Счёт

May 10, 2021 19:57


Пока обсуждали дюжину, вспомнил про своё исследование названий чисел. Оно есть у меня в журнале, но здесь я хочу показать только главное, не сильно отвлекаясь на доказательства и примеры.

Человек в своём развитии повторяет опыт всего человечества, а если учесть, что кроме человека и высших приматов способности к счёту проявляют птицы, рыбы, саламандры, и даже пчёлы, а также тот факт, что люди могут считать, даже не зная числительных, то можно понять, что счёт это не какое-то особое изобретение человечества, а функция которая заложена в нас от природы.

Слова число, считать, сами по себе являются подсказками, т.к. родственные корни можно встретить в словах часть, час, сочетать, сечь. Счёт - это инструмент выделения частного из общего, т.е. это та самая функция нашего восприятия, которая помогает в нашем непрерывном мире определять где заканчивается яблоко и начинается рука, которая его держит.

count in continuum

И для того чтобы понять суть чисел и счёта, достаточно заглянуть внутрь себя.

Когда мы появляемся в этом мире, первое время мы не можем ни отделить себя от этого мира, ни выделить какие-то конкретные объекты в нём, но как только наш мозг начинает выстраивать связи между ощущениями от всех органов чувств, мы начинаем дифференцировать - делать то, что природой заложено в нас для выживания.

Второй важный момент - это проецирование внешнего на внутреннее и наоборот - проецирование себя на весь мир. Внешний мир, по сути, и является субъективной интерпретацией сигналов от наших органов чувств. Поэтому первый счёт всегда начинается со счёта самого себя.

Первое открытие, которое человек делает в отношении самого себя - это наличие двух рук. Их можно поднять, держать перед глазами, пытаться ими управлять. И их две!

И это первые два числа.

Главная рука неотделима от самосознания, это продолжение меня. Я хочу, я - беру. Первой, правой, бравой рукой.
Этой рукой номер один, мы едим. Я един с этой рукой. Поэтому она сильная (греч. dynamis "сила", лат. densus "плотный") и резкая. Раз!!!
I am.


Другая рука ленная, левая, слабая, вялая и ватная - вторая. Она вторит первой и противопоставлена (different) ей.
Первой можно только брать и бить, двумя руками уже можно творить. Вторая рука - это два. Да?
what is two?



Следующим открытием является наличее ног. Они похожи на руки, но ими мы можем только топать, дрыгать, дергать. Когда мы встаём на ноги, перед нами открывается вся terra-земля с её тропами, дорогами, трассами, тротуарами, по которым мы можем быстро, шустро, настырно, торопливо, путешествовать (travel), удирать, драпать, и даже бежать трусцой. Иногда земля уходит из под наших ног и мы падаем вверх тормашками.
Тыре и ещё-тыре.




Кроме рук и ног у нас есть пятая точка опоры. Пятиться - двигаться задом наперёд. Выпятить.
Пять - это зад.
  • исп. cinco "пять" vs. исп. canco "ягодица";
  • бакск. bost "пять", гот. реsе "пять", н.-луж. pes "пять" vs. узб. past "низ", англ. past "минувшее", posterior "ягодица", тадж. пас "зад", ирон. фаз "ягодица", лат. posterior "зад", фр. fesse "ягодица", bas "низ";
  • русс. пять "пять" vs. нем. boden "дно", греч. πάτος "днище", ит. pata "опора", англ. pat "шлёпать", bottom "низ, зад, дно, ягодицы", butt "зад, ягодицы", а также шахм. пат "безвыходная ситуация".



Число шесть придумали мужчины. Это сущая правда, потому что

лат., др.-англ. sex, норвеж. seks, нем. sechs, др.-в.-н. sehs, санскрит. sas, тадж. шаш, фарси šeš, финик. š-š, исп. seis, марийск. куд, хантыйск. хут, словен., чеш., слвц. šеst,

это не секс, шишка, шиш, кукиш или cock, не уд и не шест, не удав и не фаллический змей Шеша, а всего лишь названия числа шесть на разных языках. Но было бы глупо утверждать, что названия числа шесть и ещё одна часть тела, не связаны.


Можно увидеть, что от чувственных ощущений, образы связанные с числами и счётом, постепенно вместе с взрослением человека/человечества, перетекают в абстрактную плоскость.

И число семь яркий тому пример, т.к. семь - это "семя", "зерно", "ядро", "центр", или всё вместе - "суть".
Сама суть, суть себя. И в этом символизме число семь подобно единице.
  • русс. семя, лит. esmė "суть", нем. same, удмурт. зэм "правда", хорв. sjeme "зерно, семя";
  • русс. седьмой и польск. sedno "суть";
  • названия числа семь в тюркских - татар. жиде, казах. жеті, карач.-балк., кирг. жети, алт. jети, узб. etti, урум. йеди, тур. yedi и русс. жито "зерно", словен. žito "зерно", чеш. jádro "суть", англ. true "зерно, суть, ядро", русс. ядро, недра;
  • русс. суть, сеять и число семь в разных языках - исп. siete, ит. sette, якут. сэттэ, хинди sata;
  • и т.д.



