:) Все ли знают, что Вавилонская библиотека существует?
https://libraryofbabel.info/ :( В отличие от Александрийской.
На самом деле варвары не имели отношения к гибели библиотеки - и исчезла она не из-за пожара. <...> Скорее всего, Александрийская библиотека исчезла из-за сокращения бюджета, которое продолжалось на протяжении нескольких веков. Сначала внимание Птолемеев (династии, правившей Египтом в эпоху эллинизма) гарантировало сотрудникам библиотеки крупные привилегии, а также давало средства, необходимые для приобретения и переписывания десятков тысяч свитков. Сохранялись эти привилегии и после римского завоевания. Однако в «кризисном» III веке нашей эры император Каракалла ликвидировал стипендии для учёных и запретил иностранцам работать в библиотеке - что во многом превратило книги в мёртвый груз, никому не понятный и не интересный. Постепенно библиотека просто перестала существовать - книги были либо уничтожены, либо естественным образом обветшали.
http://arzamas.academy/materials/1029 :) Песня группы The Beatles «Hey Jude» на данный момент является самой часто упоминаемой в литературе... Выяснилось, что отсылка к «Hey Jude» есть в 55 книгах, в том числе в произведениях таких авторов, как Стивен Кинг (роман «Волки Кальи»), Джон Апдайк («Загробная жизнь») и Харуки Мураками («Норвежский лес»).
Портал Small Demons, в частности, занимается тем, что исследует частоту упоминаний разнообразных вещей в художественный произведениях - от песен и названий коктейлей до городов и фильмов. Ознакомиться с рейтингами портала, которые не являются окончательными, а постоянно обновляются, можно на портале в разделе «Things».
https://lenta.ru/news/2012/10/10/hey/Уже ничего не обновляется, сайт пропал, ссылка архивная:
http://web.archive.org/web/20140319052328/https://www.smalldemons.com/things :) Нью-Йоркская публичная библиотека сделала базу данных о 100 000 фотохудожниках XIX-XXI века. Биографии, технологии, ссылки на коллекции
http://pic.nypl.org :) Она же после 10-летней работы выложила 20 тысяч оцифрованных карт. Вот карта Китая, 1889 год.
http://digitalcollections.nypl.org/divisions/lionel-pincus-and-princess-firyal-map-division :( От «Яндекс.Словарей» остался только «Регистр лекарственных средств России». 33 тысячи человек подписали петицию, требуя от «Яндекса» вернуть «Словари».
Причина - ограничения правообладателей словарей, которые препятствуют дальнейшему развитию «Яндекс.Словарей» на мобильных устройствах.
http://hitech.vesti.ru/news/view/id/8949https://www.change.org/p/yandex-верните-yandex-словари :) - Кого из новых авторов вы открыли для себя в последнее время?
- Сергея Викторовича Лаврова. Да-да, министра иностранных дел. Он мне недавно принёс свою книгу. У него очень талантливая любовная лирика. Я не служу в его ведомстве, и мне незачем ему льстить. Я многое с ходу запомнил наизусть и процитировал ему в разговоре. Сказал ему: «Может, поменяете профессию?» А он: «Да нет, уже поздно».
(Из интервью поэта Андрея Дементьева)
http://vm.ru/news/2016/03/20/andrej-dementev-gde-poeziya-tam-emotsii-i-dobrota-314906.html :) Распространителям печатной, аудиовизуальной продукции и фонограмм уже через несколько дней придется предупреждать покупателей о содержащейся в продукции нецензурной брани. Текстовый значок должен будет наноситься цветом, контрастным по фону, легко читаемым шрифтом и занимать не менее 5 процентов от площади поверхности.
