Младенчество цивилизации
Для человека младенчество - это период от рождения приблизительно до одного года. В этом возрасте ребенок быстро растет, познаёт мир через ощущения, сосредоточен на себе, учится хватать, играет сам с собой [7,8].
Нечто подобное легко угадывается в скудных сведениях, которыми располагает история о государстве франков 5 - 6 веков. За первые сто лет своего существования королевство франков почти вдвое увеличилось в своих размерах. Однако, если не считать военной экспансии, его контакты с соседями оставались на минимальном уровне. Самые яркие страницы этого периода - потрясающая своей изуверской жестокостью война двух королев - погрязшей в убийствах красавицы, Фредегонды (545 - 597 гг.) и ее непримиримой соперницы Брунгильды (543 - 613 гг.).
Искусство Западной Европы этого периода также скудно и примитивно. О нем можно судить по нескольким королевским надгробьям, включая надгробье злодейки Фредегонды в парижской королевской усыпальнице Сен Дени (рис. 1), грубо украшенным рукоятям меча и фибулам (застежками плаща или накидки) - предметам, изначально предназначенным для хватания и простейших манипуляций. Это закономерно. Искусство хранит историческую память человечества. Но память о периоде младенчества не сохранятся, ни у отдельного человека, ни у цивилизации.
Другой очаг нарождающейся цивилизации, христианский Рим, также жил весьма изолированно, если не считать непродолжительных периодов его насильственного включения в состав Византии. Разоренный и пришедший в запустение, трепещущий перед новыми ордами варваров, он окончательно утратил прежнее лицо. Население некогда величайшего города на земле уменьшилось в десятки раз. Не работал водопровод, поскольку германцы разрушили знаменитые акведуки, исчезли старинные патрицианские фамилии, бездействовало лишенное каких-либо средств городское самоуправление. Единственной сохранившейся в Риме силой был авторитет Папы. К нему, последнему защитнику, обращались жители, когда в городе кончался хлеб или к воротам подходили враги.
А папы, как могли, защищали свой город. Подобно Григорию Великому, одному из самых уважаемых римских первосвященников шестого века, равно почитаемому как католиками, так и православными, они кормили из своих запасов голодных, выкупали пленных, на последние деньги покупали у варваров рабов и отпускали их на волю. Они организовывали сопротивление варварским нашествиям и лично вели переговоры с вождями варваров. И когда те уходили, оставив город неразоренным, ликованию и религиозному энтузиазму народа не было предела потому, что у всех на глазах совершилось чудо - по заступничеству папы сам Господь спас Рим от гибели.
Все это имело далеко идущие последствия. Прежний языческий Рим был богат, просвещен, но не религиозен. Древние римляне чтили традиции, клялись Юпитером, но к религии относились формально. Перед началом войны, например, жрецы устраивали публичные гадания о ее успешности, и если гадание давало неблагоприятный результат, они не отчаивались, а продолжали гадать до тех пор, пока боги явно не обещали Риму победу. Даже после победы христианства во времена Константина истинно религиозной была лишь незначительная часть населения. Теперь все было иначе. Рим был нищ и в нем мало кто мог написать свое имя. (Григорий Великий вообще запретил читать что-либо кроме Библии и богословских книг, заявив «невежество - мать истинного благочестия»), но теперь в Риме закладывались основы всеобщей религиозности, как одной из важнейших системных связей европейской цивилизации на протяжении более чем тысячелетнего периода Средних веков.
В целом, ставшее особенно заметным в годы понтификата папы Григория Великого (590 - 604 гг.) укрепление римской церкви и начало формирования «нового» средневекового мировоззрения позволяет считать это время завершением младенчества европейской цивилизации.
