Подростки

Feb 11, 2013 00:22


mso-fareast-theme-font:minor-fareast;mso-fareast-language:RU">Влечения и психологические проблемы в подростковом возрасте.

mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-theme-font:minor-fareast;
mso-fareast-language:RU">Согласно периодизации психического развития по Э. Г. Эриксону, на старший подростковый возраст приходится наиболее острый момент самого важного на протяжении жизни человека кризиса “Идентичность или ролевая неопределенность”. В это время перед подростком стоит задача объединения и осмысления всего того, что он знает о самом себе в разных социальных ролях, в единое целое

mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-theme-font:minor-fareast;
mso-fareast-language:RU">Для успешного решения этой задачи необходимо активное общение с окружающими, в силу чего поиск идентичности является важной предпосылкой общения. В случае спутанной идентичности подросток испытывает мучительные сомнения относительно самого себя и своего места в жизни. Все остальные актуальные социальные потребности подростков так или иначе связаны с процессом поиска идентичности.

mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-theme-font:minor-fareast;
mso-fareast-language:RU">Если еще у младших школьников на первом месте по значимости находится общение со взрослыми, то для подростков важнее всего становится общение со сверстниками

mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-theme-font:minor-fareast;
mso-fareast-language:RU">Согласно периодизации психического развития по Д.Б.Эльконину, ведущая деятельность подростков - эмоциональное общение со сверстниками [16]. Очень значимой ценностью в этом возрасте является система эмоционально нагруженных отношений со сверстниками. Однако подростки еще не обладают достаточным уровнем социальной рефлексии и большим социальным опытом [13]. Поэтому их эмоциональные отношения недостаточно осознаются. Это позволяет сделать вывод о том, что в подростковом возрасте в сфере эмоционального общения выражены главным образом именно межличностные влечения. Зрелые, более осознанные эмоциональные отношения формируются на их основе в юношеском возрасте (по периодизации Э.Г. Эриксона, это приходится на следующий жизненный кризис: “Интимность или изоляция” [17]).

mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-theme-font:minor-fareast;
mso-fareast-language:RU">В общении подростков можно выделить ряд особенностей, на основании которых могут развиваться межличностные влечения. Например, это склонность к идентифицированию себя с партнерами по общению [13]. Такая идентификация - один из механизмов поиска идентичности подростками, “идентификационное поведение и идентичность развиваются непрерывно” [13, стр.120]. В случае выбора асоциального объекта идентификации соответствующие поведенческие проявления тоже скорее всего будут носить асоциальный характер.

mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-theme-font:minor-fareast;
mso-fareast-language:RU">Кроме того, для подростков характерна реакция группирования, высокая значимость группового признания [напр. см. 8, 13]. Со временем происходит интериоризация системы ценностей, принятых в референтной группе. Чтобы добиться признания в этой группе, подросток готов вести себя даже вопреки своей собственной системе ценностей. Если добиться признания все же не удается, это вызывает острые переживания и способствует возникновению социальной дезадаптации. Кроме того, происходит идентификация подростка с референтной группой, что может привести к таким же поведенческим последствиям, как и идентификация с отдельными людьми.

mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-theme-font:minor-fareast;
mso-fareast-language:RU">Помимо идентификации и группирования, носящих больше внешний, демонстративный характер, для подростков характерны и глубоко личные, интимные переживания, связанные с общением. В качестве новообразования подросткового возраста рассматривают близкую дружбу [6]. Подростку очень важно, чтобы его понимали и чтобы он имел возможность кому-то полностью доверять.

mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-theme-font:minor-fareast;
mso-fareast-language:RU">Кроме того, именно у подростков (преимущественно старших) начинает проявляться романтическая любовь [напр. см. 5, 6]. Взрослые обычно относятся к таким проявлениям снисходительно, однако эта любовь сопровождается огромным эмоциональным накалом (вспомните Ромео и Джульетту), хотя, как правило, недолговечна. Такие отношения не являются эмоционально зрелыми и чаще всего вскоре заканчиваются разрывом.

mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-theme-font:minor-fareast;
mso-fareast-language:RU">Подобные романтические отношения у подростков еще не очень тесно связаны с сексуальностью, их слияние происходит несколько позже, в юношеском возрасте. Сексуальность подростков проявляется как следствие биологического созревания, однако не сопровождается достижением социальной зрелости [5, 7]. Кроме того, подростки легко возбудимы, их влечение не отличается достаточной дифференцированностью. А поскольку его адекватная реализация сильно затруднена в результате личностной незрелости и социального положения, для подростков характерна высокая частота и разнообразие сексуальных девиаций.

mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-theme-font:minor-fareast;
mso-fareast-language:RU">В основу нашей классификации влечений подростков были положены представления об описанных выше наиболее актуальных социальных потребностях, характерных для данного возраста. Классификация отражена в табл. 1.

mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-theme-font:minor-fareast;
mso-fareast-language:RU">Естественно, эта классификация во многом условна. Реальные психические явления слишком сложны для того, чтобы четко укладываться в подобные схемы. Мы вряд ли можем наблюдать вышеназванные влечения в “чистом” виде. Например, тесные эмоциональные отношения подростков практически всегда включают и сексуальный компонент, а сексуальные отношения сопровождаются эмоциями. В реальных близких отношениях подростков в той или иной степени представлены все четыре типа влечений.

mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-theme-font:minor-fareast;
mso-fareast-language:RU">Учитывая такие факторы, как высокая эмоциональность общения подростков, недостаток социального опыта и социальной рефлексии, высокая значимость для подростков отношений со сверстниками, можно предположить, что межличностные влечения тесно связаны с психологическими проблемами подростков.

mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-theme-font:minor-fareast;
mso-fareast-language:RU">Из книг

mso-fareast-theme-font:minor-fareast;mso-fareast-language:RU">А.Г. Грецов mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-theme-font:minor-fareast;
mso-fareast-language:RU">"проблемные переживания и межличностные влечения подростков"

подросток, статьи

Previous post Next post
Up