http://yarcube.ru/yarblogs/65640.php :) ...Я одновременно читал два вида литературы: для работы кошмарные записки современников о Грозном, для отдыха - книгу по гештальт-терапии. И вдруг представил, как Иван Васильевич приходит к специалисту (ко мне) и жалуется на полную стрессов жизнь, а я слушаю, киваю и думаю, какой это тяжёлый случай. Дальше нужно было только вытеснить глупые реминисценции с гайдаевским фильмом, и ещё всё влезал какой-то совершенно неуместный попугай. (Я перед этим насмотрелся роликов по ю-тьюбу с поющими и танцующими попугаями - это мое любимое времяпрепровождение, один раз уже трансформировавшееся в целый попугайский роман). Гайдая я заблокировал, попугая - не вышло, влез всё-таки.
http://borisakunin.livejournal.com/149582.html :( Испарение занимает 3-5 суток, в зависимости от толщины тома. Тут важно ещё и не пересушить, чтобы страницы не стали ломкими. Так что на выходе в каждой книге оставляют несколько процентов влаги. Потом их кладут под пресс, чтобы выровнять. Если переплёт картонный, книга приобретает почти первозданный вид.
В декабре НПО «Молния» и ИНИОН заключили контракт на пробную сушку...
http://www.kommersant.ru/doc/2922647 :) Самим классикам, кстати, постоянно приходится всячески демонстрировать свою актуальность. Несколько лет назад руководитель английской разведки давал интервью, и оказалось, что он сам классик по образованию, вербовал в разведку классиков по образованию и его помощником был классик по образованию; выясняется, что многие люди с классическим образованием работали в разведывательных органах разных стран, потому что у них хорошо работают мозги и они знают много языков. Как возрадовались этому интервью классики по всему миру! У нас появился дополнительный аргумент для вербовки студентов!
...Мы воспринимаем их как великие тексты на все времена, но изначально греческая трагедия была предназначена для однократного исполнения: каждую пьесу должны были ставить (по крайней мере теоретически) только в определенный год в определенном месте - и всё. <...> ...Трагедия должна была нести некоторый политический месседж и была не столько литературным, сколько социально-политическим событием. Потом она была вырвана из контекста, и теперь мы многого не понимаем.
http://arzamas.academy/materials/1022 :) Электронная книга для слепых «Orbit braille reader» будет продаваться осенью этого года за 400$. Читает специальные брайлевские форматы и txt.
http://globalaccessibilitynews.com/2016/03/26/affordable-braille-reader-launched/ :) ...Любой человек, который нарушает это правило, сразу же если не становится в обществе изгоем, то по крайней мере отношение к нему резко меняется, что провоцирует очень сложную систему избавления от ненужных книг. Когда тебе книга не нужна, но ты не можешь ее выкинуть, потому что это кощунство, потому что книга сакральная, и ты вынужден придумывать хитрые схемы. Некоторые, например, хранят книги в гараже и ждут, пока они немного подгниют и подпортятся, а подпорченную книгу уже можно выкинуть.
http://postnauka.ru/video/55760 :) Как-то я заказал в Ленинке одну книгу 1612 г. издания. Она оказалась неразрезанной. Я сперва было загрустил над этой засидевшейся в девках старухой, а потом обрадовался: она ждала меня 370 лет и наконец дождалась.
http://gorbutovich.livejournal.com/123310.html :) Страница Вконтакте «Поэзия в инфографике»
http://vk.com/poetry_infographic :) Как звучал «Эпос о Гильгамеше» (есть аудио и перевод)
http://arzamas.academy/mag/269-gilgames :) Три браузерные игры со шрифтами, а именно: с формой, с кернингом и на узнавание
http://lifehacker.ru/2015/07/20/3-brauzernye-igry-so-shriftami/ :) Кэрол Грейдер из университета Джонса Хопкинса стала третьим за месяц нобелевским лауреатом по биологии, сделавшим то, что долгое время считалось табу в сфере биомедицины. Она выложила отчёт о последнем открытии на публично доступном сайте bioRxiv до того, как отправить его в научный журнал для рецензирования и «официальной» публикации.
https://geektimes.ru/post/272766/ :) Радиостанция «Книга», принадлежащая солисту группы «Любэ» Николаю Расторгуеву, начала работу в Москве 24 марта.