Ранний возраст цивилизации
Следующая за младенчеством эпоха жизни человека - ранний возраст или раннее детство - охватывает второй и третий года жизни. В начале этого периода ребенок по-прежнему сосредоточен на себе, он становится непослушным, требует к себе все больше внимания, но его собственное внимание быстро рассеивается, поскольку ребенок может полностью концентрироваться только на одном предмете. У ребенка в этом возрасте нет «тормозов», его трудно остановить, он становится любопытным, подражает взрослым. В дальнейшем, в 2 - 3 года ребенок все более интересуется окружающим миром, становится импульсивным, действует по первому побуждению. Он начинает проверять границы дозволенного, становится более независим, но при этом еще очень внушаем и нелогичен. У него появляется интерес к учению.
В этом возрасте воображаемые образы формируются спонтанно. У ребенка преобладает репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления [4,7,8]. Ребенок третьего года жизни уже может знать несколько цветов. Обычно это красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, а также белый и черный цвета. Но, начиная рисовать или раскрашивать картинки, он еще не учитывает цвет образца, а выбирает его по своему вкусу. Играет ребенок, как и раньше, в основном сам с собой.
Что же следует за эпохой младенчества европейской цивилизации? С шестого по восьмой века история государства франков была заполнена разбродом и кровавыми усобицами, вполне оправдывая название «темных столетий» как общей характеристики эпохи. Однако, уже в начале 8-го века там начинают происходить события, имеющие огромное цивилизационное значение. В 719 году власть в королевстве переходит к представителю новой династии, Карлу Мартеллу, который создав отряды тяжеловооруженных конных воинов - прообраз будущей рыцарской конницы, не только значительно расширил границы государства, но и предотвратил порабощение Западной Европы арабами, разбив вторгшихся завоевателей при Пуатье в 732 г.
Не меньшая роль в становлении новой цивилизации принадлежала его сыну Пипину Короткому. В 754 году он был торжественно коронован в Париже римским папой и провозглашен защитником церкви. В следующем 755 году Пипин разгромил папских врагов, лангобардов и передал папе во владение центральную Италию с Римом. Таким образом, благодаря союзу папы и могущественного короля франков, развитая римской церковью идея универсального мирового порядка впервые была перенесена в среду варваров - главного элемента новой цивилизации. С другой стороны, приобретя благодаря «Пипинову дару» реальную светскую власть в особом папском государстве, сама римская церковь становится уже не «закваской» формирующейся цивилизации, а ее важнейшим центром.
Западноевропейское искусство 7 - 8 веков, в целом, также мало впечатляюще, как и в предыдущий период. Те же фибулы в виде схематично изображенных зверей и птиц из золота, залитого красным стеклом, незамысловатая обработка оружия и конской упряжи, грубо высеченные рельефные надгробия (рис. 2) и фигуры Христа, в которых бросается в глаза отсутствие правильности изображения человеческого тела и господство плоскостного стиля.
Но, вместе с тем, обнаруживается и нечто новое, весьма показательное с точки зрения соотношения возраста человека и цивилизации. Это новое - книжная миниатюра, появляющаяся на рубеже седьмого - восьмого веков в монастырях Ирландии и северной Англии, которые из-за своей удаленности и труднодоступности несколько меньше пострадали от варварских нашествий. Обязательной принадлежностью нескольких созданных там рукописных Евангелий является большой, почти в половину листа, заполненный орнаментом, инициал начальной страницы. Контур орнамента, как в раскрасках для трехлетних детей, представляет четкие черные линии, пространство между которыми плоско раскрашено акварельными красками (рис. 3).
р и с. 3
Фрагмент инициала начальной страницы Евангелия
из монастыря на острове Линдисфарн в северо-восточной Англии, 715 г.
(Лондон, Британская библиотека)
Довершает сходство возрастных периодов набор используемых в книжной миниатюре красок. Он практически тот же, что в современных детских раскрасках - преобладают зеленый, красный и желтый цвета, и реже встречаются цвета лиловый и голубой.
