Вот уж не думала, что пробуду на острове так долго, и не думала, что так много времени успеет пройти после того самого дня, прежде чем я соберусь о нем написать. А ведь так хотела! Как обычно, приспичило и сил сопротивляться не было никаких. Но у жизни свои правила, а у Лены свои отговорки, поэтому пост даже не начат, а фотографии не отсортированы. Но удалять жалко, а художественной ценности они не представляют, так что придется собрать по закромам последние крошки усидчивости, сгрести в кучу последние капли концентрации и вспомнить, что все-таки в тот день было хорошего и не очень: совсем скоро перебираться на материк, а тащить с собой еще и островной груз совсем не охота. Так что за дело. Пока день совсем не стерся из памяти...
А было это больше двух недель назад. Просто среда середины июня, хотя я давно перестала следить за календарем и дни недели не имеют для меня ровно никакой разницы, а лишь помогают ориентироваться, если планирую пересечения с другими людьми: для них-то все важно: и число и месяц, и погода за окном, даже если его нет. Очередной день на острове в Эгейском море, где-то на пути из Турции в Грецию, о чем меня по сто раз на дню не забывает уведомлять Мегафон .
Так как я пока не решила, буду ли предпринимать попытку реанимировать сообщество (что-то я его даже найти не смогла, так что пусть будет здесь) или, как и в прошлый раз, тупо помещу этот опус в свой дневник, то напишу несколько слов о себе, островитяне без стажа, праздно или почти что так шатающейся по свету, ограниченному в последнее время территорией всего одной страны, цепляющейся за возможности, хотя и не такие заманчивые и многообещающие, как у других, но позволяющие заниматься любимыми вещами: наблюдать за людьми, охотиться на фрукты и изображать из себя страдалицу. Вот и написала). Еще я продолжаю искать Красоту. И находить ее, правда всегда разрозненно, что и расстраивает меня больше, чем что-либо другое. Но поиски продолжаются.
Это будет день осуществления кулинарных хотелок в почти полевых условиях, перемещений по не представляющим интерес для обычных путешественников местам и далеко идущих планов, которым, увы, не удалось осуществиться. Около семнадцати часов в 69 (уложилась в семьдесят) картинках фруктов, природы и разного другого. День на острове в Эгейском море, принадлежащем Турции, но с греческими мотивами.
Однако, ближе к теме...
1. День 19-го июня начался для меня как обычно, до шести. Многие городские считают такое время несусветной ранью, а для меня оно вполне привычно, чтобы поприветствовать очередное утро. Обычно чуть позже, но здесь петухи, а у них внутренний будильник, который не обманешь никакими солнечными лучами. В жарком климате и в НЕгородских условиях это чаще даже необходимость: иначе ничего не успеть или все нужно будет откладывать на вечер, а вечер для меня священное время ничегонеделания, привычку к которому я тащу за собой из далекой Коста-Рики, где после двух я всегда была дома, а после шести организм начинал позевывать...
2. А они-то, солнечные лучи, не сильно торопятся, поэтому в комнате с тонкими занавесками еще совсем темно.
3. Глаза открыты, постель заправлена, дневное одеяние надето, так что самое время открывать входную дверь и проверять, не застряло ли где солнце. Нет, оно свою работу знает и нехотя, лениво потягиваясь, расправляет помятые за ночь лучи, по одному показывая их из-за гор. Такое еще полное сил и горящей красным, после хорошего сна, энергии. Раннее утро все так же остается моим, одним из двух, любимым промежутком дня, когда все просыпается, когда воздух прохладен и чист, когда он не засорен еще ни звуками, ни запахами грядущего дня, практически ангельски непорочен. Вокруг постепенно начинает открываться окружающий пейзаж, словно кто-то невидимый стягивает тонкое тюлевое покрывало ночи. Это вид, который открывается с крыльца.
4. Повернув голову чуть влево (осмотреться не мешает, даже когда день похож на день и ничего не меняется), вижу гостью, которая, похоже, тоже не ожидала встретить двуногого в столь ранний час.
