Рерих неизвестный (восстановленная публикация)

Mar 05, 2014 19:06






С.Н.Рерих. Портрет Н.К.Рериха
в тибетском одеянии. 1933

Николай Константинович Рерих (Рёрих) действительно всё ещё - неизвестный, хотя над изучением его биографии и творчества работают культурные центры, общества и музеи его имени в Нью-Йорке, Риге, Минске, Москве.
На различных этапах нашей истории мы, сами того не зная, были верными последователями старых рериховских идей. Мы ратовали «за мир во всём мире», не догадываясь, что сам термин (по-английски «world реасе») появился впервые в 1929 году в США в знаменитом «Пакте Рериха».

А начиналась американская биография великого художника в начале 1920-х с неожиданного превращения автора одной из лучших наших исторических картин «Гонец. “Восста род на род”», созданной в конце прошлого века, но логически связанной с пацифизмом 1930-х. Рерих вдруг стал творцом несметного количества гималайских пейзажей. Объёмы гималайского творчества были таковы, что недоброжелатели художника стали говорить об «индустрии Рерихов». Эти пейзажи безумно нравились американцам, спрос на них был огромный. Но Рерих был не просто модный художник - дело в том, что его живописи стали приписывать целебные свойства. Известная оперная певица Мэри Гарден никогда не расставалась с любимым пейзажем, считая его залогом здоровья и удачи. Успех и слава Николая Константиновича в Америке зависели и от его биографии - русский художник, сбежавший от большевиков, - и от его имиджа.





Н.К.Рерих. Гонец. «Восста род
на род». 1897. ГТГ

Рерих носил тибетское одеяние, считался гуру, хилером, к нему шли советоваться о болезнях, неприятностях, пропавших людях. От него ждали утешений, исцелений, предсказаний. Наверное, Америка тех лет немного напоминала сегодняшнюю Россию если не уровнем жизни, то «образовантским» характером культуры и отсюда потребностью в своих прорицателях и ясновидящих.





Музей Николая Рериха
в Нью-Йорке, 1929

В Нью-Йорке в 29-этажном небоскребе на деньги главного спонсора Рерихов предпринимателя Л.Хорша был открыт первый рериховский центр, где были и выставочные залы, и издательство, и школа искусств для детей. Спонсоров было несколько, среди них - глава инженерной фирмы Ч.Р.Крейн, глава департамента сельского хозяйства Г.Уоллес. Связи «наверху» оказались весьма полезными, когда у рериховского центра вдруг начались налоговые неприятности. История эта потом была забыта, но в американской финансовой системе Рерих оставил свой след, о чём современные американцы скорее всего и не знают. Этот «след» можно увидеть на оборотной стороне однодолларовой банкноты, где находится изображение Большой государственной печати - лицевой её стороны в виде орла и оборотной в виде пирамиды с глазом на вершине. Если лицевая сторона печати существует уже в шестом варианте, то её «оборотка» сохранилась неизменной со времени утверждения печати Конгрессом в 1782 году. Авторство приписывается генералу Джорджу Вашингтону, позже ставшему президентом. Пирамида, стоящая на широком основании, - символ устойчивости, и с этим значением она содержится в нескольких системах символов, в том числе восточных. Несмотря на вполне американское происхождение оборотной стороны Большой печати, Рерих, подавший идею украсить доллар пирамидой, Уоллес, «озвучивший» эту идею, и некоторые сотрудники казначейства после появления в 1935 году доллара с пирамидой прославились как сторонники некоего эзотерического и каббалистического культа.




Эскиз оборотной стороны банкноты номиналом
1 доллар, 1935 г.




Современная банкнота номиналом 1 доллар,
оборотная сторона

Взаимоотношения Рериха со спонсорами содержат много такого, чему было бы небесполезно поучиться современному обнищавшему творческому работнику. Он был от них всецело зависим, но пользовался влиянием, авторитетом, уважением. И самое главное - его спонсоры ничего не знали о существовании друг друга. И все вместе они долго не догадывались о том, что в 1926 году у их гуру чуть было не появился новый покровитель в лице советского правительства. Летом этого года Рерихи втайне от американских друзей, прервав путешествие по Центральной Азии, через Омск направились в Москву.

В подарок наркому иностранных дел Г.В.Чичерину Рерих привёз ларец со священной для индийцев гималайской землей, а наркому просвещения А.В.Луначарскому - горный пейзаж с изображением гигантской фигуры Майтрейи - так буддисты называют божество будущего. Лицу божества были приданы черты сходства с Лениным.



