-Что ты ищешь под фонарем?
-Да бумажник в лесу потерял?
-Но под фонарем же не лес!
-Но тут светлее...
Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 10 Часть 11 Однажды 1000 лет назад Гвидо Аретинский придумал ставить нотные знаки на линейках и между ними. "На пальцах" показал, как надо записывать ноты. Пальцы - линейки, а промежуток между пальцами - пространство. И пальцы, и промежутки между пальцами - одинаково важные дорожки информации.
Что вынесли из этого урока музыканты?
Звуки. Потому что им "виднее" так, им так удобнее. Про пальцы все эти столетия старались не вспоминать. Потому что так удобнее им, а не простым смертным.
Прочтите любую работу о Гвидо: вы найдете много непонятной для необученного музыке ума информации о ладах, звуках. Извратили даже саму идею Гвидо, простую, понятную, светлую идею про пальцы. Намалевали на них какие-то непонятные знаки и назвали "Гвидоновой рукой".
Вы придете в класс фортепиано, и учитель начнет втюхивать вам про черные клавиши. Будет рассказывать, где 2 и где 3. Это от лукавого! Нет ничего важнее белых клавиш, которые отражают руки Гвидо - нотацию как она есть. Каждая вторая клавиша - линейка или пространство. Третьего не дано!
2000 год. Я пошла тем же путем, что все. От звуков. Я под каждой нотой повесила картинку с ее названием. И на каждую клавишу "надела" ту же картинку. По моему "мудрому" рассуждению ребенок должен был сличать картинки и учиться читать нотный текст таким образом. Домик под нотой - домик на клавише. Именно так я создавала свой нотозвук вначале.
И потом я решила убирать эти картинки следуя математическим пропорциям: сначала убираешь 10 процентов картинок, потом 20, потом 30 и так далее, пока нотный текст не станет свободным от подсказок.
По логике меня - музыканта - именно так надо было соединять ноту и звук.
И я провела много часов создавая эти тексты с разным количеством картинок. А потом пробовала учить с этими текстами детей.
К моему негодованию и возмущению так не работало. Дети НЕ УЧИЛИСЬ читать нотный текст от ноты - клавиши. В планах моих все было логично, красиво, и стройно. На деле это был полный отстой.
И пока я не перевернула нотный текст ключами вверх и не соединила линейки и пространства с белыми клавишами, дети не понимали, чего я от них хочу. Вернее не так: понимали только от рождения способные дети, у которых был изначально отличный слух.
Так вот: такие дети учатся при любой, даже совершенно дебильной системе. Вопреки любой системе!
И если учитель трус и не способен посмотреть правде в глаза, он будет цеплятся за таких учеников и вопить на каждом углу, что его метод - самый крутой.
Надо научиться все же не обманывать себя такими иллюзиями и понять: действенный метод - это такой метод, который научит любого ребенка с отставанием в развитии. Талантливого ученика любой дурак может научить.
Так вот: пальцы Гвидо Аретинского - 10 пальцев правой и левой руки - могут научить любого дурака. Но именно это и не дошло до музыкантов. Они пошли искать проблему под фонарем, где им виднее, а не там, где проблема образовалась.
Запомните: там, где начинают учить не с пальцев Гвидо, не с линеек и пространств, а с кружков нот и звуков, там царит музыкантский дебилизм. Надо начинать именно с линеек. Это - ключ к пониманию нотного текста. Не тратьте свои время и усилия на что-либо другое. Даже если у вас есть дар к музыке.Развивайте в себе умение понимать, что ваш дар - это скорее препятствие, чем преимущество.
Продолжение следует