Впервые я задумалась о том, что пора начинать куда-нибудь походить с Марком, когда ему исполнился год. Скорее походить хотелось мне, потому что прошлая зима выдалась очень домосидческой. Я готова была вырваться куда угодно, хоть на курсы по надеванию памперсов, лишь бы не сидеть дома.
Марку 11 месяцев, новогодний костюм
Тогда мы жили в центре, и я думала, что с поиском детского учреждения проблем не будет. Но обзвонив штук 7-8 из тех, что были в пешей доступности, выяснилось - развивать нас еще не готовы, потому что маленькие. Где-то брали детей только с 1,5 лет, а где-то и вовсе с 2-х. Спустя месяц я все-таки нашла центр, где есть программа "Мама и малыш" для детей от 1 года, правда до него нужно было ехать минут 20. Решили попробовать. С того момента мы попробовали еще 3 центра. Для себя я разделила их на 3 группы, вернее типа или подхода к развитию. Далее про каждый отдельно.
Максимум за ваши деньги
Первый центр, в который мы попали, назывался "Умка". У них есть мини детский сад и различные занятия с детьми всех дошкольных возрастов, в том числе и те самые "Мама и малыш", которые я так долго искала.
Мы приехали на 5 минут раньше положенного времени, и нам предложили подождать в игровой комнате. Как я поняла, там проводили время воспитанники мини детского сада. Представьте картину - комната, метров 25, по периметру горы игрушек, а в центре по кругу носятся 6-7 детей, в углу на стуле сидит девочка и горько плачет, и за всем этим наблюдают 2 девушки-воспитательницы (на вид лет по 18). Слава богу, пробыли мы там недолго - нас забрал педагог и отвел на занятие.
Привели в другую комнату, раза в 2 меньше предыдущей - там тоже было очень много игрушек, а еще 2 других участника нашей группы. Малыши тут же полезли к игрушкам, стали все смотреть, брать, трогать, но педагог подключила синтезатор и приступила к занятию. Малышей было велено взять за ручки и начать бегать по кругу под музыку. Все круто, конечно, - и музыка, и даже голос у педагога, но дети ни в какую не хотели выполнять то, что от них требуют, а тут еще и погремушки вручили...
Короче, за 20 минут, которые мы там находились, у меня чуть не лопнула голова. Все это время я пыталась оттащить Марка от стенда с игрушками, забрать очередной мячик и вернуть в круг, и все это в маленькой душной комнате под громкую постоянно меняющуюся музыку. За 20 минут мы "разучили" несколько новых песен, "изучили" различные музыкальные инструменты, потанцевали, побегали, попрыгали. Я бы не удивилась, если в конце нашим детям предложили выучить песню на английском языке.
После музыкального занятия педагог заметила, что сегодня как-то не очень дети занимались и родителям стоило быть поактивней, чтобы своим примером заинтересовывать малявок становиться в круг. В общем незаинтересованные родители с языками на плечах пошли заниматься дальше.
Нас снова привели в другую комнату и объявили, что сейчас будут спокойные занятия на мелкую моторику. Всем было велено сесть за парту, детей посадить рядом или на колени. Марк начал сопротивляться, но в этой комнате игрушек не оказалось, поэтому он быстро угомонился и на какое-то время сосредоточил свое внимание. Нам раздали материал - самодельные (я не имею ничего против этого) баночки с прорезями, в которые нужно было сложить разные пуговки, бусинки. Только мой ребенок заинтересовался процессом, как нам подсунули уже другое задание - какие-то коробочки, но уже с палочками. И так, раз 5. Не успевали мы вникнуть в одно, как нас просили поторопиться и приступить к другому. Ну и апофезом всего занятия стала поделка из картонки от туалетной бумаги (снова замечу, что не имею ничего против) - в общем, чтобы родители ушли из центра не только с головной болью, но и чем-то более материальным :)
Я даже сфотала нашу поделку в Инстаграм. К сожалению, машинка не сохранилась, Марк стал пробовать ее на зуб, а она ужасно красилась - весь рот был синим.
В общем, туда мы больше не вернулись :)
Бесплатно, не значит плохо
Осенью этого года мы попробовали походить в мунициальный центр раннего развития. Да, есть и такие. Нам про него рассказали знакомые. Он находится в 5 минутах от дома моих родителей, где мы сейчас живем.
Узнала я про этот центр еще весной, но все мои попытки выяснить какие-то подробности оказались тщетны. Никакой информации в интернете, ни даже телефона в ДубльГисе. В итоге я сходила туда сама и обнаружила здание бывшего детского сада, в котором находится окружной социальный центр и непонятная государственная организация, как раз занимающаяся ранним развитием.