Кризис «трехлетнего возраста» цивилизации
У человека период раннего детства завершается переломным моментом развития, получившим название «кризиса трехлетнего возраста». В его основе лежит резкое изменение поведения и становление новых черт сознания ребёнка. Характерными симптомами кризиса трехлетнего возраста являются негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание, стремление к деспотизму [3,4,7]. Причины возникновения таких симптомов в поведении объясняются тем, что ребёнок начинает осознавать себя самостоятельной личностью и проявлять собственную волю. Однако, как отмечал Л. С. Выготский, за всяким негативным симптомом кризиса "скрывается позитивное содержание, состоящее обычно в переходе к новой и высшей форме" [3]. Это позитивное содержание проявляется в становлении нового уровня самосознания, развитии волевых качеств, прогрессивных изменениях в игре, познавательной и предметной деятельности [4]. .
Раннее детсво европейской цивилизации также стремительно заканчивается на рубеже восьмого-девятого веков переломной эпохой Карла Великого, вошедшего в историю в качестве одного из величайших преобразователей Европы, чье влияние в ее жизненном устройстве, в немалой степени, ощущается и сейчас, двенадцать столетий спустя.
Старший сын Пипина Короткого Карл, еще при жизни прозванный Великим, правил большей частью Западной и Центральной Европы 45 лет с 768 года до своей смерти в 814 году. Вначале он довольствовался положением могущественного короля франков. Затем, по мере непрерывного расширения своих владений, прибавлял все новые и новые титулы и, наконец, на Рождество 800 - го года был торжественно провозглашен римским папой императором возрожденной им Римской империи. Размеры созданного Карлом государства к этому времени действительно приближались к размерам Западной Римской империи, а его власть распространялась от датских границ до Каталонии и от Италии до Бретани.
Время правления Карла Великого - это непрерывная череда завоевательных походов и чрезвычайно жестоких, даже для раннего Средневековья, войн, в которых полностью отразился кризисный характер эпохи. Особенно затяжной и жестокой была война с многочисленным германским племенем саксов, занимавшим обширные пространства между Рейном и Эльбой. Несмотря на обещанную Карлом поддержку всем принявшим христианство, его явное военное превосходство и неизменную решимость доводить дело до конца, саксы оставались приверженцами древних культов и упорно отказывались принять новую веру и подчиниться врагу. В течение 33 лет они неизменно поднимали кровавые восстания, беспощадно уничтожая христиан и христианские храмы. Сопоставляя это время с кризисом трехлетнего возраста ребенка, в казалось бы, бессмысленном упорстве саксов нельзя не заметить уже упомянутые очевидные симптомы кризиса - негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт.
В ответ франки действовали с такой же беспощадной последовательностью. Год за годом ни отправляли в Саксонию карательные экспедиции и фактически установили там режим геноцида. Они захватывали и казнили тысячи заложников, выжигали целые области, переселяли массы людей во внутренние районы государства. Итогом войны стало полное запустение ряда саксонских земель, а некоторые из них обезлюдели настолько, что были переданы Карлом соседним племенам славян. Однако, столь же явно проявившиеся в действиях победителей симптомы кризиса - упрямство, своеволие, стремление к деспотизму, франки демонстрировали отнюдь не на всех захваченных территориях. В Италии, например, население и папа приветствовали Карла, видя в его воинах защитников и установителей спокойствия. Скорее, как и у ребенка в кризисном возрасте, негативные тенденции были следствием начинающегося процесса самосознания цивилизации. Этот процесс с необходимостью включал осознание цивилизацией своих границ и конфликт между ядром и периферией системы, где еще сохранялись прежние, ставшие теперь анахронизмом, связи между своими элементами.
