Есть у меня один антипод.
Пианистка.
Закончили мы с ней одну консерваторию почти в одно и то же время.
Она тоже американка. Она тоже преподаёт. У неё тоже "своя школа".
Я не удивилась, когда у неё тоже появились "свои сказки".
Открытием не стало, что у неё тоже есть в сказках "король" и "королева". Там "королева" - это мелодия, а "король" - ритм. То есть королева - это одно очень широкое понятие, а король - другое, еще шире.
И вот эта женщина - мой педагогический антипод - выдаёт на гора очень много действительно хорошо играющих на сцене пианистов. В основном китайцев. То есть профессионализм налицо. Это и привлекает в её класс и педагогов, и учеников.
Почему она для меня антипод?
Ну, во первых, потому, что меня радуют в первую очередь успехи самой незащищенной, самой хрупкой категории учеников: детей и взрослых с "особенностями", а также малышей от 2 до 5 лет.
А её такие ученики не интересуют совсем. Ведь им можно сутками рассказывать сказки о короле - ритме и королеве-мелодии. Они от этого на сцену не взойдут и не заиграют. А наши идут - и играют. Сказки у нас разные!
Во-вторых, у моего антипода много последователей в Интернете, а у меня все мои последователи сами быстро становятся прекрасными профессионалами и начинают профессионально расти и набирать авторитет.
Она ездит по странам и континентам и рассказывает всем о своей методике, продает свои книжки со сказками, а также другие разные мягкие игрушки, которые "развивают кисти рук" и помогают почувствовать "свободу мышц".
Я же никуда не езжу, свои учебные пособия не продаю, а игрушки мы с Капитаном отправляем даром детям из разных стран, которые учатся в нашей академии.
В Интернете наше различие особенно сильно проявлено.
Если в поисковике пишешь название нашей академии, то сразу видишь огромное количество разных учеников и преподавателей из разных стран, которые говорят на разных языках и делятся своими успехами, выдавая удивительные, уникальные и совершенно разные результаты: талантливые дети на телевидении или с оркестром (а порой и на телевидении, и с оркестрам). Дети с синдромом дауна, с ДЦП, аутисты, а также малыши, которые учатся говорить и играть по нотам одновременно.
А если ищешь результаты деятельности антипода, то видишь только этого автора и его одного - лидера - везде: вот тут учит, как учить; тут выступает с речами о своей школе. И учеников слушаешь исключительно отборных и только из класса этого "гуру". Все играют одинаково. Одинаково великолепно: в каждом выступлении прослеживается манера автора. Это как клоны одного исполнения "школы".
Сегодня, работая над очередными парами минутами своей сказки, я подумала: какие всё же разные на свете подходы у людей.
У нас каждая нота - это индивидуальность, носитель определенного характера, конкретных музыкальных функций. Каждая, даже самая мелкая, частичка музыкального языка превращена в отдельный эпизод, рассказ. Требуется филигранная работа над каждым поворотом сюжета, чтобы начинающий впитал каждое музыкальное правило каждой своей клеточкой: и послушал, и сыграл, и понял, как одно переходит в другое на сознательном и подсознательном уровне, и увидел и прочувствовал и сам заразился этим волшебством создания нового.
Моя беда сегодня, что очень мало людей видит разницу. Подавляющее большинство пока идет за простой историей: мелодия - королева, ритм - король. А дальше... муштра. Повторяй с рук, как надо играть: ты - моя кукла - петрушка.
Впрочем, я очень рада, что известность у меня сейчас камерная: лето, жарко, есть время просто сесть - и создать фильмУ, в которой каждый характер пьесы помогает понять, что такое напряжение, что такое разрешение в музыке, как одно переходит в другое.
Чтобы дети, посмотрели, послушали, поиграли - и вдруг стали придумывать свои мелодии, гармонии и ритмы. Музыка создана, чтобы развивать и учить слушать.
Думаю, что "слизать" Моцарта с чужой тарелки - и потом забыть муштру, как страшный сон - это дорога в никуда.
Разговаривать и поучать, не потрудившись даже прислушаться к интонациям английского языка, на котором поучаешь - это диагноз нарцисса. Он просто слышит только себя.
Ну и на посошок слуховая загадка для тех, кто учился в музыкальной школе или не учился, но считает себя музыкантом:
Это - фрагмент будущей сказки. Он озвучен Доминантовой секундой, потом этот диссонанс еще больше усиливается с появлением второй ступени. Звучит неполный доминантсептаккорд. А потом звучит разрешение. В ходе разрешения появляется еще одна ступень. Какая? Угадавшему подарок. Ответы писать на admin@softmozart.com
Click to view