"Воротилы большого бизнеса": о бедном учителе фортепиано замолвите слово.

Jul 12, 2024 12:41



Академический концерт в школе Монтессори, где я была "директором" музыкального департамента. Ну, кто на самом деле директор на этом фото, два раза думать не надо. Хьюстон, 2000 год.

Учитель музыки и фортепиано, по факту, является самой недооцененной профессией на земле.

Для того, чтобы им стать, человек проходит достаточно серьёзную подготовку. Подготовку "без дураков". В былые времена можно, конечно, было поступить по блату. Учиться же почти не возможно: там болтологией не отделаешься, если не можешь написать музыкальный диктант.

Что такое "музыкальный диктант"? - спросят непосвященные. А такоЭ. Приходит экзаменатор, садится за фортепиано, клавишами в стенку. И начинает играть музыку. А ты её по слуху должен записать.

О зачётах и академических концертах я вообще молчу.

Во время поступления в консерваторию мне пришлось сдать 11 экзаменов: восемь музыкальных и три общеобразовательных. Окончание консерватории и защиту дипломной смело можно приравнять к защите диссертации музыкантами в университетах запада.

Если подготовка кадров стран СНГ занимает до 16 лет (муз школа - училище - вуз), то в том же США это частные уроки с кем Бог послал + 4 года училища (или 5 университета).

16 лет - и максимум 5. Есть разница? О том, насколько голов выше специалисты русской школы (в которую входят все страны бывшего СССР), выше любого из "профессионалов" запада, можно писать книги.

Огромным провалом на мировой арене я считаю то, что Россия и страны СНГ не только не добились, но даже не задумались о том, чтобы добиваться справедливости: защита диплома и окончание консерватории автоматически должно быть эквивалентно окончанию аспирантуры, защиты диссертации и присвоению звания как минимум кандидата наук в странах Европы и США.

Иначе годы нашего обучения, профессионализм, уровень подвергаются  обесцениванию недоучками на западе. Это явление -  огромный академический ляп, из-за которого мы сдали свои позиции добровольно, капитулировали перед западом, потеряв огромную часть влияния на мировой арене.

Это привело не только к разброду и шатанию в научной музыкальной педагогике во всем мире, но и к массовому оболваниванию населения, которое мы наблюдаем сегодня.

На фото я чуть ли не на коленках стою перед малышом по имени Габриэль. Ему два года. Я работаю "пальцем в нотах", поскольку без технологии (разработанной позже) ни один ученик самостоятельно ноту не находит.

Проходит время. Я создаю технологию. Габриэль успевает доучиться по супер системе. Осваивает музыкальный язык. Поступает в один из самых престижных вузов США. Становится ленинским стипендиатом получателем грантов за свои успехи в обучении. Сегодня - он успешный инженер.

Как я это знаю?

Многие годы никак. Габриэль, как и его родители, просто думают, что у мальчика с генами все прекрасно. Они в уме вычеркивают годы занятий, когда мелкими шажками мы выстраивали внимание ребёнка с нуля. Они не знали - не знали, да и забыли, что именно музыкальная пьеса, проигрываемая ребёнком по нотам, а потом наизусть - единственный сегодня антидот клиповому мышлению, открытым ста окнам в компьютере и бесконечным дзынчаниям мессенджеров в смартфонах.

Не просто внимание - его концентрация, когда ты даже в общественном месте можешь сидеть и обдумывать что-то одно на глубочайшем уровне, когда ты не просто читаешь, но осмысливаешь текст и запоминаешь его фрагменты наизусть без всяких усилий - вот чему учит человека чтение нот и игра на фортепиано.

Да, когда в музыкальном училище и консерватории я, во время сдачи экзаменов просто видела учебник в воздухе, знала на какой страничке я видела эту информацию и какая там стояла иллюстрация, в каком углу и что под ней было написано, я даже не задумывалась, что это умение мне подарили уроки в музыкальной школе. Я, как и все мои товарищи, была убеждена, что это гены, это родители, это порода.

И только сейчас, имея уникальнейшую возможность наблюдать работу сотен учителей Академии Софт Моцарт, в разных странах и с абсолютно разными детьми, я смело могу сказать: философ Платон был абсолютно прав. Обучение всем наукам должно начинаться с музыки. Это - основа, залог успешности в любом виде деятельности человека. Только музыка делает мозг ребёнка пластичным, что сегодня есть смысл выживания.

Но вернёмся к истории с нашим "директором" из картинки к этому посту. К Габриэлю. Однажды он позвонил мне и предложил подарить своё цифровое пианино. Дескать, он уже играет на большом, акустическом инструменте и хочет передать цифровой в дар для "будущих поколений".

Пришел в гости с мамой молодой, красивый, успешный юноша. И вот тут-то мы и выяснили, как блестяще поступил в престижный вуз и как блестяще его закончил. И во время разговора наступил такой момент "Эврика!" Ба! Да я же свой мозг с двух лет тренировал. Может, поэтому?...  Они еще сомневаются?!!

Прошло пара недель.

И решили мы отправить это пианино в ... Гамбию. Там поступили в нашу академию мальчик и девочка из простой и очень безденежной семьи. Отправили. Да, почтовые расходы оказались раз в 10 дороже этого пианино. Но какое счастье было читать в фейсбуке посты о том, как дети обрадовались получению такого подарка! Естественно, последовали успешные выступления на наших онлайн концертах. Потом просто успешные выступления к дням рождения знакомых и родственников.

Шли годы. Дети росли. И вдруг... Они стали чемпионами шахматных турниров. Побеждают и девочка, и мальчик. Демонстрируют свои трофеи. Какое чУдное пианино оказалось! - думаю. Ну просто волшебное!

Недавно бывшая девочка (уже молодая женщина) написала, что пора возвращаться к любимому занятию - игре на фортепиано. Похоже, это у нее пожизненная страсть. О том, почему она чемпионка по шахматам, откуда повалило столько побед и удач, девочка пока молчит. У неё момент не пришел.

И так по всему свету. На коленях, сгорбившись над учениками, в классах музыкальных школ работают волшебники. И вроде ничего "такого" не происходит. Дети играют гаммы, упражнения, пьесы. Чаще всего они не "кисины" и уж тем более не "моцарты". Они играют, как умеют.

А в это время под чутким руководством их преподавателей, в коре головного мозга объединяется миллионы новых нейронных образований, пронизывающих все, даже самые далекие и недосягаемые углы их сознания.

И потом однажды человек вдруг легко справится с проблемой, которую считали непобедимой. Потом он найдет выход из тяжелейшей жизненной ситуации. Можно было "напиться и забыться" и покатиться на дно, как все его товарищи. Но гибкий мозг сказал: "Ты дурак? Смотри, сколько у тебя есть вариантов выйти из этой мёртвой петли. Да еще с ветерком! Ты, бро, совсем охренел: это не проблема вовсе, но шанс стать еще круче!"

Так происходит везде и всюду. И вот когда это происходит, скажите спасибо Создателю (в первую очередь) и вашему терпеливому учителю музыки. Скажите это спасибо вслух ему лично - или текстовым сообщением. По вашему смартфону.

А то работаешь с вами - работаешь. А узнаешь о результатах своего труда случайно. Когда вы пианины в подарок приносите.

музыкальная педагогика, Елена Владимировна Хайнер (Николаева), развитие целостного восприятия и мышлени, уроки фортепиано развивают мозг, учитель фортепиано

Previous post Next post
Up