Оригинал взят у
philologist в
Фомин Д.В. Искусство книги в контексте культуры 1920-х годовФомин Д.В. Искусство книги в контексте культуры 1920-х годов. - М.: Издательство «Пашков дом», 2015. - 799 с., илл., Переплет, Тираж 600 экз., 70×100 1/16 ISBN 978-5-7510-0628-0
Монография посвящена одному из самых значительных и плодотворных периодов в истории отечественного и европейского искусства книги. Творчество дизайнеров, иллюстраторов, издателей, типографов 1920-х рассматривается в широком культурном контексте эпохи: сопоставляются программы традиционалистов и новаторов, достижения ведущих отечественных и зарубежных мастеров, произведения хрестоматийные и почти неизвестные современному читателю. Автор анализирует не только конкретные оформительские работы, но и стилевые тенденции, суждения теоретиков, деятельность ведущих учебных центров, готовивших художников книги. Особенно подробно исследуется проблема взаимовлияния книжной графики и других видов искусства. Использован ряд архивных источников, не вводившихся прежде в научный оборот. Сопровождающие текст иллюстрации дают представление о разных направлениях книжного дизайна 1920-х. Монография адресована книговедам, искусствоведам, историкам, культурологам, библиофилам, художникам и всем, интересующимся искусством книги.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.............. 5
Глава 1
ПРОБЛЕМА ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВА В ИСКУССТВЕ КНИГИ ......... 15
1.1. Понятия традиции и новаторства, авангарда и пассеизма...........15
1.2. Традиции и новации в типографике...............36
Глава 2
КНИГА В КУЛЬТУРНОЙ МИФОЛОГИИ .... 68
2.1. «Восстание масс», книга и газета...........72
2.2. «Язык, родной всем народам»........96
Глава 3
ОФОРМЛЕНИЕ КНИГИ И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА............. 123
3.1. Книга, живопись, архитектура...........127
3.2. «Думайте о рекламе!»............159
3.3. Облик книги и зрелищные искусства..........190
Глава 4
ИСКУССТВО КНИГИ КАК ФАКТОР ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА.... 259
4.1. Лицо автора и «книги для голоса».........262
4.2. «Расцветает типографическая флора»: трансформации «освобожденного слова» в авангардистской литературе......315
4.3. «Тройственный союз»: писатель, типограф, художник......354
Глава 5
ВАЖНЕЙШИЕ КОНЦЕПЦИИ ОФОРМЛЕНИЯ КНИГИ ......... 401
5.1. Теории и теоретики искусства книги в России.......403
5.2. Графический облик детской книги: споры художников и педагогов........435
5.3. «Иллюстрируют ли иллюстрации?».......462
5.4. «Новая типографика»: pro et contra.............485
4 ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 6
ЦЕНТРЫ ОБУЧЕНИ Я ХУДОЖНИКОВ КНИГИ В РОССИИ И ГЕРМАНИИ ................................................ 507
Глава 7
РОЛЬ ИЗДАТЕЛЬСТВ В ФОРМИРОВАНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ КНИЖНО-ОФОРМИТЕЛЬСКИХ КОНЦЕПЦИЙ.......... 543
7.1. Private press, livre d'art и европейские издательства .......547
7.2. «Борьба за внешнее оформление издательской продукции» в СССР .....582
Глава 8
ШРИФТОВАЯ КУЛЬТУРА....................619
Глава 9
ГРАФИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ, РЕПРОДУКЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И СТИЛЕВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ КНИЖНОЙ ИЛЛЮСТР АЦИИ ...........681
9.1. Ксилография ...............698
9.2. Линогравюра, литография, офорт..........726
Заключение..................... 758
БИБЛИОГРАФИЯ............ 764
Указатель имен.......... 783
http://www.rsl.ru/ru/s3/s31/s315341/s3153415342/s31534153429004