Вахтер дал нам телефон и сказал, что сначала нужно записать ребенка на диагностику. Звучало все подозрительно, но на деле оказалось не так страшно :) На диагностику мы попали только в начале октября - все серьезно было, по записи. А когда пришли туда сразу стало понятно, что мы в гос.учреждении - мне выдали кипу бумаг с анкетами, заявлениями и прочей хренью. Все это нужно было подписать и заполнить на месте. После чего нас с Марком позвали диагностироваться.
В кабинете сидели две тетушки, которые задали один вопрос - ест ли сын сам ложкой. Наверное, это какой-то код, который раскрывает всю подноготную ребенку)) Я ответили, что ест, и нас отправили в другой кабинет - узнавать расписание занятий. В какой-то момент я уже хотела плюнуть на все это и уйти домой, но любопытство не давало покоя. А еще держал тот факт, что все это будет бесплатно.
Короче, нас определили в младшую группу с занятиями 2 раза в неделю с 9 до 10 утра. С 9 до 10 утра! Для нас это была катастрофа. В тот период мы просыпались ближе к 11, а тут надо было встать в 8. Но мы себя переосилили и пару месяцев с переменным успехом проходили туда.
Сама методика занятий была чем-то похожа на наш предыдущий опыт, но гораздо продуманней и интересней. Первая часть занятия проходила в большой комнате, где стояли столы, стульчики. Был стенд с игрушками на мелкую моторику и уголок для ролевых игр - кухня, больница, парикмахерская, магазин (как в садике).
Примерно 40 минут мы находились в этой комнате, где каждые 5-10 минут педагог меняла задания - музыка, творчество, танцы, спокойные занятия и пр. Мне очень понравилась педагог со сложным именем Александра Александровна. Она умело сменяла задания, придумывала связки, очень эмоционально и активно, но не навязчиво вела занятие. НО! Мой ребенок ни в чем, абсолютно ни в чем этом не принимал участие. Все это время он преспокойно играл на детской кухне или с другими игрушками. Еще раз спасибо педагогу, которая не пыталась утащить его в круг и не просила, чтобы я этого делала. Я лишь выполняла все задания вместо него. Иногда он подходил, смотрел на все это, а потом вновь возвращался к игрушкам.
Единственное, что ему нравилось - вторая часть занятия, которая проходила в спортивном зале. Там для детей строили дорожку с препятствиями - колючими ковриками, мостиками, батутом и пр., по которой ходили друг за другом. Но даже это ему вскоре надоело. Последние 3 занятия он только и делал, что махал "пока-пока" и уходил к своему шкафчику, а я всеми правдами и неправдами пыталась заманить его обратно в группу. В общем, пришлось нам отказаться от посещения этого центра, хотя и впечатления у меня остались самые приятные, даже не смотря на подъем в 8 утра.
Монтессори - наш маленький рай
Единственное место, куда Марк ходит с удовольствием - это Монтессори-центр. Сейчас мы посещаем два места: небольшой центр рядом с домом родителей, куда мы ходим по понедельникам с 11.30 до 13.00, и центр "Умный птах" на Жукова, 107, где можно заниматься практически в любое время, там нет строгих рамок занятия, что стало для нас идеальным вариантом. Только в этом месте наш ребенок чувствует себя комфортно, не хочет уходить домой и занимается тем, что ему по душе.
Буквально сразу выявились предпочтения Марка. Ему нравится заниматься с материалом, развивающим мелкую моторику, задания на логику, геометрические фигуры и формы.
Марк занимается с Монтессори-материалами в Умном птахе
Строит правильную башню
В это время говорит "круг"
Еще сын очень любит спортивный уголок - горки, ступеньки, батут и пр.
Причем сам знает, когда ему сменить деятельность. Позанимается немного с Монтессори-материалами и бегом на горку, не забыв пройтись по сенсорной дорожке :)
Из творческих материалов больше всего любит пластилин. Может подолгу лепить "снег" или украшать елку "игрушками".
Интересуется музыкальными инструментами - постоянно подходит к ним, играет. Но при этом совсем не участвует в музыкальном занятии, которые обычно проходит в конце. Наотрез отказывается вставать с другими в круг, при этом может пританцовывать сам в стороне. Раньше любил задувать свечку, а теперь и этим его не заманить. Зато другие дети с удовольствием разучивают песенки и движения :)
Наша подруга Тая учит песенку про кошечку
А еще в центре "Умный птах" есть живой уголок, дети обожают живущего там кролик Мартина, И даже Марк, в принципе равнодушный к животным, подолгу стоит у его клетки, наблюдает, как тот ест или пьет :)
Самой мне тоже нравится проводить там время, всегда можно пообщаться с другими родителями, узнать совета педагога. Я в принципе не считаю, что ребенка нужно специально как-то развивать - можно просто создать среду, которая будет мотивировать к изучению нового и экспериментам. Мне нравится, что в Монтессори-центре можно увидеть насколько все дети разные, как каждый по-своему изучает один и тот же материал. А это очередной раз доказывает, что единой программы по развитию для всех быть не может.