Это описание ещё одного дня из орнитологической экспедиции в Тыву, проведённого за проверкой гнездовых платформ.
Предыдущая запись об этой поездке
тут Так вышло, что я почти не брала в руки фотоаппарат в этот день, так что большая часть фотографий, которыми я проиллюстрировала текст сделаны Игорем или Эльвирой. А мои руки были заняты кольцами и инструментами!
13 июня 2014
Между озёрами Хадын и Чедер, до 90-ых годов было развито сельское хозяйство. И поля, организованные в виде лент, были разделены тополёвыми ветрозащитными полосами. Вместе с упадком сельского хозяйства и прекращением полива, тополёвники начали чахнуть, а ЛЭП спилили. В итоге балобан к 2002 году совсем исчез с этой территории, а мохноногий курганник сильно сократил свою численность. Но, тем не менее, редкие лесополосы стоят между озёрами до сих пор, давая немного места для гнездования коршуну и мохноногому курганнику. Однако дефицит места в лесополосах всегда был на лицо. И с 2004 года Центр полевых исследований начал установку гнездовых платформ в лесополосах, на местах расположения бывших гнёзд хищных птиц.
Вот так выглядит хорошо сохранившаяся тополевая лесополоса в Тувинской котловине. В центре - гнездо мохноногого курганника, свитое на платформе. Платформа закреплена в развилке дерева. (Фото Э.Николенко)
Утренняя прогулка по лесополосам около лагеря показала, что птиц в этих лесополосах, как и в степи между ними, совсем не густо. Встретила удодов, рогатых и полевых жаворонков, чёрного коршуна, курганника, пеночку-теньковку и полевого воробья. Как ландшафт не богат разнообразием, так и его животный мир. Повсюду жилые и вымершие колонии даурской пищухи. Никаких других грызунов (песчанок, тушканчиков) не заметила.
После завтрака начинаем работу. До ближайшего гнезда даже ехать не приходится - оно в той же лесополосе, где мы ночевали. На низёхоньком, корявом и жутко ветвистом топольке мохноногий круганник набросал своё гнездо на гнездовую платформу и вывел птенца. Всего одного, но зато какого! Второе яйцо-болтун из кладки так и осталось лежать в гнезде.
Окольцованный птенец мохноногого курганника (Buteo hemilasius). (Фото И.Карякина)
На следующей платформе мы находим коршуниху. Она и не думает слетать с гнезда и прикидывается ветошью. Мы ретируемся, понимая, что под ней или кладка или совсем маленькие птенцы.
А вот и настоящее гнездо (не платформа)! Его истинными хозяевами и строителем были коршуны, но теперь гнездо находится во владении пары мохноногих курганников и троих их птенцов. Гнездо расположено на высоком и ооочень тонком топольке, так что мы не торопимся бросаться с кольцами на штурм и решаем это гнездо не трогать. Ещё как поломаем тонкое дерево…
Следующее гнездо (на платформе) тоже занято курганниками. Четыре птенца, но какие странные! У двоих цевки лысые, а у двоих - оперённые. Так что, похоже, что в этой паре не всё чисто с генами!
У птенца слева цевка хорошо оперена до самой кисти, как и положено мохноногому курганнику. А вот у птенца справа цевка лысая, как у канюка. (Фото Э.Николенко)
На следующей платформе, установленной на тополе, мы находим балобанов. Балобанчики, как обычно, «быкуют» и до, и после кольцевания.
Окольцованные птенцы балобана (Falco cherrug). (Фото И.Карякина)
Следующая платформа установлена на степном участке между лесополосами. На ней живут мохноногие круганники, успешно вырастившие четырёх птенцов - трёх самцов и одну самку. Во время кольцевания совсем не трудно определить пол птенца - самки от самцов очень легко отличаются по размеру лап. Практически с самого вылупления лапы самок значительно крупнее, чем лапы самцов. Тогда как в целом птенцы могут размерами не сильно отличаться, их лапы не дадут ошибиться. На них даже кольца одевают разного размера.
А вот и сама весёлая компания птенцов.
Птенцы мохноногого курганника (Buteo hemilasius)
Следующее гнездо - опять коршуны. Самка и два птенца.
