Оригинал взят у
archivbl в
Влияние кризисной ситуации на особенности построения субъективной картины жизненного пути личностиВлияние кризисной ситуации на особенности построения субъективной картины жизненного пути личности
Сурикова Я. А. Влияние кризисной ситуации на особенности построения субъективной картины жизненного пути личности [Текст] / Я. А. Сурикова // Молодой ученый. - 2012. - №4. - С. 372-379.
В настоящее время в психологической науке существенно возрос интерес к изучению факторов, влияющих на восприятие человеком времени и событий собственной жизни. Большинство исследований при этом центрированы на проблеме формирования субъективной картины жизненного пути (СКЖП) личности в процессе взаимодействия индивида с социумом. Анализируется влияние на СКЖП таких социальных факторов, как социальная действительность, социальное взаимодействие, социальная идентификация, социальные стереотипы, «жизненные задачи», отмечается обусловленность нормами культуры периодизации жизненного пути, переносимой личностью на СКЖП, общественно-историческая природа кризисов зрелого возраста (Т.Адександер, Л.И.Анцыферова, В.В.Бочаров, И.С.Кон, Э.Коуэн и др.). При этом подчеркивается, что внешние условия жизнедеятельности человека преломляются через призму внутренних переживаний, что делает СКЖП не просто «слепком» культурных и социальных стереотипов, но результатом внутренней деятельности личности.
Отдельное внимание при анализе детерминант построения СКЖП личности уделяется факторам экстремального порядка (природного, техногенного, биографического характера). В фокусе внимания исследователей находятся формы и уровни защитного поведения, особенности копинг-стратегий, жизненных стратегий. Так, влияние работы механизмов психологической защиты и ранних детских воспоминаний на характер воспоминаний личности и построения ею жизненных планов детально проанализировано исследователями в русле психоаналитического, гештальт-, гуманистического направлений психологии. В классическом психоанализе основное внимание уделяется изучению ранних стадий развития ребенка как во многом определяющих особенности поведения взрослых и восприятие ими собственной жизни (А.Адлер, А.Фрейд, З.Фрейд, К.Хорнр и др.). Интересным является тот факт, что на подобную возможность указывают и представители других направлений. В гештальтпсихологии под событиями жизни, которые могут оказать существенное влияние на последующее развитие человека, понимается проблема незавершенных гештальтов и построения на их основе дальнейшего поведения. Большое значение раннего опыта для становления системы ценностей и жизненных планов придается и в рамках гуманистического направления. Согласно К.Рождерсу, особая роль здесь отводится моделям семейного воспитания и необходимости «безусловного принятия» ребенка как предпосылки для формирования у последнего адекватных его внутренним потребностям и требованиям общества системы ценностей и внутренней картины мира.
В отечественной психологии влияние механизмов и копинг-стратегий было рассмотрено в работах Л.И.Анцыферовой, Л.Ф.Бурлачук, Л.Р.Гребенникова, Е.Ю.Коржовой, С.Т.Посоховой, Е.С.Романовой и др. При этом подчеркивается взаимообусловленность личностных особенностей и жизненных обстоятельств.