http://rg.ru/2016/03/25/reg-cfo/literaturnoe-radio-nachalo-veshchanie-v-moskve.htmlhttp://radiokniga.fm/ (сайт на реконструкции)
:) Мы не ставим задачу отсканировать значительную часть нашего фонда вообще. Массовое сканирование это, с моей точки зрения, не дело библиотек. Это дело как коммерческих структур вроде Гугл, так и государства. В России есть проект Национальной электронной библиотеки. Во Франции - Галлика. Эти проекты требуют огромных денег. Мы здесь - не конкуренты. Наша задача - другая. Мы должны выбрать в нашем фонде те вещи, на которые хотим обратить внимание. Вот к нам приходят люди, которых интересуют те же биографии. Зачем тратить время - сюда приходить? Мы берем генеалогическую литературу и все основные источники в области генеалогии оцифровываем их и выставляем. Смежная с этим вещь - военная история упирается в такие справочники, как списки офицеров по старшинству. Есть еще справочники, которые нужны для краеведов. Адрес-календари нужны. Адрес-календарей - громадное количество. Мы оцифровали, в первую очередь, те, которые есть только в нашей библиотеке. Если этот адрес-календарь есть в десятках других библиотек, он подождет. Поэтому у нас никогда не будет оцифровано даже 5% нашего шестимиллионного фонда. Мы делаем доступными онлайн самые важные книги для нашего читателя.
http://istorex.ru/page/afanasev_md_v_2017_god_ustroim_pishnoe_novosele_v_otremontirovannom_zdanii :) Часами можно смаковать каждую точку, букву, черточку. За каждой из них скрывается целый пласт информации. А слова-то какие! Каждое из них есть поэма - "крепостная расстановка", "очередь", "уголок"! И все не просто так, все должно быть на месте.
Ключ к шифрам РНБ:
http://nlr-spb.livejournal.com/5607.html :) На страницах «Mira calligraphiae monumenta» золотыми и серебряными красками Георг Бокскей создал собственную поэзию языков, латиница, греческий алфавит, иврит, готические шрифты и курсивы смешались, напоминая не текст, а скорее рисунки. В текст входили разные религиозные цитаты, отрывки из документов, песнопения.
Насекомые, фрукты, цветы и животные в «Mira calligraphiae monumenta» скомпонованы в небольшие группы, по принципу эстетического сопоставления. Стебли цветов художник будто обрезает и ставит в пространство условного фона, при этом каждый предмет имеет собственную свето-теневую моделировку, ракурс и ясный объём. Рак располагается рядом с цветами зверобоя, морская раковина с грушами, а колючий каштан с розой: и мы начинаем понимать, что логика этого натюрморта формулируется не в символах, не в передаче реальности, а в орнаментальной красоте, основанной на восприятии формы и цвета.
http://artifex.ru/иллюстрация/mira-calligraphiae-monumenta/Оцифрованная книга:
http://www.getty.edu/art/collection/objects/1487/joris-hoefnagel-and-georg-bocskay-mira-calligraphiae-monumenta-flemish-and-hungarian-fols-1-129-written-1561-1562-illumination-added-about-1591-1596/ :) Книги о Древней Греции: что читать после Куна, Гаспарова и Голосовкера.
http://arzamas.academy/materials/1028А у нас есть все эти книги с возможностью сделать электронный заказ заранее из дома:
«Греки и иррациональное»,
«Дионис: прообраз неиссякаемой жизни»,
«Чёрный охотник. Формы мышления и формы общества в греческом мире»,
«Парфенон» Мэри Бёрд (русский перевод существует) и
«Занимательная Греция» Гаспарова, конечно - радует, что её столько издают
:) «Лента.ру» публикует отрывок из книги Аркадия Мильчина «Человек книги: Записки главного редактора».