Наряду с начавшимся процессом самосознания цивилизации, возможно, еще более важной особенностью эпохи Карла Великого стало формирование наиболее важных системообразующих связей новой цивилизации, на многие столетия определивших уникальность ее характера. В основе этой уникальности лежал сплав нескольких психологических и социальных стереотипов. С одной стороны, это был уходящий еще в племенное прошлое стереотип германского мужчины-воина, с его непоседливостью, безудержной агрессивностью и своеобразным "кодексом чести", требовавшим держаться данного слова и сохранять достоинство в любой ситуации. В недалеком будущем этот несколько облагороженный стереотип ляжет в основу рыцарской морали. С другой стороны, это было искреннее восхищение римским государственным порядком и принятие римско-католической догматики, которая для большинства и была сутью христианства.
Унаследовав от отца стремление к альянсу с римской церковью, Карл дополнил его стремлением возродить на собранных им землях основы римского порядка, уничтожив для этого традиционную для германцев власть племенных вождей. Он издал ряд указов, в которых предписывал каждому иметь своего сеньора (господина). Отныне вся империя была разделены на королевства и графства, во главе которых стояли преданные Карлу люди. Они и лично зависящие от императора бароны считались вассалами (слугами) императора. В свою очередь они были сеньорами для своих вассалов, которым передавали в управление часть своих земельных наделов, а эти вассалы также могли быть сеньорами для своих воинов. При этом все, кто принадлежал к администрации империи или ее военному сословию оставались свободными людьми, с формально равными правами. Таким образом, была создана четкая иерархическая система управления и заложены основы феодальных отношений средневековой Европы.
Вместе с тем, прежняя модель римского порядка подразумевала лишь социальную иерархию. Она кодифицировала отношения между людьми, но не могла объяснить их конечный смысл, как и смысл человеческой жизни. В отличие о этого, реальность новой цивилизации заключалась в вере в неразрывную связь подобных друг другу земной и небесной иерархий. При этом земная жизнь была лишь первой ступенью движения к жизни вечной, а порядок земных отношений - несовершенной моделью Божественного порядка. В стремлении познать этот порядок, мысль новой цивилизации прорывала узкие границы видимого мира. В отличие от античного понимания микрокосма человека как макрокосма вселенной в миниатюре, она видела уже в любом явлении проявление высших сил. Этот мистический взгляд на мир закладывал, тем не менее, фундамент будущей европейской экспериментальной науки, поскольку из него вытекал вывод, что изучив опытным путем механизмы сравнительно простых явлений, можно было обобщить их до понимания всемирных законов.
Переломная эпоха Карла Великого нашла свое отражение в особом культурном подъеме конца 8-го - начала 9-го веков, получившем название каролингского возрождения (рис. 4,5).
р и с. 4
Ковчег завета.
Фрагмент мозаики купола оратория в Жерминьи-Де-Пре (близ Орлеана). Франция.
Несмотря на спорность этого термина
[4], культурный прогресс, наблюдавшийся при Карле и его ближайших потомках был несомненным. Неграмотный, как и большинство его современников, Карл предпринял свой первый поход в Италию и, хотя та лежала в развалинах, он был потрясен тем, что увидел. С тех пор он сохранял постоянный интерес к античной и, особенно, римской культуре. Подражая античным образцам, Карл учредил «дворцовую академию», в которую помимо него самого и его родственников вошел ряд наиболее образованных современников. В их числе были известный богослов Алкуин и Орлеанский епископ Теодульф, сыгравший немалую роль в состоявшихся при дворе Карла дебатах об исхождении Святого Духа
[5]. При своем дворе он создал школу для детей знати и покровительствовал созданию школ для духовенства и детей мирян. Изданный в 787 году так называемый «Капитулярий о науках» предписывал открывать при каждом монастыре и епископской кафедре школы для монахов и клириков. Наконец, Карл поощрял возрождение строительства и организовал постройку крупного дворцового комплекса в своей резиденции в Ахене (на границе современных Германии, Бельгии и Нидерландов).
р и с. 5
Христос во славе. Миниатюра из Евангелия Годескалька,
Париж.
