Волк в овечьей шкуре

Feb 28, 2018 11:27


Любой талант восхищает и завораживает, будь то талант математика, лепка "оживших" фигур из глины, или не самое высокоморальное умение влюблять, а затем подчинять своему влиянию влюбленного человека.

В 2004 году венгерский режиссер и оскаровский лауреат Иштван Сабо экранизировал знаменитый роман Сомерсэта Моэма "Театр" (ориг. "Being Julia") и, на мой взгляд очень удачно попал с актером на главную роль.

Знакомьтесь, это Том Феннелл в исполнении английского актера Шона Эванса.



http://m.diary.ru/ ©



Один из любимых моих персонажей, которым не могу не восхищаться.

На первый взгляд он не производит впечатление опасного бабника, который может морально сожрать и выплюнуть любую, кто  попадется ему на пути. В таком амплуа многие скорее представят себе кого-нибудь вроде Рэтта Батлера с улыбкой чеширского кота, за которым, как известно тянулся длинный шлейф разбитых женских сердец, или персонаж Марлона Брандо из  "Трамвая "Желание". Он же, на первый взгляд, застенчивый и робкий мальчик. "Бедный ягненочек", как его назвала про себя Джулия во время их первой встречи.



http://thisdistractedglobe.com/ ©

Как, будучи мелким клерком в пыльной бухгалтерской конторе, добиться расположения одной из ведущих актрис Англии? Для начала способ только один - демонстрируя смирение и восхищение. Эта сцена отыграна в фильме просто превосходно.  Утомленная необходимостью слушать его болтовню, Джулия, по просьбе мужа все же кидает ему с барского плеча приглашение на обед. Умиленная его восторгом, за обедом немного оттаивает. С приоткрытым от восхищения ртом и румянцем на щеках, Том просит Джулию подарить ему свою подписанную фотографию. Его имя она, конечно, не запомнила. В его глазах на секунду проскальзывает грусть и легкий укор, но в тот же же момент его лицо меняется и мы видим здоровую самооценку и понимание того, что такой женщине и ни к чему его имя (пока). Джулия чувствует себя немного виноватой и уже попалась на  на крючок его "смирения", но еще не осознает этого.

Он вовсе не был застенчивым. Будь он таким, он не рискнул бы и приблизиться к Джулии. Но образ застенчивого мальчика так удачно сочетается с его типом внешности, что обаяние Тома становится очень мощным.



«Театр» реж. И.Сабо



W. Somerset Maugham "THEATRE" Перевод. Г. Островская ©

Том звонит Джулии на следующий день (в фильме он ловит ее у порога ее дома) и приглашает заглянуть к нему на чай. Я не специалист в НЛП, но, кажется, это то, что в теории пикапа называют "разрывом шаблона". Том словно "не замечает" социальной пропасти, находящейся между ними, настолько он поглощен своими чувствами -  он смущен, ему неловко,но он должен рискнуть. Джулию забавляют его порывы и она, смеясь, соглашается. На том этапе она еще сохраняет трезвую голову и гадает, что ему может быть нужно от нее (в фильме этого не видно, зато есть в книге). Но Том не глуп и ловко обходит острые углы. Пригласив ее к себе, туда, где их никто не увидит, он дает ей понять, что она интересна ему сама по себе, а не в качестве лица, мелькающего на театральных афишах, идя рядом с которым, можно вдоволь покрасоваться.

У Тома прекрасно развита интуиция и, правильно нащупав слабое место Джулии - ее тщеславность и нарциссизм, он не перестает сыпать комплиментами, непринужденно шутит над собой, искусно создает доверительную атмосферу, но пока не меняет своего коленопреклоненного положения. Добычу брать рано. Главным оружием Тома является конечно, искренность, поэтому одним голым расчетом он бы ничего не добился.Фальшь сквозила бы в каждой улыбке, эмоции стали бы деревянными, реакции потеряли свою естественность. Поэтому, скорее всего, он тоже был немного влюблен, но, в отличие от Джулии, никогда не терял голову.



http://thisdistractedglobe.com/ ©

Когда Джулия, насмеявшись и расслабившись, пустилась в сладкие воспоминания о своей юности, "бедный ягненочек" не растерялся и закрепил эффект поцелуем. Итак, комбинация "хорошего мальчика", отдраившего квартиру к ее приходу и "плохого мальчика", вдруг накинувшегося на нее -  разрыв шаблона номер два.

