АТОС - так сокращается преемник МАСа, Малого академического словаря русского языка. Судя по объёму, издание обещает состоять из 12-15 томов. Тираж всего 600 экземпляров, и я до сих пор не могу поверить, что лексикографы в наши дни не издают одновременно электронную версию словаря, разубедите меня или разбудите. На бумажном же эпохальном томе я тотчас погадала, и выпал мне «великокняжеский безбилетник». В остальных рубриках присутствуют мемуары Свиридова и письма Прокофьева, бериллий и витамин D, мозг зомби и чутьё на зомби, выбор ковров ручной работы и атрибуция персидских сабель. Много поступлений прибыло из Крыма и Татарстана. Читатели старшего поколения мгновенно узнают оформление новой серии «Центрполиграфа» «Новейшие исследования по истории России» - оно отсылает к «Научно-популярной серии» советского издательства «Наука». В сегодняшнем обзоре 64 названия, в полном списке наших новинок с 14 по 24 февраля - 1179 записей. Себе я присмотрела из сегодняшнего Паолу Волкову и переписку Цветаевой с Пастернаком, а вы что будете читать или покупать? Спецфонды:
Академический толковый словарь русского языка / Российская академия наук, Институт русского языка им. В.В.Виноградова ; под редакцией Л.П.Крысина. - Москва : ЯСК, 2016-. - 27 см. Т. 1: А - Вилять / [авторы-составители Л.П.Крысин и др.]. - 2016. - 668 с.; ISBN 978-5-9908826-9-0 : 600 экз. Издательская аннотация: В словаре содержится описание лексики современного русского литературного языка. Словарь является нормативным: содержащаяся в нём информация соответствует современным лексико-семантическим, грамматическим, стилистическим и сочетаемостным нормам литературного русского языка. В основе словаря - «Словарь русского языка» под редакцией А.П.Евгеньевой (Малый академический словарь), в значительной степени дополненный и изменённый в соответствии с современным состоянием русского языка и его лексики. Эти изменения и дополнения касаются словника, толкований, иллюстративного материала, грамматических и стилистических характеристик слова.
[Раскрыть аннотацию] Издательская аннотация: В книге представлены малоизвестные публикации о евреях Кавказа из русских газет и журналов, редкие фотографии, почтовые открытки, гравюры, а также другие материалы середины XIX - начала XX веков. Для всех интересующихся историей евреев в многонациональной России.
[Раскрыть аннотацию] Издательская аннотация: В этой книге доктора исторических наук, профессора В.В.Пенского на основе скрупулёзного анализа широкого круга источников и литературы проанализированы судьбы русских служилых людей XVI века, занимавших средние командные посты в военной иерархии Русского государства той эпохи. Их можно назвать «центурионами» московского войска. До последнего времени люди, подобные героям очерков этой книги, крайне редко становились объектом внимания историков. Однако такая невнимательность по отношению к «центурионам» явно несправедлива. Шаг за шагом автор исследования, рассказывая о жизни своих героев, раскрывает картину истории Русского государства в сложную и неоднозначную эпоху, творцами которой являлись не только государи, бояре, церковные иерархи и другие, «жадною толпою стоящие у трона», но прежде всего «начальные люди» средней руки. Они водили в бой конные сотни детей боярских, выполняли дипломатические поручения, строили и защищали крепости, наместничали в городах. Их трудами, потом и кровью строилась великая держава, но сами они при этом были обделены вниманием и современников, и потомков. Исправить эту несправедливость хотя бы отчасти и призвана данная работа. Написанное живым, но вместе с тем научным языком, исследование предназначено преподавателям, студентам и всем, кто интересуется военной историей России XVI века, историей русского военного дела и повседневной жизнью русского общества той эпохи.
[Раскрыть аннотацию (да, про чутьё на зомби - это здесь)] Издательская аннотация: «Сладкие грёзы» - одна из важнейших работ о сознании, вышедших за последние годы. Её автор - видный американский философ Дэниел Деннет - получил широкое признание ещё в 1991 году, после публикации труда «Объяснённое сознание», фактически обратившего само научное исследование сознания в поле «бурных битв» соперничающих теорий. В «Сладких грёзах» Деннет ещё раз пересматривает и обновляет свою концепцию, учитывая главные эмпирические достижения в этой области за последнее время и новейшие теоретические проблемы. В «Объяснённом сознании» Деннет предложил заменить популярную, но несостоятельную модель сознания как шоу, разыгрывающегося в мозге (модель Картезианского Театра), на модель Множественных Набросков, согласно которой оно представляет собой своего рода ментальное программное обеспечение, перестраивающее функциональную архитектуру мозга. Принимая в расчёт достижения психологии, когнитивной нейронауки и разработки в области искусственного интеллекта, в «Сладких грёзах» Деннет меняет и эту модель на новую - модель «славы в мозге», за которую состязается всё несознательное, «желающее» стать сознательным. Отталкиваясь от этой теории, автор разворачивает исследование самых разных вопросов, которые «продолжают взрывать поле» философских дискуссий.С присущей ему ясностью и живостью Деннет иллюстрирует свои аргументы множеством ярких примеров. Он пишет о «Чутье на Зомби», искажающем множество теоретических построений философов и учёных, и защищает гетерофеноменологию (разработанный им метод построения объективной науки о сознании) от непрекращающихся нападок и возражений. Старый мысленный эксперимент Фрэнка Джексона о Мэри, изучающей цвет, получает новое опровержение в мысленном эксперименте о РобоМэри, а рассуждение о знаменитом карточном фокусе «Настроенная колода» призвано показать, что Грудная Проблема сознания, сформулированная Дэвидом Чалмерсом, является, возможно, лишь вымыслом плохо работающего воображения теоретиков. Bсе эти сложнейшие проблемы Деннет решает в блистательной ироничной форме, в очередной paз доказывая своё незаурядное полемическое мастерство.
Издательская аннотация: Русскому читателю Франческо Петрарка (1304-1374) известен как поэт, оказавший большое влияние на развитие европейской лирики. Между тем основную часть его творчества составляют прозаические сочинения, написанные на латинском языке. Предлагаемый читателю трактат создан по образцу античных философских произведений в форме диалогов. Трактат написан живым языком; в нём множество вставных новелл, исторических и бытовых анекдотов - всё это делает его чтение не только познавательным, но и увлекательным. На русский язык трактат переведён впервые. Издание предназначено для философов, филологов, историков, искусствоведов и всех, кто интересуется итальянским Возрождением и гуманизмом.Примеры страниц:
Вагинов, Константин Константинович (1899-1934). Песня слов / Константин Вагинов ; [сост., подгот. текста, вступ. ст. и примеч. А. Герасимовой]. - Москва : ОГИ, 2012. - 367 с., [8] л. ил., портр., факс.; 22 см.; ISBN 978-5-94282-612-3 (в пер.). Издательская аннотация: Современники считали Константина Вагинова (1899-1934), младшего пасынка Серебряного века, поэтом для поэтов и филологов, бесконечно далёким от внешних катаклизмов эпохи. Болезненный излом, «декаданс декаданса» сочетался в его стихах с дразнящей и странной новизной «старинных слов», повёрнутых и почувствованных по-новому. Собрание стихотворений Константина Вагинова, подготовленное А.Герасимовой, впервые вышло в 1998 году в томском издательстве «Водолей» и было на тот момент наиболее полным. В настоящем издании этот корпус существенно расширен за счёт Приложения с ранними стихами из «Парчовой тетради». В книгу включены разнообразные литературные и фотографические материалы, посвящённые жизни писателя и его поэтической деятельности.