Мультинские озера, июль 2015. Часть 1

Aug 19, 2015 15:14

День 1.

Красноярск - пос. Ая (1131 км)

Ехали 15 часов. Между Кемерово и Ленинском-Кузнецким проложено ~70 км автомагистрали с ограничением скорости 130 км/ч. Нам такое было в новинку.

До Новокузнецка доехали нормально, но потом до Бийска дорога была НУ ОЧЕНЬ ПЛОХАЯ. Мы туда поперлись по неосведомленности, а надо было ехать мимо Барнаула. Кое-как проехали, сначала нормальный асфальт, а потом либо убитая гравийка, либо убитый асфальт с широкими и глубокими яминами. Минное поле, а не дорога.

На ночевку остановились на базе «Время счастья», которую заранее нашли на букинг.ком. Переночевали в тесноватом домике с двумя большими кроватями и горячим душем за 1400 рублей. Сама база очень симпатичная и недорогая, останавливается много семей с детьми. Есть общая кухня с бесплатным вай-фаем, во дворе два бассейна, красивые клумбы, детская площадка с качелями и песочницей.

Недалеко расположено теплое озеро Ая, но нам, к сожалению, было некогда его посетить. Локация в вечернее время напоминает одновременно Шира и Таиланд - куча каких-то торговых прилавков с ерундой, кафешки, базы, местами цветомузыка и лазерные шоу. Толпы народа в цветастых шортах и шлепанцах. Наверное, матрасные места отдыха одинаковы везде :)

Но даже при такой мощной туристической нагрузке на Алтае совсем нет мусора, вдоль дорог или где бы то ни было. То ли население настолько сознательное, то ли местные власти настолько грамотно организовали уборку - но за много километров дорог мы увидели 1 (одну!) пустую пластиковую бутылку на обочине. Я в восхищении. Очень бережное отношение к красоте.

День 2. Ая - Усть-Кокса - Мульта - Маральник-1 (421 км)

Маральник-1 - Нижнее Мультинское (~12 км)

В Республике Алтай время отличается от красноярского на 1 час (МСК+3), но мы не стали переводить часы. По местному времени темнеет слишком рано для лета, уже в 9 вечера почти темно было. Поэтому все мои записи по красноярскому времени.

До Маральника ехали 7 часов, дорога от сворота на Усть-Кан и до Усть-Коксы - гравийная, неровная, очень пыльная и со скоплениями коров. Едешь в облаке пыли от предыдущей машины - и вдруг оп, корова на дороге. Не разгонишься. Еще в Усть-Коксе потеряли время на оформление пропуска в Катунский биосферный заповедник (там находятся озера Верхнее Мультинское и Поперечное) и зря просидели у КПП пограничников. Для информации, если вдруг кто соберется: для посещения Мультинских озер пропуск в погранзону не нужен (а к Белухе нужен). Пропуск в Катунский биосферный заповедник стоит 150 рублей со взрослого человека, и его можно оформить прямо на кордоне на Среднем Мультинском озере. Большим группам, конечно, лучше заранее пропуска сделать, а если вас два-три человека - можно не заморачиваться. Еще мы встретили людей, которые стояли на платных стоянках у кордона (100 рублей с человека в сутки), они сказали, что им оформили пропуска с открытой датой.

Стоянка машин на базе «Кедровая опушка» стоит 70 рублей за сутки. Также там продаются бумажные карты за 150 рублей (включают Мультинские озера, район Белухи, Уймонскую долину и Красную гору). Карта довольно удобная, хотя на ней не обозначены перевалы и некоторые популярные тропы, и к тому же есть фактические ошибки (оз. Поперечное названо Верхним Мультинским).

Пешая часть длилась 5 часов (стартовали в 17, встали на стоянку в 22). Дорога была в приличном состоянии, несмотря на глубокие грязевые колеи от ГАЗ-66.