5. Спускаясь в сад, первым делом проверяю хоть и не своих питомцев, но безумных красавцев: целы ли, не упал ли кто... Это самые красивые и вкусные абрикосы, которые я когда-либо пробовала, и я не устаю восхищаться ими. Будь у меня пленочный фотоаппарат, я бы перевела на эти чудо-фрукты не одну пленку, но, к счастью, у меня телефон, из галереи которого легко удалить все лишнее.
Оказалось, что не так уж много у меня их фотографий (больше видео), а та, на которой они красивее всего, с жуками (.
6. А эти товарищи только начали поспевать. Их, увы, мне уже не удастся попробовать. А хотелось бы. Здесь успела на белые сливы, но те мельче, а эти такие пузатые...
7. Так как виноградник, в который я отправилась, расположен в самой низкой части участка, ощущение, что солнце застыло в том же положении, хотя оно, конечно, не такое ленивое, как героиня этого дня, и медленно но верно ползет по знакомой траектории.
8. А я надеваю перчатки, беру в руки инструмент, название которого по-турецки звучит примерно так же, как и в русском - çapa, и приступаю к своим непосредственным обязанностям, которые меня преследуют от места к месту. Меняется лишь то, что воткнуто в землю, а вид работ остается одинаковым. Здесь мне поручили полоть виноград, хотя, если честно, особого смысла я в этом не вижу, что, однако, не мешает мне выполнять задание, как мне кажется, качественно, хоть и скорость, как обычно, не сильно превышает минимальную.
9. Некоторые растения выдергивать жалко, потому что и на сорняках бывают милые цветочки, а иногда и ягодки. Это растение я увидела впервые в Ортакенте, причем купленное на рынке, а здесь оно растет чуть ли не как сорняк, - портулак, а на местном диалекте semızotu, которое имеет кисловатый вкус и используется в качестве зеленого дополнения к салатам. Забегая вперед, скажу, что и в маринованном виде этот портулак вполне ничего.
10. Сегодня у меня "планов громадье", поэтому заканчиваю чуть раньше. Обычно провожу здесь около двух часов, а потом уже двигаюсь в сторону кухни, на завтрак. Результат на лицо, хотя оценить больше некому.
11. По дороге снова заворачиваю к деревьям и нахожу единственную спелую ягоду шелковицы.
12. Решаю захватить еще немного уцелевших абрикосов, потому что если не я, то кто? все они достанутся кровожадным жукам, которые просто выедают спелые фрукты. Большинство тех, что я съела, были уже остатками с барского жучьего стола.
13. Ну и возвращаюсь к дому, первый этаж которого и занимаю. Жаль, что не второй...
14. Однажды, когда я в который уже раз объедалась шелковицей (каждый раз я даю себе слово, что это последний, что я уже наелась, что у меня она скоро из ушей полезет, но каждый раз нарушаю слово), мне вдруг пришла сногсшибательная мысль: почему бы не сделать с шелковицей, именно той, что я ела в тот раз, крупной, сочной, черной, вареники? Раз уж с вишней (из сладких вареники с вишней мои любимые) у меня пока контакт не налажен. Тем более, что ягод на том дереве было видимо-невидимо, а желающих собирать замечено не было. И вот я съездила и насобирала, правда уже в другом месте, где ее было даже больше, и ягоды с укоризной смотрели на меня каждый раз, когда я открывала дверцу холодильника. Время пришло и час настал: если не сегодня, то когда? - решила я и не стала заставлять себя ждать. Белую муку мне купили, ягоды были, а больше для этих вареников ничего и не нужно.
15. Но перед тем, как приступить к тесту, ставлю на плиту кастрюлю с будущим вареньем, хотя переводить такую красоту на подобное безобразие у самой бы никогда рука не поднялась, но здесь я человек подневольный: сказали - делаю.
…и заодно кипячю воду для чая.
16. Хоть тесто и простое, лепка вареников время занимает, а я уже успела проголодаться. Вчера меня неожиданно, под занавес дня, одарили поачей, которую я не сильно люблю, но сопротивляться (почти) свеже испеченной булке сил нет. Поэтому устраиваю себе небольшую закуску. Добытые в неравном бою на склоне холма сливки (или алыча - не знаю), найденный в саду уже успевший поспеть нектарин и ломоть той самой булки, оказавшейся еще и с изюмом. Булку попробовала, но больше съела изюма, чем теста: с детства непонятная любовь к изюму в выпечке. А помните батон с изюмом? Почему его сейчас не делают!?