За ним следует очередной выводок мохноногого курганника с тремя птенцами. Пока мы их кольцуем, удаётся рассмотреть содержимое гнезда. Помимо птенцов в нём лежит юный горностай. Охота у птиц была удачной, в отличие от зверька.
Три окольцованных птенца мохноногого курганника (Buteo hemilasius) и добытый взрослыми птицами горностай (Mustela erminea). (Фото И.Карякина)
На следующем гнезде мы, во второй раз за день, находим балобанов. Эти птенчики намного младше тех, которых мы встречали раньше. Но и они опять пытаются нас убить, пока мы их кольцуем.
А по степи вокруг нас разгуливают красавки, летают мириады рогатых и полевых жаворонков и каменок-плясуний.
Следующее обитаемое гнездо встречает нас трагедией. В гнезде на тополе мы находим выводок из двух коршунят. Но в каком они состоянии! Крупных, уже почти оперившихся птенцов заедают муравьи! Насекомые, похоже, только недавно нашли ход на это дерево и теперь шныряют по птенцам, заползают между перьями, лезут в клюв. Ещё дней 20 и птенцы бы полетели. Но теперь у них нет будущего. Малышей не спасти. Один их них, кажется, уже ослеп и почти не шевелится. У второго ещё есть немного сил ходить по гнезду в поисках места, где будет поменьше муравьёв. Перед тем как уехать, мы выливаем на ствол дерева под гнездом все наши запасы спрея от насекомых. Муравьи отступают, их становится заметно меньше. Но на долго ли?
Этот птенчик чёрного коршуна (Milvus migrans) ещё не так плох, хоть и сильно утомлён муравьями. У него ещё есть силы ходить по гнезду. (Фото И.Карякина)
И снова платформа посреди степи. В гнезде курганочка на кладке. Забеспокоилась при появлении нашего УАЗика, собралась улетать. Не надо, птичка, мы лучше сами уедем.
В очередной лесополосе находим пару рухнувших платформ. Лес высыхает, деревья гибнут и падают. С ними и наши платформы. Скоро от этих лесополос вообще ничего не останется...
Следующие два гнезда заняты коршунами. У обеих пар по два птенца. В гнёздах лежат недавно добытые пищухи и у птенцов всё хорошо. Мы даже решаем подарить им красивые цветные кольца на долгую память.
Коршунята думают, что балобанчики убивают орнитологов одним только своим взглядом. Коршунята уверены, что это и они тоже смогут! (Фото И.Карякина)
Кроме коршаков, курганников и балобанов в лесополосах также гнездятся сороки, пустельги, вОроны и чёрные вороны. Вот пара чёрных ворон прогоняет из своих владений канюка подвида japonicus. Я уже писала про пару курганников, у которых птенцы получились с разной оперённостью цевки. Вот, возможно, что это - один из родителей тех странных птенцов.
Подъезжаем к сохранившейся ЛЭП. Тут нас интересует несколько гнёзд, в том числе расположенных прямо на земле под опорами. К сожалению, гнездо на земле оказывается пустым. А вот в гнёздах, расположенных, на столбах оказываются выводки курганников и балобана.
Уже третий выводок балобанов за день!
Неподалёку встречаем очень странного степного орла, сидящего на опоре ЛЭП. Рассматривая его издалека мы принимаем его за молодого могильника, ведь вся верхняя часть оперения - почти белая, по сравнению с тёмными махами и большими кроющими, и белые же «штаны» на ногах, но при ближайшем рассмотрении оказывается, что это степной орёл очень странной окраски!
Степной орёл (Aquila nipalensis) необычной светлой окраски
К вечеру на небе над нами собрались редкие тучки, из которых где-то рядом пролился слабый дождик. В свете золотого заката легкая завеса дождя смотрелась очень эффектно. А на нас не упало ни капли.
Лёгкий вечерний дождик над Тувинской котловиной
Ночевали опять на песочке под тополями. Ночи в Тыве тёплые, приятные. На песке спать удобно. А уж как здорово сидеть у костра, смотреть на звёзды и слушать, как меж деревьев и в степи ведут свою ночную деятельность пищухи!
Чтобы ни у кого не сложилось превратного впечатления, что все-все проверенные нами гнёзда были заняты, я сразу уточню - были и пустые. Но масштабы заселённости этой части котловины в 2014 году просто поразительные - из 18 проверенных за сегодня гнезд 16 были заняты!