Местами дорога поднимается довольно высоко от реки, вдоль которой она идет, поэтому с собой стоит иметь запас воды, особенно в жару. Речки пересекать несложно - по бревнам и камушкам, за исключением самого последнего брода через реку Крепкая. Там пришлось переобуться в резиновые тапки и снять штаны, так как брод широкий и довольно глубокий (мне вода доходила до середины бедра). Трекинговые палки очень полезны при этом. Еще было место, где Рома переходил по бревну со своим рюкзаком, а потом возвращался за моим. Я позорно переползала на заднице, уж очень боялась свалиться в воду. Фото мутное, потому что кое-кто не додумался включить вспышку.

Когда мы дошли до Нижнего Мультинского, уже было почти темно. Мы прошли мимо занятых стоянок с деревянными столиками и лавочками, нашли свободную маленькую полянку с кострищем и поставили палатку.

Перекусы: открыли 200 г орехов и 200 г изюма, но не съели
Ужин: 160 г гречки с оливковым маслом и сушеными овощами, 100 г сыра с галетами.

День 3. Радиалка на оз. Поперечное (~26 км?)

На сегодня была запланирована радиалка на одно из озер - Верхнее Мультинское или Поперечное. Правда, изначально планировалось, что мы встанем у перешейка между Нижним и Средним, но вчера нам не хватило времени добраться туда. Т.е. добавилось еще 2 часа ходьбы.

Радиалка получилась непростая. После кордона на Среднем тропа очень извилистая (это утверждение вообще справедливо для всего района Мультинских), она огибает то болотца, то коряги, то бурелом, и поэтому продвигаешься медленнее, чем хотелось бы. Сколько раз я смотрела на навигатор в надежде увидеть, что мы прошли хотя бы километр, а оказывалось, что мы едва сдвинулись с места, и до цели еще топать и топать. В общем, мы давно не были в горах и были настроены слишком легкомысленно.

Мы встали в 8 утра, искупались в Нижнем, пофотографировали озеро. На берегу стоит странная конструкция непонятного на первый взгляд назначения. Прыгать в воду с нее нельзя, там очень мелко. Потом краем уха услышали, что здесь проходил слет архитекторов, которые зачем-то и построили эту штуку (не иначе как по пьяни))).

Потом мы позавтракали овсянкой, неторопливо собрались и в 10 выдвинулись в прекраснейшем настроении. На перешейке между Нижним и Средним пофотографировались на живописных булыжниках и стали думать, как жить дальше.

Перешеек называется «Шумы» и представляет из себя что-то вроде пологого переката шириной метров сто - вода с шумом течет вниз среди больших камней, и пройти, не замочив ног, довольно сложно. Камни расположены так, что сразу и не поймешь, в какую сторону идти, можно в итоге упереться в широкую и глубокую протоку. В итоге мы упали на хвост группе москвичей с инструктором, который явно знал, куда идти. Переправа помимо камней включала в себя пару скользких бревен, переброшенных через самые широкие места. Трекинговая палка в таких местах очень помогает! Рома использовал ее как балансир, а я как точку опоры.

Успешно перебравшись и слегка опередив москвичей, мы искупались в Среднем и, освежившись таким образом, двинулись дальше. Погода становилась все более жаркой, так что купания были только в удовольствие. Я даже предложила Роману устроить «Озерный тур» - то есть купаться во всех встреченных нами озерах. Он отнесся к этому скептически, но все же от купания не отказывался.

На дальнем краю Среднего Мультинского расположен кордон Катунского биосферного заповедника, где проверяют пропуска или же выдают их за 150 рублей с человека (если на лошади, то дороже). В интернете есть информация, что на Верхнее и Поперечное можно ходить только в составе официальной экскурсии в сопровождении лесника - так вот, это уже не актуально. Все ходят сами, как хотят и куда хотят. Также возле кордона есть симпатичные платные стоянки.

Примечание: сначала мы хотели сходить на оба озера по очереди, но инструктор группы москвичей сказал, что в целом озера очень похожие, почти одинаковые, но Поперечное красивее. Поэтому Верхнее из программы похода убрали совсем.

