ЛЕНИНГРАД - СТОЛИЦА ИСКУССТВ
Участие в новой книге моего друга Сергея Иванова
«Ленинградская школа живописи. Очерки истории», посвящённой мастерам ленинградского искусства, большая честь для меня. Не скрою, я ощущаю себя в некотором роде дилетантом рядом с такими авторитетными специалистами, как профессор А. Ф. Дмитренко из Государственного Русского музея и А. П. Левитин из Российской Академии художеств. В далёком уже 1991 году мне посчастливилось побывать в гостях у Анатолия Левитина и непосредственно увидеть его мастерски исполненные картины. Неоценимым опытом для меня было и каждое посещение Русского музея, когда я оказывался в Ленинграде, а затем и в Санкт-Петербурге. Дважды профессор Анатолий Дмитренко любезно разрешал мне побывать в запасниках музея для знакомства с превосходными картинами, которых не было в постоянной экспозиции.
Верн Г. Свенсон
То, чем я хочу здесь поделиться с читателем, это не итог глубокого познания явления «изнутри» русским художником или исследователем, а скорее свежий взгляд «извне». Я видел всё другими глазами и с других позиций, не так, как воспринимает ребёнок, а как первооткрыватель и исследователь. Я открыл для себя искусство соцреализма как страстный его приверженец в конце 1980-х - начале 1990-х годов. Это было время, когда многие русские отвергали советское «официальное» искусство, будучи сыты им «по горло». Сегодня благодаря работам А. Ф. Дмитренко, С. В. Иванова и других авторов общество созрело достаточно, чтобы пересмотреть своё отношение к художественному наследию советской эпохи.
В Соединённых Штатах и Англии я занимался кругом художников XIX и начала ХХ веков, которые обратились в своём творчестве к традициям искусства эпохи Возрождения. Крупнейшие мастера европейской, английской и американской школы, тяготевшие к классическому реализму и фигуративной живописи, глубоко заинтересовали меня. В этот период общего увлечения модернизмом и постмодернизмом критика упрекала меня за то, что я тратил время на «худших художников XIX века». Потом, пережив, как и я, времена «холодной войны», те же профессора и художественные критики утверждали, что «худшим искусством в ХХ веке был советский соцреализм!» Не видя тогда ещё ничего собственными глазами, я мог только кивать и соглашаться с таким «мнением экспертов».
Разворот С.76-77 книги
«Ленинградская школа живописи. Очерки истории» с картиной Н. Баскакова «Доярки». 1969. Собрание TMORA, USA.
Полный текст очерка В. Г. Свенсона «ЛЕНИНГРАД - СТОЛИЦА ИСКУССТВ» на русском и английском языках см. в книге:
«Ленинградская школа живописи. Очерки истории».