https://lenta.ru/articles/2016/03/13/paper/ :)
В декабре я давала ссылку на проект
«Журналы СССР», а вот ещё одно собрание старожурнальных оцифровок, 200 названий (вдвое больше), в конце списка есть украинские и белорусские.
http://www.journal-club.ru/ :) Дмитрий Быков судит конкурс тюремной поэзии
http://morebo.ru/novosti/item/1458415561513 :) «Робот-писатель» вышел в финал литературного конкурса
https://geektimes.ru/post/273312/ :( До 1945 года авторские права на книгу принадлежали издательству НСДАП «Franz-Eher-Verlag», а потом перешли к правительству Баварии. Правительство Баварии активно и успешно противодействовала печати книги во многих странах, например Польше, Чехии, Турции.
Авторское право как институт позволяло успешно справляться с задачей пресечения распространения «Майн кампф», так как такие специфичные вещи, как «федеральный список экстремистских материалов» есть не в каждой стране, в отличие от тех или иных норм, защищающих права обладателей исключительных прав.
Тем не менее вс` когда-нибудь кончается, и срок действия исключительных прав не исключение. 31 декабря 2015 года произведения Адольфа Гитлера перешли в общественное достояние.
Это означает, что теперь любой может напечатать себе томик «Майн кампф» (если вы, конечно, не живете в России или любой другой стране, в которой книга запрещена).
https://geektimes.ru/post/273318/ :) И снова
tema. Домино странной книги:
http://tema.livejournal.com/2195729.html :) Институт мировой литературы РАН выложил около 360 сканов научных изданий 1848-2014 годов. Вяч. Иванов, Гаспаров, Бахтин, Аверинцев, Мелетинский, Веселовский, Пропп, Якобсон...
http://imli.ru/elib/ :) Книга «Летопись жизни и творчества Марины Цветаевой. Часть первая» вышла в 2012 году и представляет собой первый отрезок жизни, от рождения до отъезда Марины Ивановны за границу, с 1892 по 1922 годы.
Сейчас ведётся работа над новыми сборниками: «Зарубежные годы» (1922-1939) и «СССР» (1939-1941) и каждый раз открываются новые неожиданные вещи...
Так, в Театральной библиотеке нашлись открытки, которые посылала мама Мария Александровна учительнице музыки своей дочери В.Ю.Зограф-Плаксиной. А в Российской государственной библиотеке, «Ленинке», хранится собрание стихов Константина Бальмонта, вышедшее в издании «Скорпион» Валерия Брюсова, с многочисленными карандашными пометками Марины Цветаевой.
http://write-read.ru/news/5074 :) Представьте. Книга. Триста страниц.
Например, Тургенев.
Задача перед иллюстратором - нарисовать 10 иллюстраций.
Как сейчас рисуют чаще всего - через каждые 30 страниц иллюстрация.
Как раньше - да как угодно. Сначала три подряд. Потом страниц сто вообще нет. И так далее.
Вопрос - почему?
Я думаю, дело в том, что раньше иллюстратор был третьим собеседником в беседе автора и читателя.
Талантливым или нет. Увлекательным или нет. Это зависело от иллюстратора. Но он рисовал не абзацы книги. Он рисовал то, что почувствовал после прочтения. То, что его взволновало.
А сейчас чаще всего декорируют. Отрисовывают абзацы. Изначально ставя себя в положение - третий лишний.
Ну зачем читателю посредник в общении с Тургеневым.
(Из фейсбука Вадима Мещерякова)
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1145869722113925&id=100000727246909 :) Художница Юлия Леонычева с 17 лет работает над иллюстрациями к «Истории государства Российского»
https://godliteratury.ru/projects/nikolay-karamzin-250-let-istoriya-gosudar :) Подборка фотографий цепных книг
http://www.kulturologia.ru/blogs/030415/23948/ :) Взрослая аудитория сходит с ума по раскраскам. В 2015 году их продано в США 12 млн экземпляров (в 2014 - 1 млн), выпущено 2000 названий (в 2014 - 300). Статистика гугля показывает взрывной рост запросов на такие книги.