После кордона, как я уже упоминала, началась дурацкая тропа - скучная и извилистая, но зато очень много жимолости. Дошли до развилки, где одна тропа уходит к Верхнему, а другая к Поперечному. Там есть возможность стоять с палатками (платная стоянка, оборудованная столиками, навесами и туалетом). Наверное, это идеальный вариант для тех, кто хочет увидеть оба озера и как следует погулять по их окрестностям.

На развилке мы хорошо отдохнули перед подъемом - тропа на Поперечное уходит влево и круто вверх. После подъема можно увидеть вдали водопад, вытекающий из долины Верхнего Мультинского.

Также по пути к озеру прошли мощный 8-метровый водопад, правда, названия мы не знаем, и на карте он не отмечен.

Над водопадом есть место для отдыха

Последний отрезок пути шли по курумнику и сбились с тропы - пришлось идти где попало и выбредать потом к озеру через заросли зеленки. Время уже близилось к 16-00, и моральный дух наш был несколько подавлен. До озера мы все же дошли, полюбовались видом, искупались (холодное!), перекусили сыром, галетами и шоколадкой. Кстати, выше Поперечного есть еще Верхнее Поперечное озеро, но до него мы уже не успевали дойти. После получасового отдыха выдвинулись в обратный путь.

Обратно шли поживее, потому что небо затянуло облачками, ну и вообще, плавно сбрасывать высоту проще чем набирать. Не тратили время на фото. В 20-00 подошли к Шумам, но пропустили поворот к месту, где вышли в прошлый раз. Пришлось пробираться без тропы и искать оптимальный путь из другой точки. К этому времени я очень устала, и поэтому переправа заняла около получаса, а может и больше: на курумнике штормило, и я всерьез боялась потерять равновесие и свалиться в воду вместе с фотоаппаратом. Переправившись, мы пошли к лагерю вдоль левого берега Нижнего Мультинского (вдоль правого тоже есть тропа, но нам сказали, что она очень плохая, поэтому решили туда не соваться - хотя это позволило бы нам избежать перехода через Шумы). Пока шли, начал накрапывать дождик. Мы и так старались идти побыстрее, но тут еще прибавили шагу. В 21-30 пришли на стоянку и едва успели спрятаться - начался ливень на полночи.

После радиалки Рома чувствовал себя не очень хорошо, его поташнивало, и от ужина он отказался. Предположительно, нарушился водно-солевой баланс (жаркий день плюс рюкзак на спине - повышенное потоотделение, а воду мы пили чистую, без добавок). Поэтому вместо ужина у нас был смородиновый чай с солью, сахаром и сухим молоком. Еще съели по капсуле поливитаминов (я специально взяла несколько штучек на всякий случай). После чая полегчало. Рома уснул, а я сварила немножко жидкого супчика, который был съеден только часа в 2 ночи, когда мы проснулись от голода. Видимо, организм оклемался и вспомнил, что ему положены калории.

Итоги дня: выяснилась наша примерная скорость передвижения - от 2 до 3 км в час, в зависимости от рельефа, погоды и особенностей тропы. По времени, мы шли 6 часов до озера (4 часа от стоянки до развилки, 2 часа от развилки до озера), обратно шли 5 часов. После этой радиалки на Верхнее Мультинское решили не ходить вообще - очень уж не хотелось повторно тащиться 10 км до развилки.

Завтрак: 140 г овсянки с сахаром и сухим молоком (получилось много, осталась лишняя тарелка), скипятили литр чая.
Перекусы: доедали вчерашние орешки и изюм, плюс начали пакетик с 300 г фиников. На озере 100 г сыра с галетами и 50 г шоколадки.
Ужин: чечевично-рисовый суп (50 г риса, 50 г красной чечевицы) с оливковым маслом и сушеными овощами, 50 г сыра, сухари, литр чая со смородиной, солью, сахаром, сухим молоком.