17. Приступаю к тесту, рецепт которого прост до безобразия и требует минимум усилий. Накрываю крышкой и даю постоять.
18. Тем временем перебираю ягоды, оставляя хвостики, которые не вытаскиваются, и мою.
19. Параллельно снимаю пенку с варенья. Как известно, это самая вкусная его часть.
19. Процесс пошел...
20. Налепила. Часть сварила, остальное отправила в морозилку. Завтракаю на час, примерно, позже, чем обычно. Вареники, фрукты, ягоды, пенки для большей сладости и чай в новом чайнике.
21. Не могу сразу встать из-за стола. Люблю завтраки, поэтому растягиваю удовольствие надолго. Даже когда еда закончилась. Взгляд неожиданно упал на абрикосы и я решаю спасти еще один и запить его чаем, потому что не напилась. Параллельно исправляю ошибки и опечатки в напечатанном накануне посте.
22. Чищу зубы и на пол часа позже обычного возвращаюсь в сад для второй серии утренних повинностей.
23. По дороге здороваюсь с подругой дней моих суровых, милой Badem: которая здесь лучше всех ко мне относится.
24. Я уже говорила, что иногда очень жалко (но надо) выдергивать сорняки. Вот и это не исключение. Пол года назад я познакомилась с ним на ферме в Миласе как с wonderberry, а знающие люди сказали, что это паслен обыкновенный. Мне, о общем, все равно, как он называется, потому что ягоды вкус от этого не меняют, а все, что съедобно, я использую по назначению. Не ожидала увидеть это растение среди виноградных лоз, но увидела, и передала эстафету знакомства хозяину виноградника и всего остального. Фото так себе, да и ягод спелых на этом кустике не было, но пусть будет.
25. Еще немного сада. Дикая груша нельзя скушать, которую я тоже не дождусь, а по словам владельца она ой какая сладкая.
26. Те самые нектарины
27. и не уступающие им не по вкусу ни по красоте персики.
28. Срываю несколько штук: пригодятся
29. Это второй дом. Мой - каменный, а этот - деревянный.
30. А это то, что в доме том - моя добыча
31. Поесть я не дурак и делаю это слишком часто. Вот сейчас решаю заморить червячка: ягоды-фрукты (это уже как вода) и горсть печеного нута. В этот раз я его распробовала и полюбила.
32. Собираюсь в дорогу: рюкзак, банка для ягод (всегда лучше что-то взять, иначе все придется складывать в рот), вода и... Абрикосы слишком соблазнительны, поэтому еще один - и в путь.
33. Готовность номер один
34. До шоссе мне спускаться 800 м, поэтому ускоряюсь как могу: и так засиделась. Успеть хочется к обеду.
35. Такой вид открывается с вершины холма. Если увеличите фотографию, увидите какую-то военную не то базу не то тренировочный лагерь.
36. Выхожу на дорогу и понимаю, что только что пропустила несколько машин. Остров не сильно большой, а рейсовый автобус если и есть, то ходит крайне редко, так что не имеющему машину остается только автостоп, чему меня сразу научили. И обнадежили, сказав, что автомобилисты здесь охотно останавливаются. Первый раз, кстати, мне удалось остановить грузовик. Хоть и маленький, но все же. Помните рекламу Sprite? Короче, вздохнула я и пошла вперед, периодически оглядываясь в поиске попутных машин.
Какое-то время пришлось подождать: почему-то сегодня далеко не все горели желанием меня подбросить, и я уж было совсем отчаялась и почти собралась идти обратно. Зато остановились полицейские, которые попросили паспорт и, не предложив подвезти, хотя в салоне было только трое, удалились.
