отец невесты, и игумен, и пьяный ухажёр - Дмитрий Супонин
Купец (отец болящей дочери), он же пьяный ухажёр и он же монах - Илья Созыкин -
Барышня «нехорошего поведения», а также дочь Пашеньки - Алла Онофер -
Послушник и как бы умерший сын Пашеньки - Сергей Кузнецов
Офисный планктон, а также толпа, жаждущая чуда - Леонид Кондрашов, Сергей Волков, Всеволод Володин, Александр Скрыпников, Дарья Петрова, Марина Гусинская
Игорь Ясулович присутствует на сцене практически все два часа спектакля, и одно его молчаливое присутствие придает особый смысл и вес всему, происходящему там.
фото с сайта театра
Не так я себе представляла отца Сергия, конечно. Главный герой в исполнении Максима Виноградова настолько молод, полон жизни и не благостен, что хочется начать давать советы гримерам, как бы притушить эту радость жизни и светскость :) Однако в целом в концепцию "мы-вам-рассказываем" такой отец Сергий вполне вписывается, это просто с моими ожиданиями не совпал.
Фото с сайта театра
В целом же спектакль понравился и вот уже третий день заставляет думать о себе. Мне кажется, это хороший результат. Вряд ли он станет моим любимым, на который можно ходить хоть каждый месяц, но определенно запомнится и попадет в личный список "я рекомендую". Да, не развлечение. Не шоу. Возможно, подойдет не всем. Но тем, кто любит серьезные вещи - стоит идти и смотреть.
Фото мое
За приглашение спасибо
moscultura (сайт проекта:
MOSCULTURA) и лично
atlanta_s !