Отдельным блоком стоят исследования, предметом которых является влияние кризисных ситуаций на СКЖП личности. Кризис жизни при этом рассматривается как «критический уровень становления социально-психологического противоречия, обостренного до предела, до той последней границы, которая определяет в данный момент внутриличностные резервы социальной адаптивной энергии» [6]. В структуре СКЖП личности принято различать такие критические жизненные ситуации как возрастные кризисы, биографические кризисы и кризисные ситуации (или травматические кризисы). Возрастные кризисы обусловлены динамикой развития личности в социуме и отражаются в структурных и содержательных компонентах СКЖП [12]. Биографические кризисы во многом обусловлены особенностями планирования своего жизненного пути человеком, жизненной философией в целом, отражающейся в структурных и содержательных особенностях СКЖП [1]. Кризисные жизненные ситуации определяются как события жизненного пути личности, связанные с изменением жизненной ситуации и соответствующим приспособлением личности к этому изменению. Изменение социально-экономических, временных и пространственных обстоятельств также относится к трудным жизненным ситуациям, могущим привести к перестройке сознания и поведения, а, следовательно, изменению структуры СКЖП [16]. Если возрастные и биографические кризисы, как правило, характеризуются достаточной временной протяженностью, что находит свое отражение в СКЖП личности, то кризисные ситуации рассматриваются исследователями преимущественно как ситуативное состояние неравновесия между личностью и окружающей средой, когда у индивидуума нет готовой программы поведения [12]. Еще одно отличие между кризисами и критическими жизненными ситуациями заключается в форме эмоционального переживания. В то время как кризисная или экстремальная жизненная ситуация описывается через острую эмоциональную реакцию на событие жизни, возрастные и биографические кризисы рассматриваются как более сложное, зачастую амбивалентное переживание, получающее свое отражение во всех сферах жизнедеятельности личности (Р.А.Ахмеров, Л.С.Выготский, В.Р.Манукян, К.Н.Поливанова и др.). В структуре СКЖП кризисные и экстремальные жизненные ситуации, как правило, находят свое выражение в выделении индивидом критических событий, мало зависящих от волеизъявления индивида и приведших к изменению хода его жизненного пути, необходимости адаптации к новым жизненным условиям. Возрастные и биографические кризисы в большей степени проявляются в особенностях структурного построения СКЖП, содержательно могут быть не представлены в СКЖП как отдельные события, но оказывают существенное влияние на внутренние принципы построения индивидуальной истории жизни, или жизненную философию индивида. Р.А.Ахмеров выделяет следующие феноменологические признаки переживания биографического кризиса: обесценивание прошлых успехов, невозможность быстро перестроиться в связи с резкими изменениями в развитии общества, отсутствие заметно привлекающих целей в будущем ощущение сильной усталости, отсутствие энергии для активной деятельности; неопределенность, непредсказуемость будущего; трудности ориентировки в сложном потоке событий; отсутствие перспектив развития; сожаление по поводу упущенных возможностей; переживание недостаточной осмысленности жизни [1].
Следует отметить, что гетерохронность развития личности во взрослом периоде может привести к наложению онтогенетической и индивидуальной линии развития, а соответственно совпадению времени переживания и даже интеграции различных по своему источнику кризисов (профессиональных, семейных, возрастных, биографических, травматических).
Как возрастные и биографические кризисы, так и кризисные, экстремальные ситуации стимулируют человека переосмыслить свое отношение к жизни, образ себя в жизни, что отражается как в когнитивном, так и аффективном планах СКЖП. При этом характерным является рост мотивационной противоречивости в структуре СКЖП. По мнению Р.А.Ахмерова, Е.И.Головахи, Е.И.Донченко, А.А.Кроник, Т.М.Титаренко, это может быть объяснено тем, что в критической ситуации нарушается система саморегуляции, обеспечивающая синхронную работу рационального и иррационального в психике человека. В исследованиях Н.В.Тарабриной, М.Е.Зеленовой, Е.О.Лазебной и др. показано, что наличие психической травмы (военные действия, ликвидация последствий ЧААС и др.) оказывается тесно связано с восприятием жизненной перспективы. В частности изменяется эмоциональное отношение к будущему, может наблюдаться снижение способности строить предсказуемое будущее [19, 71].
Переживание жизненного кризиса или кризисной жизненной ситуации может привести к следующим конструктивным или деструктивным изменениям в структурных и содержательных характеристиках СКЖП:
Аффективные изменения - связаны с изменениями в эмоционально-волевой сфере, происходящими в процессе переживания кризиса. Выражаются в изменении эмоционального отношения человека к собственной жизни в целом и отдельным временным модусам и событиям. Могут привести к переоценке значимости удельного веса отдельных событий в ходе собственной жизни; значимости прошлой жизни, изменению соотношения вербальных и невербальных оценок событий личностью.
Изменения на когнитивном уровне - корректировка осознаваемой жизненной программы, изменения рационального осознанного отношения к будущему и себе относительно времени жизни, переоценка жизненных планов, целей и обстоятельств, корректировка социально-профессиональной позиции, изменение иерархии жизненных сфер, что может привести к изменению степени мотивационной противоречивости СКЖП.
Изменения ценностно-смысловой направленности СКЖП - изменению подвергается жизненная философия, на основе которой выстраивается индивидуальная история жизни субъекта, отношение к будущему; происходит переосмысление смысла собственной жизни и жизни в целом; изменяется структурная организация СКЖП в связи с пересмотром значимости тех или иных жизненных ценностей, интересов, идеалов, убеждений. Подобные изменения связаны с изменениями смысловой сферы в критических ситуациях и активизацией процессов «смыслостроительства».
Читать дальше:
http://www.moluch.ru/archive/39/4633/