Н.К.Рерих. Явление срока (Гора Ленина). 1926 или 1927

И друзья и враги Рерихов сходятся в одном вопросе: Рерих всегда стремился вернуться на Родину и никогда эмигрантом себя не признавал. Никогда он не писал и не говорил о том, что в 1918 году в Петербурге были варварски уничтожены его работы, предназначенные для украшения Казанского вокзала в Москве, что его коллекция картин западноевропейских художников была национализирована (несколько картин сейчас находятся в Эрмитаже). Разрешения на посещение Советского Союза Рерих добивался очень долго. Но встреча с Родиной после восьмилетней разлуки ничего, кроме разочарований, не принесла. Рерих не общался с учёными, художниками. Никто из вышеназванных наркомов не пожелал видеть художника, который в Штатах был принят в домах, близких к семье президента. Деятельность Рериха была одобрена, но реальной поддержки, кроме двух браунингов, небесполезных в экспедиции, он не получил. Вопрос о возвращении на Родину так и не был решён. Такое отношение, может быть, навлёк сам художник, рискнувший изложить большевистским властям свои религиозно-философские воззрения. Рерих проповедовал неизбежность сближения христианства с буддизмом, за что получил прозвище «полубуддиста-полусоциалиста». Всё это было абсолютно чуждо большевикам, не допускавшим возможности существования какой-либо иной религии, кроме собственной - квазирелигиозного марксизма. Кроме того, они не очень доверяли человеку, который почти шесть лет прожил в США в качестве театрального художника, проводя отпуск в экспедициях по Центральной Азии. Визит в Россию продолжался примерно полгода, после чего Рерихи вернулись в экспедицию. В Индию они переехали окончательно только в 1936 году и тоже с большим трудом: Индия была колонией Великобритании, а по мнению английских спецслужб Рерих был советским шпионом.




Н.К.Рерих. 1930-е годы

Возможно, посещение Советского Союза связано с одним малоизвестным эпизодом из биографии Николая Константиновича - его причастностью к торговле картинами из музейных и частных собраний России. В начале 1930 года в нью-йоркском рериховском центре состоялся аукцион картин. О происхождении своего «товара» сам Рерих нигде не упоминал. Благожелательно настроенные биографы предполагают, что большевики вернули Рериху часть его собрания и что он продавал свои картины. Так это или нет, мы пока не знаем. Однако среди живописных работ, которыми торговал петербуржец, перед революцией активный член Общества охраны памятников искусства и старины, были две московские картины. В опубликованной выдержке из описи проданного прежде всего бросаются в глаза сравнительно низкие цены на произведения Рубенса, Эль Греко, Ван Дейка. Естественно предположить, что это копии, но слово «копия» опущено. Может быть, «Битва амазонок» Рубенса - это та самая копия с картины (находящейся в Британском музее), которая была вывезена в музейный фонд из здания Московского скакового общества в 1919 году и после этого навсегда исчезла. Но большим риском было выставить на торги маленькую картину «Поклонение волхвов», автором которой значился Босх. Подлинник этой картины (триптих) был создан в XV веке и с XVII века находится в Мадриде в музее Прадо. Работ Босха, этого «фрейдиста XV века», средневекового «сюрреалиста», в России никогда не было. Тем бо́льшую ценность и интерес представляла единственная в России копия центральной части триптиха, копия очень хорошая, сделанная в Нидерландах в 1605 году и принадлежавшая князьям Куракиным. Она была привезена в Москву после национализации имения Куракиных в Орловской губернии в 1918 году вместе с прекрасными портретами владельцев этой картины. В годовщину октябрьской революции в бывшем доме Берга на Арбате (дом 26, ныне театр имени Е.Вахтангова) состоялась выставка лучших произведений искусства, отобранных у владельцев при национализации. Тогда-то куракинские сокровища приобрели известность, а «Поклонение волхвов» стало украшением выставки. Этой картине была посвящена статья известного искусствоведа Т.Ф.Трапезникова в журнале «Среди коллекционеров» (1922. № 3), где были приведены сведения обо всех копиях с центральной части знаменитого триптиха. После выставки «Поклонение волхвов» должны были передать в Румянцевский музей.




И.Босх. Поклонение волхвов. Около 1510.
Музей Прадо (Мадрид)




Центральная часть триптиха

На аукционе были проданы также работы Хосе де Риберы, Пюи де Шаванна (кстати, любимый художник молодого Рериха), полотна Фрагонара, Курбе, Гогена, Ренуара*. Эта маленькая сделка (было продано 172 картины) совсем затерялась на фоне гигантских аукционов «искусства из России», давших начало нескольким американским собраниям. Выручка составляла 114 465 долларов. А на что ушли эти деньги - на покупку тракторов для советских машинно-тракторных станций или на организацию очередной экспедиции Рерихов - мы не знаем.

* Неполный список распроданных картин см. также в издании: Williams R.C. Russian Art and American Money. 1900-1940. London, 1980. P. 132-133.
Татьяна ИгнатовичСм. также: Библиотека и Высший Космический Разум | Чем кончится практикум по графологии | Содержание журнала | Подружитесь с Ленинкой взаимно

живопись±графика, дискуссия у нас тут началась

Previous post Next post
Up