Восемь - это ось, ость, кость - хребет. Связь верхнего и нижнего в человеке.
  • санскр. astan "восемь", лтш. astoņi "восемь", авест. ašta "восемь", тадж. ҳашт "восемь", нем. acht "восемь";
  • тадж. устухон "кость", греч. ὀστέον [остеон] "кость", кирг. уст "хребет", ит. ast "шест", фр. axe "ось", нем. achse "ось", др.-инд. ásthi "кость", авест. asti "кость".



Девять - это живот. В широком смысле - "жизнь".

девять = джевять (в.-луж. dźewjeć "девять"), лит. devė́ti "носить на себе (платье)", англ. develop "расти, развиваться, начинаться", лтш. dvēsele "душа".


И десять - это голова
  • русс. тесть "глава", отец "старший", ит. testa "голова, ум", duce "вождь", исп. testa "голова, перед, разум, смекалка", testa coronada "король, монарх", англ. testa "кожура, панцирь", польск. dziad "дед", блр. дзед "дед", сербохорв. дjе̏д "дед", в.-луж. dźěd "дед", англ. teacher "учитель", ирл. aite "опекун, воспитатель", греч. θεός [теос] "верховный, главный бог", русс. тятя, дядя, дед, учитель, титло "заголовок", титул "заголовок, заглавие, звание", др.-прусск. thetis "дед", лит. tė̃tis "батюшка", лит. dìdis "большой, великий", лтш. dè̯ds "старик", н.-луж. źěd "старик", тур., чагат. dädä "дед, батюшка", ит. tutela "опекунство", tutore "опекун", исп. tutela "опекунство", tutor "опекун", англ. tutor "учитель, опекун", фр. tête "голова, лицо", tuteur "опекун", монг. дээд "главный", тур. tasa "забота", алт. тӧс "главный".
  • бретон. dek "десять", греч. deka "десять" и англ. duke "герцог";
  • иврит. עשר [эсер] "десять", аккадск. ešer "десять", финик. `-š-r "десять" и русс. царь, тдж. сар "голова", санскр. shiras "голова", тур., англ., sir "сэр, сударь, господин", якут. сүрүн "главный", тур. esas "главный".
По всей видимости изображение нуля - это и есть древнее изображение числа десять, т.е. головы, а сам ноль - это десятка перемещённая в начала счёта в связи с необходжимостью такой меры для позиционной системы счисления по целочисленному основанию 10.





"Все такие «числовые» тексты также дают основания для утверждения, что в архаичных культурах число и счёт были сакрализованными средствами ориентации и "космизации" вселенной. С их помощью всякий раз, когда это было нужно, репродуцировалась структура космоса и правила ориентации в нём человека. Появление счётно-хозяйственных текстов относится к типологически более поздней стадии, когда члены числового ряда утратили свои прежние функции, а сам числовой ряд стал гомогенным. Дискуссии о соотношении Числа и Слова, математики и поэзии - также удел более позднего времени. Тем не менее они несут в себе следы мифопоэтической концепции чисел." [Энциклопедия "Мифы народов мира". Числа.]

Мы знаем, что в древности цифры обозначали буквами, но и современные цифры имеют самое непосредственное отношение к буквам алфавита, причём, если три из них можно соотнести с буквами не очень уверенно, то семь (70%) показывают абсолютное совпадение начертаний чисел и первых букв в названиях этих чисел. Замечу, что это в первую очередь относится к славянским названиям чисел.

Вполне могло повлиять титло (ср. титло и число), что и послужило основной причиной отличия цифр от букв. Что же было первично цифры или буквы?

Число
Связь с алфавитом
Первочеловек

I
Iедин
Сильная рука

2
Два
Слабая рука

3
Земля
(three-три-терра "земля")
Нога

Ч
Четыре
Вторая нога

5
бять
Зад

6
Šесть
Фаллос

7
Zемь
Семя

8
Восемь
Кости, Хребет

9
gевять
Тело, Душа, Жизнь

10
Θесять
Голова

У нас белый вольный свет зачался от суда Божия
Солнце красное от лица Божьего,
Самого Христа, Царя Небесного;
Млад-светел месяц от грудей его,
Звезды частые от риз Божиих,
Ночи темные от дум Господних,
Зори утренни от очей Господних,
Ветры буйные от Свята Духа,
Дробен дождик от слез Христа,
Самого Христа, Царя Небесного.

У нас ум-разум самого Христа,
Наши помыслы от облац небесныих,
У нас мир-народ от Адамия,
Кости крепкие от камени,
Телеса наши от сырой земли,
Кровь-руда наша от черна моря.
От того у нас в земле цари пошли:
От святой главы от Адамовой;
От святых мощей от Адамовых;
От того крестьяны православные:
От свята колена от Адамова.

Голубиная книга

числительные

Previous post Next post
Up