НОТНЫЙ СТАН - ЭТО СИСТЕМА И НЕ НАДО БОЛЬШЕ НИКОГО ДУРАЧИТЬ И ДЕЛАТЬ ВИД, ЧТО ЭТО НЕ ТАК!

May 12, 2023 18:09





Иллюстрация Николая Крутикова



Решила провести небольшое расследование по этой теме и поднять информацию из авторитетных общепризнанных сборников по обучению нотной грамоте. Все их я когда-то тщательно проштудировала и законспектировала ещё будучи на 3-ем курсе училища, когда педагогического опыта за плечами было "0", поэтому абсолютно вся информация заходила "на веру". Мне очень интересно проанализировать их сейчас, с позиции практика, особенно с точки зрения педагога Софт Моцарт. У меня нет цели разбирать и критиковать всё и вся, есть цель зафиксировать то, как предлагают нам педагоги-традиционалисты подойти к изучению нотной грамоты в работе с начинающими.

Ну что же, приступим!

1. Л.Баренбойм. Н.Перунова. Путь к музыке.



Сразу, уже напрягло: в оглавлении изучение нот идёт 30-ым параграфом! В лучшем случае, это 30-ый урок! Стандартно урок бывает 2 раза в неделю, значит к знакомству с нотами он тихо-тихо подойдет через 15 недель, примерно через 4 месяца, а если мы учтем с Вами каникулы и праздники, больничные, то это через 5 месяцев уроков музыки!

А чем же занимаются с учеником до этого времени? Знаете ли, много чем можно заняться: можно изучать отдельно от нот клавиатуру, стучать пальцами по столу, запоминать их номера, хлопать в ладоши ритм, играть в ансамбле с педагогом простенькие попевки из 2-х 3-х нот по показу, с красивых рук, топать, танцевать, петь, слушать и смотреть, как играет педагог - словом, тщательно и долго ходить вокруг да около и "готовиться" к судьбоносной встрече с нотами.

При знакомстве с нотацией авторы пособия не заостряют внимание на именах нот, на положении их на нотоносце, главное, по их мнению, на первоначальном этапе - усвоить, что ноты могут записываться выше-ниже на 2-х линейках (!!!), даже 5 линеек Скрипичного ключа не дают, даже это раскладывают на части!



После того, как позаписывали ноты на 2-х линейках, "связываем" движение нот на Нотном стане с нахождением звуков на клавишах, посредством правил, которые надо ЗАПОМНИТЬ.



До кучи сюда ещё подцепляем понятие Терции и Секунды, Кварты и Квинты, да ещё и ритмический рисунок настаивают играть правильно с первого прочтения. Удивительно!



Через 4 урока (2 недели) игры по нотам на 2-х линейках, присоединяем оставшиеся 3. И это всё пока абсолютно без привязки к именам нот?! Пишем и играем от любых клавиш?

А дальше идем ва-банк: вводим оба ключа Ключ Соль (Скрипичный) и Ключ Фа (Басовый) и До между ними. Наконец-то появляются имена, хотя бы у 3-х нот! При чтении предлагается зрительно опираться на эти 3 ноты. Но...тогда неплохо было бы как-то выделить эти опорные, чтоб их было сразу видно среди остальных при чтении.



Но... вот такая крупная картинка, где более-менее ясно-видно Фа, До и Соль встречается первый и последний раз, дальше предлагается читать обычные мелкие ноты без каких-либо зрительных опор-подсказок.

Потом, сможет ли ребенок быстро отсчитать вверх и вниз от До? В системе Софт Моцарт мы сначала учим вдоль и поперек 1-ый круг Музыкального алфавита, звукоряды-последовательности от всех нот.



Параллельно тренируем зрение в работе с линейками-пространствами+ноты с их конкретными именами на игровых модулях.



И после этого только работаем с карточками, со зрительной подсказкой, давая конкретную опору для зрения в виде засечек и выделенной синим цветом пространством ноты До 2-ой и Малой октавы.



В данном же учебнике учащихся познакомили с клавишами, предлагая запомнить их в хаотичном порядке, ориентируясь на черненькие. Даже первый звукоряд от До не отработали до автоматизма, а рассчитывают, что ученик будет бегло считывать на линейках ноты да ещё и находить их на клавишах.



2. С. Альтерман

Смотрите, Басовый ключ тоже появляется на 31 урок!



Ноты Скрипичного ключа изучают каждую по отдельности вне общей системы ноты-клавиши, на каждую ноту отводится по одному-два урока. А вот с нотами в Басовом ключе почему-то долго не нянчатся, прям скопом всё враз, на всех линейках зубрят. Особенно умиляет: "Дома повторяй эти ноты и запомни их"- красота! Прямо вижу, как ребёнок в 4-6 лет садится дома, повторяет и запоминает, глядя на нижнюю строчку этой страницы, да ещё и попутно читает их названия. Да уж, "насмешили".



3. А.Артоболевская Первая встреча с музыкой

Артоболевская призывает заучивать стишки для запоминания нот на линейках в Скрипичном и Басовом ключах, для лучшего дальнейшего ориентирования в нотах. Клавиши изучались отдельно, ориентируясь на 2 или 3 черненькие клавиши задолго до того. В тексте можно увидеть, что линейки Басового ключа Анна Даниловна предлагает считать снизу вверх, т.е. ни о какой симметрии нотного стана речь тоже не идет.