Одним из украшений фильма являются сцены, в которых Джулия мысленно общается со своим первым театральным наставником, не отличающимся щепетильностью в выражения. Они так хороши, что я даже не  не буду портить их комментариями. Просто посмотрите :)



http://thisdistractedglobe.com/ ©

Чтобы закрепить успех и не дать Джулии "опомниться" он на следующий же день приглашает ее на ужин. И здесь мы видим первый тревожный звоночек. Сцена их танца, посмотрите на лицо Тома. Куда делся наш скромный и застенчивый вьюноша? Он чувствует себя вполне уверенно, пожалуй, слишком уверенно для всего лишь второго свидания с человеком, который еще вчера смотрел на него, как на пыль под ногами.



«Театр» реж. И.Сабо

Затем следует второй звоночек:



«Театр» реж. И.Сабо

А дальше идет очень элегантный ход. Когда Джулия спрашивает, сколько времени, Том бросает взгляд на отсутствующие на руке часы, и смущенно признается, что забыл их надеть, якобы собираюсь в спешке. Но для Джулии очевидно, что он заложил их, чтобы оплатить ужин в ресторане, но тщательно скрывает это. Разве не это свидетельство настоящей влюбленности?

Джулия все глубже попадает в расставленную ей ловушку. Она словно скидывает 20 лет, он снова вдохнул ее нее радость к жизни, ее глаза сверкают, что отмечают все окружающие. И самое главное - она стала лучше играть. Основной и, наверное, единственной продолжительной страстью в ее жизни был театр, и она не сможет так скоро отказаться от этого наркотика, делающего ее игру такой проникновенной. Она забрасывает его подарками, которые он, бедненький, никогда бы не смог себе позволить, носит как трофей заложенные им в первый вечер часы. Позже он говорит, что у него проблемы с деньгами, но просить их у нее ему стыдно, потому Джулия вынужденна его уговаривать (не хотел бы брать, не упоминал бы об этом вообще, не так ли?)



http://afisha.ru/ ©

Приглашение Тома в летний домик становится катастрофой. Поняв, что она у него на крючке и откровенно влюблена, он меняется. Он все еще мил, но больше не уделяет ей эксклюзивного внимания, смеется над шутками про нее, недвусмысленно заигрывает с другой девушкой, а вечером уезжает развлекаться в паб с ее собственным сыном. Джулия бесится, ее картина "влюбленного пажа" рушится, она устраивает ему сцену, и, стремясь уколоть его побольнее, намекает на его финансовую несостоятельность, на его "место". Он швыряет ей обратно все подарки, она раскаивается, плачет. Здесь мы видим, второй после искренности беспроигрышный инструмент Тома - идеальную самооценку. Что значит идеальную? Его невозможно выбить из колеи, указав ему на его место. Он и так знает, где его место, не впадает в иллюзии и, не исключено, даже не переживает из за этого. Будь это не так, он бы расстроился и кинулся доказывать, что он вообще-то очень даже (ведь он сидит с ней  за столом в высшем обществе и отнюдь не по ее протекции), потеряв, таким образом, свое невозмутимое превосходство. Вы заметили, что именно после этой сцены, она призналась ему в любви? Для Тома это всего лишь удачная возможность "развести" ее  на признание, выманить и подчинить своей воле - ей кажется, что это она оттолкнула его, обидев.

На самом деле, он только имитирует обиду, чтобы вызвать у нее иллюзию, что то, что она говорит влияет на его отношение к ней, заставляя ее все больше ментально привязываться к нему,теряя легкость и адекватность восприятия. Она стала совсем неинтересна Тому, зато теперь он не прочь использовать ее , чтобы добиться выгодной роли для своей новой подружки Эвис Крайтон.



http://cinema.de/ ©

На этом заканчивается первая логическая часть фильма (примерно до 54-й минуты).

Конечно, Джулия и сама очень быстро "сдалась", устав от скуки и монотонности ее жизни, от диет. Ее надоел муж, несмотря на его привлекательную внешность. "Ах, обмануть меня не трудно!...Я сам обманываться рад!". Но веди себя Том неправильно, эффект не был бы таким очевидным и ошеломительным.

Как Рэтт Батлер встретил в коне концов достойного противника в лице Скарлетт, так и Том в свою очередь, тоже недооценил Джулию Ламберт.

Вторая часть, где к ней очень быстро возвращается самоуважение , не менее красива, чем точно выверенная охота Тома. Она смогла справиться с собой и не только вернуть себе прежнюю радость жизни, но и придумать план мести, достойным пера мастера, так, что сам Феннелл, казалось, проникся отвращением к Эвис Крайтон. Не исключено даже, что он снова влюбился в свою жертву, хотя этот вопрос остается открытым в фильме. Но то, что он ее зауважал по-настоящему сомневаться не приходится.Финальной сцене в театре я, будь моя воля, отдала бы приз за лучшую сцену в кино.



http://thisdistractedglobe.com/ ©



Next post
Up