http://qz.com/637238/the-explosive-rise-of-adult-coloring-books-charted/ :( Издатели научились брать чувствительные суммы за электронные копии бумажных книг. Это не означает, что они научились издавать электронные книги. Путеводители, учебники, научная литература, художественные альбомы в виде электронных копий выставляются на продажу без возможности удобной навигации, без гиперссылок и подстройки под экран. А как следует преобразовать в электронный вид «Игру в классики» Кортасара, состоящую из перемешанных нумерованных фрагментов? Надо упростить читателю перемещение по тексту с помощью гиперссылок? Заставить его «крутить барабан» и перемещать на случайный выпавший фрагмент? Сегодняшние издатели такие задачи не решают, они «слизывают» бумажную книгу один в один, даже если она полностью обесценивается в электронном виде.
http://rusbase.com/story/ebooks-problem/ :( ...Наш книжный рынок очень маленький. В количественном измерении он примерно равен рынку Польши, существенно меньше Германии, не сопоставим с Англией и уж тем более с Америкой - американский рынок по самым скромным прикидкам в десять раз больше. Почему это важно? Потому что это по меньшей мере двумя способами влияет на практическую жизнь. Во-первых, на маленьких рынках существенно меньше диверсификация. Если огромный американский рынок переваривает разные модели распространения, разные модели производства, разные модели авторства - все они способны сосуществовать параллельно, то на маленьких рынках такой возможности нет. А во-вторых, книжный рынок и чтение вообще касаются в нашей стране чрезвычайно узкой прослойки населения.
https://meduza.io/feature/2016/03/30/u-mertvogo-pisatelya-ogromnoe-preimuschestvo-pered-zhivym :( И ещё одна книжная находка
temaДавно не видел настолько неуместных комментариев в сносках.
Из русского перевода
книги Э.Н.Люттвака «Стратегия: Логика войны и мира» (у нас в РГБ есть, ссылка ведёт на электронный заказ)
http://tema.livejournal.com/2170977.html :( Доказать, что какая-то конкретная книга принадлежит какой-то конкретной библиотеке, если с ней предварительно поработали профессионалы, практически невозможно. Нужно всего лишь избавиться от библиотечных штампов и печатей на титулах и страницах книги.
«Срезают углы со штампами, моют и выводят печати, - рассказывает „Нашей Версии“ эксперт антикварной книги аукционного дома „Империя“ Констанция Сафронова. - По таким признакам эксперт сразу поймет, что книга библиотечная. Правда, прогресс не стоит на месте, и порой отличить библиотечную книгу от обычной очень сложно. Например, сегодня некоторые специалисты научились наращивать отрезанные углы страниц». Высший пилотаж отмывания библиотечных книг, по словам Констанции Сафроновой, это когда аферисты целиком вырывают страницы с библиотечными штампами и заменяют их на новые. Их печатают на специальной, изготовленной по старинным технологиям бумаге специально отлитыми под каждую книгу шрифтами.
http://leninka.ru/index.php?doc=2563 :) Роберт Гэлбрейт оказался мужчиной гордым и независимым: он послал свой первый детектив издателям, не прибегая к помощи Джоан Роулинг. Чтобы подбодрить начинающих писателей и по многочисленным просьбам поклонников Роулинг в своём твиттере показала парочку присланных Роберту отказов. В одном из ответов на роулинговский твит Джоан Харрис (автор бестселлера «Шоколад») сообщает, что в своё время ей пришло отказов столько, что она создала из них (?) скульптуру.
https://twitter.com/jk_rowling/status/713298761288708096 :( Наследники американской писательницы Харпер Ли запретили продажу дешёвых изданий романа «Убить пересмешника» в США... По словам подруги писательницы и автора исследования «Понимание "Убить пересмешника"» Клаудии Дерст Джонсон, наследники Харпер Ли хотят сделать деньги на доступе школьников к классике. «Эта книга обязательна для наших школ, а учебным заведениям сегодня приходится нелегко в финансовом плане».
