ЛЕНИНГРАДСКАЯ ШКОЛА И РЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЖИВОПИСИ
По мере того, как отдаляется от нас советская эпоха, всё новые и новые события и факты её истории и культуры открываются для современников в их подлинном свете. Становится очевидным то, что раньше трудно было разглядеть во всей целостности и значимости для культуры большой страны. Сегодня уже никем не оспаривается тот факт, что, несмотря на известные идеологические догматы и администрирование в сфере творчества, в СССР создавались выдающиеся произведения во всех видах и жанрах изобразительного искусства. Они вызывают пристальный интерес собирателей живописи ХХ века, для которых реализм в ряду других крупных направлений обладает особой притягательностью. Это выражается в энергичной деятельности аукционов, в усилиях коллекционеров, в том числе по отношению к тому искусству, которое ещё недавно относили к «жупелу соцреализма», некритично распространяя на него оценки наиболее одиозных произведений 1920-1980-х годов.
Анатолий Дмитренко
Руслан Бахтияров
Это было столь же несправедливо, сколь и ненаучно. Вот как писал об этом Рей Джонсон, видный американский собиратель, создатель музея русского реалистического искусства ХХ века: «Как коллекционер, я хотел бы, чтобы публика смогла увидеть даже в заказном официальном искусстве продолжение традиций русской живописной школы… Я глубоко убежден, что время подтвердит: советский реализм, продолжающий традиции русского искусства XIX века, составляет значительную часть художественного процесса ХХ века». Высказывание Р. Джонсона напрямую относится к ленинградской школе живописи и прославившим её мастерам, таким, как Н. Е. Тимков, Н. Н. Баскаков, С. И. Осипов, В. К. Тетерин, О. Л. Ломакин, А. Н. Самохвалов, Н. Н. Галахов, Ю. М. Непринцев, В. И. Овчинников, С. А. Ротницкий, Л. А. Русов, Н. М. Позднеев, Г. А. Савинов и многим другим. Среди них мы встречаем как широко известных живописцев, так и тех, чьё искусство ещё ожидает своего настоящего открытия и подлинного признания. Изучение творчества этих мастеров в контексте «ленинградской школы» позволит их произведениям занять достойное место в ее истории.
Разворот С.20-21 книги
«Ленинградская школа живописи. Очерки истории» с картиной Н. Баскакова «Ленин в Кремле» (1960, частное собрание) и И. Бродского «Демонстрация на проспекте 25 Октября» (1934, ГТГ).
Полный текст очерка А. Ф. Дмитренко и Р. А. Бахтиярова «ЛЕНИНГРАДСКАЯ ШКОЛА И РЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЖИВОПИСИ» на русском и английском языках см. в книге:
«Ленинградская школа живописи. Очерки истории».