Если верить в то, что душа перед рождением сама себе выбирает родителей, попутчиков и судьбу, то я решила стать учительницей до рождения.
С детства я научилась находиться внутри ситуации и вне её, анализируя, что происходит, почему и откуда ноги растут у последствий каждого события. Уже в школе я мысленно отслеживала, какое слово учителя доходило даже до самых слабых учеников, а какое было сотрясанием воздуха.
Когда учителя нашего класса звали в кабинет директора и класс надо было "держать" в тишине, меня вызывали к доске. Моей задачей было рассказать что-то интересное, чтобы самые невнимательные оболтусы, открыв рот ждали, что в моей истории будет дальше. Я очень гордилась своим умением "держать" любую аудиторию. Если бы тогда был Интернет и YouTube, я тоже стала бы блогером, кормящим байками любых зевак.
Прошло время, и я решила, что мало насладилась вниманием толпы: пора поведать миру обо всем, что у меня накипело о классической музыке. Я попёрлась в городскую дискотеку и по пятницам (по пятницам, Карл!) вела тематические вечера на тему музыковедения. Было мне 20 лет. Задора и энергии хватало. Мне казалось, что если как надо рассказать даже о Шнитке, народ начнет ломиться в филармонию.
Но трудности были даже с классиками 18 века.
Помню, накануне 7 Ноября мною была задумана тема: "Гейлигенштадтское завещание Бетховена". В кафе, где проходила дискотека, на праздник народу было битком. Все жаждали танцев и гуляний. Но на сцену решительным шагом командора вышла я и стала рассказывать о жизненных трудностях Людвига Ивановича. Зал, как водится, замолчал в недоумении - и я взяла инициативу в свои руки и залилась соловьем. Всё шло по плану. Слушатели реагировали на все мои заготовки и шуточки. Стояла тишина. Не выдержала только ... бутылка шампанского.
В тот самый момент, когда повествование подошло к одному из самых трагических моментов в жизни гения венского периода, раздался громкий "выстрелил": это пробка выскочила из бутылки.
Вечер перестал быть томным. Зал взбодрился и стал ждать развития сюжета.
Я поняла, что инициативу терять смерти для моей лекции подобно и тем же шагом командора спустилась с лестницы, подошла к столику и... забрала бутылку у нарушителей порядка. Они от изумлерния аж привстали. Следом за ними привстали мои "телохранители", группа ребят, которые всегда провожали меня домой по пятницам.
Я вернулась на сцену с трофеем и передала его дискжокею. Рассказ о Бетховене закончила в тишине, насыщенной чувством глубокого сострадания и злорадства к владельцам шампанского. После дискотеки, кстати, они тоже присоединились к ряду провожающих, "чтобы эта ненормальная опять не вляпалась ни в какую историю"... Естественно, после того, как они получили своё шампанское назад.
Не смотря на некоторую популярность моих выступлений в рядах рабочей молодёжи моего маленького провинциального городка и на весь положняк с провожаниями, этот опыт для меня оказался горьким.
В сухом остатке, возможно, кто-то запомнил какую-то ненормальную "девушку - командора", вещающую о Бетховене не ко времени и ни к месту, но по сути вся эта суета вокруг Бетховена абсолютно не изменила качество жизни этих людей. После моих пламенных речей наступало все, что не имело к Бетховену никакого отношения.
Да, возможно рассказ о том, что создание музыки помогло юноше с разбитым сердцем, теряющему слух, не только выжить, но создать мировые шедевры, кому-то зашел и кого-то расторгал. Но никакого практического применения такой пример не имел. Рабочая молодежь города не имела ни малейшего представления о том, как не то что создается - как читается музыка! Они верили, что Лунная соната - это прекрасно. Но плясали-то под Depeche Mode!
Любовь и понимание шедевров классики не передается воздушно-капельным путем. Люди должны быть причастны к мировым шедеврам. Жаль, что этого не понимают такие краснобаи, как Казиник! Сколько лет деду, а он рассказывает о вкусе устриц тем, кто этих устриц даже не видел. Я это делала по неопытности и с юношеским максимализмом.
Понимание языка классической музыки требует умения работать и ждать. Даже великие музыканты до конца дней своих могут совершенствовать исполнение одного произведения, постоянно находя в нем новые и новые скрытые смыслы и оттенки.
Однако сегодня мы живем в царстве instant gratification - мгновенного удовлетворения запросов. Хочешь что-то получить немедленно? Google или Yandex в помощь! Хочешь чему-то научиться? Идешь в YouTube и смотришь, как и что делается. Нет терпения следовать всем этим шагам? Значит, не учишься.
И тогда я создала хитрый путь для того, чтобы ученики нашей академии с одной стороны сразу могли получить ответы на вопросы - крючки, а с другой стороны выучились ждать. Не буду и не могу рассказывать всю кухню. Просто скажу одну из хитростей: свои награды (бабочки, дипломы, медали и ордена) они получают ... через полгода после того, как заслужили их. И в течение этого времени они не просто сидят на попе ровно, но работают над текущими задачами по курсу обучения.
То есть пока они вчитываются в ноты, шлифуют свои выступления, проходят интерактивные модули теории музыки, время пролетает незаметно. Бац! И приходит посылка с наградами за тот материал, который они уже прошли и отработали.
И тогда они могут подойти к инструменту и... вспомнить пройденное, сыграть выученное с новыми смыслами. Могут и не вспомнить и не сыграть. Но главное - понимание, что время работает на них и что не все, что хочешь, можно получить сразу же.