Но я дождалась. Остановилась парочка горожан с заваленным вещами задним сиденьем и претендующей на знание английского болтливой стамбулчанкой за рулем. Муж явно не разделял ее словоохотливости, что мне, в принципе, было абсолютно не важно. Меня удивило количество еды, предназначенной на несколько дней использования на острове: огромная пачка чая и такая же кофе, ну и все остальное о списку... Люди явно не собирались менять городские привычки даже на берегу моря. Женщина-хохотушка оказалась очень непонятливой и чуть не проехала мимо пункта назначения, хотя я несколько раз произнесла название и обратила ее внимание на оставленный позади указатель. В общем и идти-то было всего несколько километров, но под полуденным солнцем в жару удовольствие то еще.
37. Вот и приехали. Деревня Şahinkaya (дословный перевод "ястребиный камень" или "каменный ястреб"), которая неизменно манила меня к себе, когда я проезжала мимо на машине. Почему-то она представлялась мне раем для фруктоохотников, к числу которых я принадлежу, и я возлагала на эту краткую прогулку большие надежды. Обычная горная деревенька из тех, что поменьше: несколько улиц - и все. Штукатуренные дома с каменными основаниями, рододендроны, вид на горы и живность, свободно разгуливающая по ее дорогам, лестницы и деревья.
38. Вот на них-то я и обращала внимание, пытаясь найти черные или белые ягоды шелковицы, поспевающие сливы или что-нибудь еще. Но нет. В эту деревню надо приезжать не раньше чем через полтора-два месяца: тогда начнет поспевать инжир и уже можно будет пробовать грецкие орехи, потому что именно орешник здесь преобладает, а никакая не тютина.
На фото инжир
39. Но сейчас только середина июня и я, исследовав все немногочисленные улочки, обнаружила всего одну шелковицу, до ягод которой было не достать, да еще огромное грушевое дерево, которое соблазняло желтыми, не сомневаюсь, что вкусными сладкими, грушами, висящими на высоте метров трех. И сторожил то дерево козел, так что у меня не оставалось шансов.
Раз эта деревня меня разочаровала, не солоно хлебавши, я решила продолжить прогулку по уже знакомым местам, до которых было рукой подать. Dereköy, бывшая когда-то греческой деревней, была передана Турции. Во второй половине 20-го века большинство коренных жителей после погромов и других актов против них покинули деревню, оставив свои дома, которые частично или полностью разрушенные и составляют большую часть построек. Несколько лет назад дома стали приобретать уже турецкие граждане, многие из которых тщательно подходят к восстановлению охраняемых государством как историческое наследие зданий и деревня мало-помалу возрождается.
40. Вот и указатель.
Указывающий, правда, на то, что из первой деревни я потихоньку выползла)
41. Это была первая деревня, на исследование которой я решилась после высадки на острове, поэтому я точно знала, что фрукты там есть. Но в первый раз не успела обойти всю деревню, поэтому сейчас решила осмотреть как раз неизученную часть, начав с последней найденной мной "заправочной станции" и двигаясь вглубь. Здесь тоже чаще встречались овцы и козы, которые облюбовали опустевшие здания, чем люди. Но дома я внимательно осмотрела во время прошлого визита, а сейчас целенаправленно искала ягоды. И находила. Сливы на фото 30 именно оттуда.
42. Сначала поела белой.
43. Потом, уподобляясь рогатым, поскакала по камням среди развалин и набрела на дерево черной, потом другое, потом третье... Потом я решила, что мне хватит, что съем еще пару ягод не такой сладкой и сочной белой и пойду в сторону дома, но неожиданно взгляд упал на черные точки среди знакомой листвы. И я пропала. Не знаю, сколько я съела и сколько минут провела, пытаясь с наименьшими потерями сорвать как можно больше как можно более черных ягодок, лишь небольшую часть упаковав в банку, но количество явно превзошло все ожидания.
Вот и баночка пригодилась
Перемазавшись соком с ног до головы, стала оглядываться в поисках воды, но к большому сожалению не нашла. Пришлось кое-как вытереться салфеткой с водой из бутылки: чтобы хоть в попутку пустили, а не шарахались от меня чумазой. А время между тем было уже много, и я почти передумала ехать во второе место.
Продолжение
здесь