4. У Л.Хересько в "Музыкальных картинках" видим такую вот музыкальную картинку:



5. С. Барсукова помещает в свой сборник "Пора играть, малыш!" аналогичную, правда менее яркую и без стихов иллюстрацию:



Гвидо Аретинский - монах, закрепивший за каждым музыкальным звуком определенный знак, действительно показывал ноты своим ученикам-хористам на пальцах. И линейки нотного стана - это не что иное как продолжение пальцев Гвидо.

Ведь говорят, показывают это "зеркало" ключей, нот, а порядок, симметрию линеек, систему неделимую в упор не видят!



Мне одна практикантка Софт Моцарт рассказывала интересный "легкий" способ определения нот в Басовом ключе, которому её научила учительница в 1 классе. "Нужно определить какая это нота была бы в Скрипичном, а потом надстроить сверху терцию. Т.е. если в Скрипичном на 1-ой линейке это нота Ми, то в Басовом считаем: Ми-Фа-Соль и получаем Соль!"

Шикарный способ, на мой взгляд, для запутывания ученика в чтении нот! Высчитывая таким образом каждую ноту, очень интересно, в каком месте читаемого произведения мы окажемся к концу урока? Даже и не говорите, потом сюрприз будет.

Ещё интересный способ видела, как педагоги "учат" играть ученика 2-мя руками в 2-х ключах. Пишут партию для левой руки в Скрипичном ключе и говорят: "Играй на октаву ниже". Спрашиваю: "А как же Басовый? Это ж обман, подстава!" Ответ: "Потом, позже разберемся, главное, чтобы 2-мя уже играть!"

Короче, резюмирую: изворачивается кто как может в нашем цирке, какие только трюки не показывают - просто диву даёшься!

6. Продолжим, Е.А.Королёва "Азбука музыки в сказках, стихах и картинках".

Смотрите, Королева прямо раскладывает, разводит понятия нотоносец - ноты - ключи.



1) Нотоносец - это просто 5 линеек каких-то для записи нот, отдельное, оторванное понятие, он сам по себе, ни к чему не привязан.

2) Ноты на нотоносце могут быть на или между линейками - тренируемся писать их то там, то сям.

3) И только ключи в начале нотоносца открывают названия нот на нём.



Я понимаю, что были времена, когда были так называемые "плавающие ключи" для разных инструментов, которым для исполнения и записи своей партии не нужна было 10 линеек в 2-х ключах, потому что диапазон их тембра ограничен и является лишь частью всей звуковой системы. (Об этом можно посмотреть здесь 4:56). Но ведь сам создатель нотации Гвидо Аретинский заложил в своем изобретении эту систему из 2-х ключей и описал в своих трудах! Как же можно бесконечно делить и препарировать = искажать в конечном счёте систему, придуманную автором для обучения нотации всех?!



Далее в учебнике изучаются ноты Скрипичного ключа. Для того, чтобы каждую ноту сделать особенной, подчеркнуть её отличие автор предлагает... раскрасить звукоряд от До цветами радуги! Супер! Цвет нам очень "поможет" в запоминании названия ноты и положения её на нотоносце, особенно когда мы доберемся до 2-ой октавы, Малой и Большой.



С Басовым ключом мы знакомимся по данной методике только на 27 уроке!



А теперь посмотрите на эти картинки и честно решите сами: какая из них более понятна новичку и мотивирует к действию=игре на инструменте. Эта?



Х.Хайнер Вертикальный нотный стан.

Или эта?



И вот тут до меня, кажется, до конца дошло то, о чём писала Е.В.Хайнер в своей статье по обучению учителей Нотный стан - это не набор, а система

В традиционной педагогике напрочь игнорируют этот факт и ни в одном учебнике по музыкальной грамоте этой картинки нет:



Нотный стан - это система, зрительно объединяющая ноты и звуки, если этого в упор не видеть и не признавать как опорную, отправную точку в постижении музыкальной грамоты, то будут проблемы с чтением нот, а следовательно, очень скоро и с мотивацией к занятиям музыкой.

Между тем, обучение, основанное на открытии Х.Хайнер (Е.В.Николаевой) Вертикального нотного стана, даёт прекрасные всходы и плоды среди всех категорий учащихся от 2-х до 100 лет, включая детей с особенностями в развитии: Ученики онлайн Академии Софт Моцарт.

На занятиях у педагога Софт Моцарт каждый ученик имеет возможность с первых уроков играть по нотам двумя руками в двух ключах. В его голове нет разделения: Басовый - Скрипичный, Ноты-клавиши-длительности. А значит, не будет путаницы и неразберихи в соединении этих частей при непосредственном чтении нот. Позже, когда эта система, как фундамент прочно войдет в сознание, в руки-пальцы на уровне навыков, мы постепенно расскажем и покажем из чего она (система) состоит, назовём эти отдельные части профессиональными музыкальными терминами, опираясь на полученный опыт самого ученика.

image Click to view



И напоследок: О последствиях обучения, в котором нет целостности на самом начальном этапе обучения в видео ниже - очень цепляет, потому что правда!

image Click to view



Продолжение следует...

Previous post Next post
Up