https://lenta.ru/news/2016/03/15/mockingbird/ :) Может быть, при помощи книжного «убера» читатель и доедет до книжки сегодняшнего писателя, а может быть, дойдёт до какой-то ещё пока не прочитанной, но уже существующей в глобальной библиотеке книжки. Так что за читателя можно не волноваться - его интересы вне опасности. А вот всем остальным предстоит тяжёлая, болезненная и, увы, необратимая оптимизация.
https://meduza.io/feature/2016/03/30/u-mertvogo-pisatelya-ogromnoe-preimuschestvo-pered-zhivym :) Бесплатная программа антиплагиата
https://www.plagia.ru/ :) В древности на Руси в этот день было принято пить лафит и поздравлять поэтов. Особенно Пушкина. Только ленивый не присылал ему дурацких стихов типа «С днем поэта поздравляем, счастья-радости желаем». Но Пушкин был стреляный воробей и, конечно, никогда этих писем не читал. Только от Николая Палыча читал, но тут деваться было некуда: во-первых, Пушкин был махровый монархист, а во-вторых, Николай Палыч его всё время обманывал. Бывало, что придёт письмо, а на конверте пометка: «Шок! Керн показала всё!» И ясно же, что день поэзии, что письмо от царя, что не будет там никакой Керн, а будет какой-нибудь самодельный стих и цветочек нарисованный. Но Пушкин всё равно лезет вскрывать и только шепчет тихонько: «Господи, только бы не про Пегаса, только бы не…». А там конечно же «Махокрылый конь Пегас позравлят сёдня вас» и три колокольчика в углу. Пушкин негодовал.
http://столовая100.рф/ :( Повторю предложение, которое сделал в Twitter: ваш сайт, если он текстовый (типа статьи), не должен превышать в файловом размере главные работы русской литературы.
Это очень щедрое мерило. Я бы мог выбрать французскую, где романы тонкие. Но я выбрал русскую с её репутацией тяжеловесности - большие кирпичи цельной прозы.
К примеру, в «Обломове» Гончарова заглавный герой первую сотню страниц встаёт из кровати.
Если вы откроете этот твит в браузере, то вы увидите страницу на 900 КБ.
Это почти на 100 КБ больше, чем полный текст «Мастера и Маргариты», наполненного мистикой и комедией романа Булгакова о Дьяволе, который наведывается в Москву со своей свитой (включая огромного кота!) во время Большого террора 1937 года. Роман прерывается параллельным повествованием о жизни Понтия Пилата, Иисуса Христа и верном, но ненадёжном апостоле Матфее.
На один твит.
Это отличная книга, и вам стоит её прочесть. Это отличный твит, и его вы уже прочитали. Всё, что я хочу сказать: они не должны быть одного размера.
https://habrahabr.ru/post/278655/ :) Vladimir Potapov нас с пишущим журналистом Сашей Рохлиным отправил снимать историю про путь Ломоносова в Москву. Мы домчались до Холмогор, там переночевали, а утром, переправившись через Двину, приехали в деревню Денисовка - собственно, оттуда и стартовал рыбный обоз. И вот выхожу из машины и вижу юного Ломоносова с книжками под мышкой. Я, конечно, на кнопочку нажал, но картинку отправлять в GEO не стал - всё равно никто бы не поверил.
(Из фейсбука Сергея Максимишина)
https://www.facebook.com/photo.php?fbid=1288876287795995&set=a.101421069874862.3319.100000209092776&type=3&theater Ранее в нашем журнале:
Книгочейный январь: зашитые книги Средневековья, Пантон XVII века, визитка Хармса и автограф на троих |
Книгочейный февраль: в Анк-Морпорк эконом-классом, московская экскурсия автора Мэри Поппинс, жертвы развития и Донцова с отрицательной стоимостью |
Почему Наполеона никогда не было |
Книжные сокровища РГБ на рабочий стол