Философское

Jun 10, 2014 02:18

В незаконченной «Диалектике природы» Энгельс пытался на примерах различных наук провести несомненную для него самого истину, что «в природе сквозь хаос бесчисленных изменений прокладывают себе путь те же диалектические законы движения, которые и в истории господствуют над кажущейся случайностью событий» (т. 20, с. 11). Итак, природа и история движутся (развиваются, разворачивают свой до поры скрытый потенциал) по одним и тем же законам!

Интересно, что если дополнить такое понимание природы размышлениями Лифшица о природе идеального, то становится возможным экстраполировать на природу вне человека историческую реализацию морального человеческого идеала, «подчиняя» её этому идеалу. Слова Шаламова (кажется, это был он) о том, что природа не безразлична к человеку, приобретают таким образом научную подоплёку. Социальная форма движения материи, будучи раз запущенной, захватывает всю материю, а не только собственно общество.

P.S. Это я перенёс в ЖЖ свою черновую заметку пятилетней давности, слегка подредактировав. Собственно, другими словами я об этом уже писал здесь раньше. Тому, кто пройдёт по ссылке (и далее вглубь), поясню на всякий случай, что когда я говорю о познании, это - не только и не столько теоретическое, но и, гораздо более, практическое познание.

Энгельс, советский марксизм, диалектика исторического развития, марксизм, Шаламов, Лифшиц

Previous post Next post
Up