У меня была подруга по имени Белла. Мы познакомились в ДМШ, куда я попала после консерватории. Когда Белла проявила себя как Люцифер и разрушила мою семью, я сказала ей: он погибнет после этого. Ты отдаешь себе отчет, что станешь причиной гибели человека? Белла стояла передо мной и смеялась. И за ее спиной смеялся ад. Так все и произошло. Мой любимый муж, половина души моей, погиб в 2017. Но вернемся к истории.
В ДМШ все инструменталисты меня любили, а теоретики не очень. Просто я преподавала теоретические предметы так, что дети никогда из-за них не бросали музыку. Уход каждого ребенка из школы был большим ударом по бюджету именно для педагогов инструменталистов, которые учили 1 на 1. Они лишались как минимум 6 часовой оплаты в месяц. Теоретику же в худшем случае грозило расформирование группы. Это около часа - полутора часов.
Как я уже писала ранее, знакомство с упражнениями Кирюшина помогли мне выбрать правильное направление мыслей и мои ученики обожали сольфеджио. А я обожала свою работу, потому что было интересно и получалось. Именно тогда я разработала новый, эффективный курс музыкальной скорописи при написании музыкальных диктантов.
А еще мы тогда, в 80-е играли в "Государство Лад" и Королеву Тонику. Этот проект после долгого перерыва мною активно развивается сейчас. Я наконец-то получила все интерактивные инструменты для его развития! Не прошло и 40 лет!
А тогда мы дружно пели с моими учениками "наш гимн": Тоника, Тоника, я твой рыцарь, Тоника! И с помощью 7 ступеней королевской семьи учились транспонировать - играть с разных клавиш - все наши диктанты. Это было прекрасное время! Я обожала свою работу. Я была замужем за самым красивым и умным мужчиной на свете. У нас была своя 3-комнатная квартира. У нас была самая замечательная в мире дочка. И мы были безумно счастливы. Пасторальными наши отношения не были. Ссорились, мирились - все на всю катушку.
Навыки. Это было ключевое слово, определяющее все мои действия в тот период работы с детьми.
Мой расчет был прост: никакая даже самая хитромудрая болтология не заменит конкретных навыков, которые ученик получает в конкретный промежуток времени во время урока. Нет ничего важнее и сильнее личного опыта. Слова впитываются в малом количестве, а вот личный опыт столкновения с проблемами дает ученику "волшебного пенделя" навсегда.
Моей целью было оптимизировать время урока так, чтобы каждый ребенок в группе за час конкретно чему-то смог научиться. Более того! Мне нужно было, чтобы они уходили от меня не просто с навыком, но побужденные его - навык - дома отработать по полной и прийти на урок на другом, более развитом уровне.
Я прекрасно понимала силу инерции, когда ученик может прийти домой и забить на задания. Именно поэтому я придумала множество небольших хитростей и игр, чтобы заставить детей ждать моего урока и готовиться к нему, как к празднику, где дети могут себя проявить с самой лучшей стороны.
Тогда впервые я начала работать над мотивацией, о которой позже напишу свои первые научные статьи.
Когда ведешь группу, важно, чтобы никто не успевал ковыряться в носу. И я именно тогда создала "музыкальные деньги" - флажки из разноцветной бумаги. И ни один ребенок не смог избежать соблазна заработать как можно больше флажков. В конце уроков мы подсчитывали, кто сколько заработал. А "платила" я им буквально за все: выучил урок, правильно ответил, внимательно выслушал товарища, сосредоточился и не отвлекался.
На самом деле: если детей начинаешь учиться хвалить, то можно найти тысячи причин для этого! Положительное подкрепление - наше все.
Дети и родители меня любили. На 8 Марта мне приходилось у уборщиц занимать ведра. Путь домой был радостным: мои ученики тащили букеты до автобуса, а там я просто раздавала часть цветов женщинам и они тоже расцветали.
Игорю иногда приходилось приезжать в мою школу. Я была рассеяна и забывала дома свои "музыкальные деньги". Он очень гордился моими профессиональными успехами и очень уважал меня. А я его. Это было огромное и незабываемое счастье.
Именно поэтому падение вниз стало для нас таким болезненным. Мое сердце разбито вдребезги, а он погиб.
И убило его именно Люциферство. Но об этом в следующем посте.
В посте использована иллюстрация из моих Сказок Теории Музыки "История Портфеля Принцессы Субдоминанты"
Продолжение следует