Риштанская керамика. Горячий репортаж из печки

Apr 23, 2020 10:57

Я очень люблю приезжать в гости к мастерам, чьи работы я знаю и люблю. Вот и сейчас, приехав в весенний Узбекистан, мы не могли не заехать в Риштан в гости к Алишеру Назирову, великолепному мастеру-керамисту.


В гостях у усто Алишера Назирова мы были ровно полгода назад и я влюбилась в его керамику, но в тот раз мы не увидели самого главного - мы не видели как из печи достают готовую посуду. В этот приезд нам повезло больше.

Вы вот как себе представляете гончарную печь? Если честно, то я была уверена, что увижу нечто, похожее на деревенскую бабушкину печку и даже была разочаровалась, когда вместо нее мне показали на большой короб и сказали : "Вот печка"


Да, как оказалось, нынче никаких "печек от бабушки", вместо огня газ. Прогресс, однако.

Изнутри печь похожа на большой, герметично закрывающийся, термоящик, который нагревается до очень высокой температуры ( около 1000 градусов), необходимой для обжига.

После того, как процесс нагрева и обжига заканчивается, печь еще сутки остывает и лишь после этого ее открывают.


Открывание печи для мастера всегда похоже на открывание волшебной шкатулки, ибо никогда не знаешь точно, что тебя ждет. Все дело в том, что рисуют по сырому изделию специальной краской черного цвета, которая только после нагревания приобретает тот самый, "фирменный" назировский цвет, но какой точно оттенок получится можно увидеть лишь после обжига.


Если заглянуть в открытую печь в полной тишине, то можно услышать, как керамика поет. Да, знатоки физики сейчас расскажут, что это от перепада температур и еще много умного, но мне больше нравится считать, что это керамика поет от радости встречи с миром.

После обжига каждое изделие проходит импровизированное ОТК, усто Алишер сам смотрит как легла краска, не появились ли трещинки или еще какой-то брак.

Кстати, все тарелки и ляганы расписываются с двух сторон. Как сказал мастер: "Чтобы приятнее было мыть посуду",ведь его вещи это не только произведения искусства, украшающие дом, но и предметы утилитарного назначения, которые должны использоваться с хозяйстве.


Алишер Назиров достает изделия из печи
Вот они, свежеиспеченные кувшины, вазы, пиалы, еще хранящие тепло печи. Я наблюдала, как мастер рассматривал произведения своих рук и показалось, что он не перестает удивляться волшебному превращению черного рисунка в бирюзово-синий.


Произведения Алишера Назирова вошли в коллекции Государственного музея искусств Узбекистана, Дирекции художественных выставок Академии художеств Узбекистана, Государственного музея искусств народов Востока в Москве, Музея этнографии в Санкт-Петербурге, Музея керамики Асакура-сан в Комацу (Япония).


Наша группа в Facebook
Наша группа ВКонтакте
Наш Instagram
Наш You Tube
Наш Дзен
Наш Видео Дзен
Наш блог на канале "Моя Планета"

#Узбеки_Стан, путешествия, Узбекистан

Previous post Next post
Up