Психология искусства (энергетический аспект)

Dec 20, 2019 13:47


С.М.Эйзенштейн об энергетическом (динамическом) аспекте искусства. Часть 5.

Рассмотрим теперь, как Эйзенштейн освещает с энергетической точки зрения процессы художественного восприятия - воздействия. Исследователь исходит из положения, что состояние тех, кто воспринимает искусство, вызывается к жизни через определенную «перегонку» психики в соответствии с фазами произведения, его структурой. Они оказываются той «прописью», вторя которой переживающий зритель или слушатель попадает в то состояние, в котором находился автор в акте творчества. Воздействие формулы пафоса в произведении состоит в том, чтобы приводить воспринимающего «в экстаз». Ему предшествует нарастание напряжения, завершающееся «разрядкой», «выходом из себя» в нечто иное по качеству, в нечто противоположное предыдущему. Это входит в условие воздействия «всякого искусства, способного нас захватить». Как и у творца, кульминационный пункт «разрядки» напряжения Эйзенштейн характеризует энергетическим термином «взрыв». Проявление «взрывной силы» он обнаруживает и в предельном эффекте «физического» состояния воспринимающего, «экстатически» охваченного «эмоциональным взрывом»/ мощью пафоса воздействующего произведения.



Как и при анализе творчества и произведения, исследователь, характеризуя воздействие искусства, затрагивает проблему экономной затраты «сил». Так, комментируя фильм «Александр Невский», он отмечает, что зрителю важно, чтобы он сразу, непосредственно, «с наименьшей затратой сил» был введен во все трагические обстоятельства предательства, глумления интервентов над побежденными. Внимание Эйзенштейна привлекла работа И.Мандельштама «О характере гоголевского стиля» (1902 г.), где автор пишет, что больший эффект у Гоголя получается от перестановки сказуемого впереди подлежащего. Для объяснения этого обстоятельства автор привлекает работу Г.Спенсера «Опыты», где тот объясняет большую воздейственность такой перестановки «экономией внимания». Эйзенштейн сочувственно соглашается с таким «энергетическим» толкованием, но сожалеет о том, что автор не раскрывает, почему такое «стилистическое средство» «экономнее». Касаясь проблемы «недосказанности» в поэзии, Эйзенштейн высказывает мысль о том, что она строится с таким расчетом, чтобы сохранить образ самого процесса, но вместе с тем снять у читателя «усилия», когда-то требовавшиеся в процессе творчества.

Так же, как при анализе творческого акта и произведения, Эйзенштейн при рассмотрении восприятия освещает проблему «отказного» движения. Для удара по шляпке гвоздя нужен «отказной» взмах, а для «удара» по психике зрителя, когда в неё надо «вонзить» тот или иной сценически выразительный элемент, действие вынуждено прибегнуть к тому же принципу отказа и в той же принципиальной направленности, хотя в несравнимой качественности. Роль «отказа» в облегчении восприятия такова: не загружать сознание, а бессознательно внедрять зрелище в ощущение. «Отказ» способствует экономии сил в восприятии, но, как уже отмечалось Эйзенштейном, экономия в искусстве совсем иная, чем в быту. При отсутствии «отказа» будет нецелесообразная «затрата зрительской энергии (выделено мною. - Е.Б.) внимания, она превысит то, что «сэкономит» актер, не соблюдая этого условия отчетливости в своей работе.

С энергетических позиций Эйзенштейн анализирует восприятие и воздействие различных видов искусства в связи с эстетическими свойствами художественного эффекта. В предыдущем изложении речь шла у Эйзенштейна по преимуществу о возвышенном («патетическом»), но объектом его внимания выступает и комический эффект. По утверждению исследователя, этот эффект получается всегда при сопоставлении представлений, отвечающих разным уровням, тогда как в соответствующей ситуации они выступают как равноправные и равнозначные. От столкновения возникает «взрыв». То есть комический эффект разряжается и разрешается «взрывом», пусть «взрывом» смеха. «Но взрыв - скачок из измерения в измерение лежит и здесь в основе». Одним из примеров такого получения эффекта может служить прием буквализации метафоры. Механизм буквального воплощения метафоры дает «гротескно - комический эффект».

Таковы в кратком изложении основные положения энергетического подхода Эйзенштейна к анализу художественного творчества, произведения искусства и художественного восприятия - воздействия искусства. Для этого подхода характерны следующие основные моменты.

Энергия творчества и восприятия-воздействия - это «духовная» энергия. Ее особенность не в «мистической» обособленности от энергии в естественнонаучном понимании, а в направленности на осуществление художественной деятельности. Художественная энергия выступает в двух формах - в форме физического движения (мускульная энергия) и как «психическая энергия», понимаемая как движение нервных процессов. Неразрывная связь с движением позволяет энергетический подход к искусству назвать динамическим подходом. Для художественной энергии, как и для всякой другой, характерны такие процессы, как мобилизация, накопление, напряжение, разрядка, взрыв, переход из одной формы в другую и т.п.

Энергия произведения искусства - это потенциальная энергия художественной формы, динамическая «формула» которой воспроизводит, воплощает энергетические структуры творческого акта и реализует себя в актуальных структурах энергетики восприятия - воздействия. Процесс энергетического воздействия искусства на зрителей и слушателей носит антиэнтропийный характер.

Энергетика, динамический аспект - это не просто необходимая предпосылка художественной деятельности, но важнейший фактор художественной выразительности.

Ученый разделял мнение, что «область искусства в самом деле подчинена действию энергетических процессов».

Источник: Журнал Полигнозис №4, 2004 (приводится в сокращении)
Previous post Next post
Up