Чем кончится практикум по графологии в стенах библиотеки

Feb 24, 2015 14:11

Вы обращаете внимание на чужой почерк? Любите разглядывать всевозможные штрихи, завитки, росчерки, крючки и дуги? Пытались соотнести характер письма и характер пишущего?



Не правда ли, по почерку этого человека сразу видно: атеист, мыслитель, скептик, насмешник?



Автор этой почти каллиграфической красоты считал: «Почерк непосредственно связан со всем существом человека, с условиями его жизни, работы, с его нервной системой, поэтому наша манера писать носит на себе такую же несомненную материальную печать индивидуальности, как и всё, с чем приходится соприкасаться. ...Я сам имею множество автографов и неоднократно вдумывался в них, стараясь отдать себе отчёт в их значении...» (письмо к Лафатеру от 3 апреля 1820 года).



«А росчерк - это наиопаснейшая вещь! Росчерк требует необыкновенного вкуса; но если только он удался, если только найдена пропорция, то этакой шрифт ни с чем не сравним, так даже, что можно влюбиться в него...» - ещё одна цитата об искусстве красиво писать, которая у всех на слуху. Что означают концы строк, направленные вверх, можете додумать сами. Скорее всего, не ошибётесь.



«...Каллиграф не допустил бы этих росчерков, или, лучше сказать, этих попыток расчеркнуться, вот этих недоконченных полухвостиков, - замечаете, - а в целом, посмотрите, оно составляет ведь характер, и, право, вся тут военно-писарская душа проглянула: разгуляться бы и хотелось, и талант просится, да воротник военный туго на крючок стянут, дисциплина и в почерке вышла, прелесть!» - так растолковывал азы графологии доверчивым слушателям князь Мышкин.



Графология и почерковедение - не синонимы. Почерковедение - это практический раздел криминалистики, а учение о связи почерка и характера (графология) считается одной из псевдонаук, и место ему между астрологией и хиромантией. Как писали Стругацкие в словаре «Понедельника» - «не бывает». Почерковедческая экспертиза может определить, принадлежат ли два автографа одному человеку и какой рукой он писал, но ни в коем случае не цвет его глаз и не размер обуви. Для проницательности графологов никаких преград нет.



Если вы нам не поверили - можете самостоятельно исследовать почерки великих, пользуясь солидными старинными томами из Электронной библиотеки РГБ. Достоверных научных сведений вы там не почерпнёте, зато дополнительную порцию красивых автографов, завитков и росчерков обещаем. Только не забудьте: библиотекари, выдавая эти книги на руки, вас предупредили!



Капитальнейший труд, извлечённый из-под спуда и переизданный в 1994 году: Моргенштерн И.Ф. Психографология, или Наука об определении внутреннего мира человека по его почерку: Более 2000 автографов разных выдающихся людей древности и нашего времени с их портретами. Санкт-Петербург, 1903.
Он же. Внутренний мир в почерке у псевдолюдей. Санкт-Петербург, 1910.
Пособие поскромнее: Маяцкий В. Графология. Москва, 1907. Тоже переиздано в 1990 году (репринт). Другие сочинения автора, на которые он сам ссылается, - «Определение характера и будущего по линиям руки» и «Определение судьбы». Делайте выводы.
Таблицы типичных графологических знаков и автографов: (Приложение к «Графологии»): Составленные Н.Д.Ахшарумовым и Ф.Ф.Тишковым. Рига, 1894.



Особенно интересно сопоставить комментарии графологов и прекрасные автографы, которые как раз оказались в нашем распоряжении. Вот что высмотрел И.Ф.Моргенштерн у Шиллера: «Постоянное правильное движение души, ясное предчувствие и бессознательные стремления в область фантазии... Богатый мозговой механизм. Быстро оформливает свои предвидения, не пропускает ни одного, даже мелкого факта... Правдивость, способость к глубоким привязанностям... Склонность всё видеть в мрачных красках. Любовь к проверкам гипотез».



А это Лист: «Власть над собой. Требователен к самому себе. Энергия. Нравственная чистота. Предан душой искусству и всему прекрасному... Стремление создать нечто великое. Твёрдая вера в себя».



С Гюго всё ещё интереснее, потому в другой маргинальной околонаучной теории, не признаваемой академическим сообществом, - соционике - его именем назван один из шестнадцати психотипов. Считается, что писатель был личностью яркой и одновременно типической. Посмотрим... «Стремление найти абсолютно верную дорогу в исследовании серьёзных вопросов. Сильный внутренний голос. Дружелюбное участие к человеку... Добр, искренен. Способен отдаться всем существом святой цели». Не правда ли, романы Гюго, его афоризмы и известные факты о писателе отлично согласуются с этой «экспертизой»?



Разумеется, все подобные комментарии сочинены, сознательно или бессознательно, с учётом биографических сведений об известных лицах, под впечатлением от их творчества и портретных изображений.

-

Для сеанса графологии с разоблачением использовалась виртуальная выставка «От Клио до Мельпомены», в которой представлены материалы театрального собрания А.Бахрушина из фондов РГБ. Рекомендуем смотреть её полностью и читать пояснения, там ещё много прекрасного, например старинные открытки с автографами знаменитостей. А о графологии там ничего нет и не будет.




Нам из сравнения двух этих подписей заметно только одно: во время революции Марату стали хуже очинять перья. Озвереешь тут.

подборки для любования, инфогигиена, pdf

Previous post Next post
Up