Национальная библиотека Одновременно некоторый прогресс испытало изобразительное искусство. Отчасти это заметно в построенной в 806 году по инициативе друга Карла, Орлеанского епископа Теодульфа, и хорошо сохранившейся до наших дней, капелле в городе Жерминьи-Де-Пре, близ Орлеана во Франции. Особенно обращает на себя внимание ориентированная на византийские образцы, и, по-видимому, созданная восточными мастерами, мозаика купола капеллы, изображающая Ковчег Завета (см. рис.4). Примечательно, что этот сюжет более не встречается в западноевропейской монументальной живописи.
Постепенно совершенствовалась книжная миниатюра, примером чего может служить созданное в 781 - 783 гг. для Карла Великого в его дворцовой мастерской в Ахене, Евангелие Годескалька
[6]. Книга украшена изображениями Христа (рис. 5) и несколькими сценами из жизни Карла Великого в которых античная стилистика сочетается со средневековой символикой и орнаментом. Однако до начала 9-го века положение изображаемых фигур все еще оставалось статичным, а пропорции человеческого тела и предметов - искаженными.
В целом, несмотря на ряд позитивных моментов, искусство при Карле Великом оставалось примитивно-инфантильным, вполне соответствующим раннему детству цивилизации. И лишь при его потомках в нем появляются совершенно новые черты.
Заключение
Сегодня мы являемся свидетелями быстро идущего процесса преобразования цивилизаций. Одной из сторон этого процесса является интеграция всех существующих цивилизаций с Европейской цивилизацией. Результатом такой интеграции уже стало повсеместное распространение европейской техники, одежды, культуры быта и многих других культурных особенностей и традиций. Языком международного общения стал европейский английский язык.
В то же время сама Европейская цивилизация стремительно утрачивает многие изначально присущие ей признаки. Особенно наглядно об этом свидетельствует феномен дехристианизации Европы, проявляющий себя не только в давно уже опустевших храмах, но и в законодательстве Европейского Союза.
В этой связи остро встает вопрос о том, в какой точке своего развития сегодня находится Европейская цивилизация и каких цивилизационных изменений можно ожидать в наступившем столетии. Однако сколько-нибудь конкретного и аргументированного ответа на этот вопрос не дает ни одно из современных исследований.
Все это дало основание для настоящего исследования построенного на использовании общих системных закономерностей развития живых систем и возникающих отсюда аналогиях в развитии человека и цивилизации. В представленной части исследования приведено описание таких аналогий, охватывающих начальный период развития Европейской цивилизации - приблизительно с 5-го по 8-й века, что соответствует согласно предложенной схеме интерпретации материала первым трем годам жизни ребенка.
Литература
- Блаженный Августин. Творения. - Том 3-4. - СПб.: Алетейя, 1998.
- Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - Л.: изд. ЛГУ,1989.
- Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 1997.
- Кулагина И. Ю. Возрастная психология (развитие ребёнка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. - М.: РОУ, 1996.
- Марцинковская Т. История детской психологии. - М.: ВЛАДОС, 1998.
- Молостов В.Д. «Старение цивилизации»: Электронная книга, 2010.
- Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: "Академия", 1999.
- Психология человека от рождения до смерти. Психологический атлас человека/под ред. А.А.Реана. - СПб.:Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007
- Рыжов Б.Н. Системная периодизация развития. / Системная психология и социология, 2012, № 5.
- Рыжов Б.Н. Системные основания психологии. / Системная психология и социология, 2010, № 1.
- Тойнби А. Постижение истории. - М.: Рольф, 2001.
- Фергюсон А. Опыт истории гражданского общества - М.: РОССПЭН, 2000.
- Хейзинга Й. Homo ludens. Человек играющий. - СПб: Изд. И. Лимбаха, 2011
- Холл С. Очерки по изучению ребенка. - М.: Пучина, 1925
- Шпенглер О. Закат Европы. - М.: Наука, 1993.
Статья взята с сайта Системная психология и социология
http://systempsychology.ru/journal/2015_14/270-ryzhov-bn-psihologicheskiy-vozrast-civilizacii.html