ПОЧЕМУ ОН - ЛУЧШИЙ УЧИТЕЛЬ? Часть 4. Мягкое обучение или почему Он не вмешивается

Aug 21, 2022 15:04





Часть 1,2 Вопросы https://lena-9konon.livejournal.com/6381.htmlЧасть 3,4 Как стать ближе к Господу? https://lena-9konon.livejournal.com/6506.html

Не знаю даже как зайти, с какой стороны в этот текст, как выстроить правильно и доступно, много эмоций и мыслей. Хотела в готовом виде, в сжатом, в сухом остатке разложить по пунктам, но не получается, не хочется так, поэтому просто пока «рожаю» без обобщений, без глобальных выводов, вот прямо в том, в чём ко мне пришло.

Небольшое предисловие: С июня месяца этого года уже пошёл 7-ой год, как я работаю по методу Х.Хайнер, используя в обучении музыкальной грамоте программу "Софт Моцарт". Говорю абсолютно честно, не кривя душой, было очень легко принять и не так-то просто научиться работать по этой системе. Почитайте здесь об этом и Вы сами поймёте, почему:



Что такое Мягкое обучение https://globalmusiceducation.com/pages/what-is-soft-learning-gentle-learning-russian

Основные правила учителя музыки, уважающего границы своего ученика https://globalmusiceducation.com/pages/basic-rules-teacher-music-self-respecting-border-student-russian

Оценка и умение хвалить https://globalmusiceducation.com/pages/grades-mastery-of-praising-russian

Прочитав всё вышеизложенное, кажется, что это просто какая-то невозможная, идеальная сказка, которая, столкнувшись с реалиями музыкальной школы, просто рассыплется, если не на первом уроке, то уж на 2-м точно!

Исключением может стать лишь музыкально одаренный с рождения ученик, пришедший уже "готовеньким" в музыкальную школу, т.е. с развитым музыкальным слухом. Только такой ученик способен учиться вопреки всем ожидающим его препятствиям. А какие могут быть у начинающих учеников препятствия?

1) Сложности зрительного восприятия человеком многолинейного нотного текста, т.к. от природы зрение человека точечно-линейно. Об этом подробно в видео ниже https://youtu.be/spktgsDY_hs

2) Приемы и методы, которые используют традиционные учителя музыки для объяснения триединства НОТОЗВУКА (символ+вибрация+длительность). Дать почувствовать и понять это триединство СРАЗУ не представляется возможным без компьютерных технологий, поэтому все составляющие нотозвука изучаются отдельно друг от друга. Проблем с этим особых нет, пока перед учеником не поставят задачу соединить это всё воедино: "почитать с листа нотки", да если ещё и 2-мя руками (!!!) - пиши пропало. О том, почему "пропало" можете почитать здесь: https://globalmusiceducation.com/pages/you-can-be-musician-37-russian

3) И в целом, постановка и реализация задач в традиционной школе обучения музыке, а именно: направленность всей системы на воспитание концертных исполнителей (выучивание наизусть пьес с последующей шлифовкой), а не на развитие навыков ЧСЛ (чтение нот) - это тоже большая проблема.

Чем же не устраивают традиционные методы?

А тем, что, большинство из них, как оказалось, идут вразрез, не учитывают законы природы человеческого восприятия и не соответствуют, противоречат научным педагогическим принципам эффективного обучения, обозначенных ещё в 17 в. Я.А.Коменским. (Автор первой в мире азбуки с картинками, основатель классно-урочной системы).

Аргументы всегда одни и те же: "У нас другое, у нас совсем по-другому всё работает". Интересно, откуда они берут "других детей", с которыми работает всё по-другому? Но это отдельная тема для обсуждения.

Давайте лучше вернемся и выясним, почему же талантливый ребенок будет успешно развиваться в любом случае, при любом учителе и при любом наборе педагогических средств?

Всё дело в том, что у него есть точка опоры для развития его способностей и навыков - это от природы развитый музыкальный слух, который является его спасательным кругом в системе, которая не работает эффективно, не тренирует зрение начинающего в работе с многолинейным нотным текстом.

Итак, что же может помешать педагогу следовать обозначенным Х.Хайнер правилам (см.выше по ссылке), чтобы успешно, гуманно, без психологического насилия развивать обычного, среднестатистического ученика на обычном уроке? Да ВСЁ ему мешает!!! И самое главное (проблема №1), это, конечно, недружественный для глаз начинающего нотный текст. Реализовать такое мягкое обучение, которое описывает автор системы #softmozart, со всеми, с каждым - невозможно, не используя на начальном этапе обучения программу Софт Моцарт.

А проблема №2 для учителя, желающего воплотить в жизнь красивую сказку Х.Хайнер - это то, что "НАС ТАК НИКОГДА НЕ УЧИЛИ!". Где бы найти такого педагога, чтоб хоть одним глазком посмотреть, как это возможно? Но, слава Всевышнему, есть ютуб, есть форум Софт Моцарт, где можно почитать, посмотреть, задать вопросы, а если всё равно не понятно - то можно встретится по видеосвязи с наставниками.

Поэтому, даже когда программа у меня появилась, перестроить процесс обучения было ооочень сложно в плане общения и взаимодействия с учеником. Я постоянно вмешивалась, что-то подвывала рядом (подсказывала ноты, когда ученик не мог сразу их найти), показывала ноту на экране, показывала где её найти на клавиатуре, хотя и так всё было видно и ученик спокойно смог бы разобраться и без меня. https://globalmusiceducation.com/pages/stickers-piano-key-guide-pictures-how-arranged-why-russian



Потом я пыталась поправлять и подсказывать по ходу пьесы пальцы, а с начинающими мне плохо было просто уже от одного вида их «корявых пальцев и рук», а от звуков, которые появлялись под ними, просто уши в трубочку заворачивались. Где же божественные звуки, в которые я должна научить вслушиваться своих учеников, начиная с первого урока? (Эти задачи обозначены главными на начальном этапе обучения в традиционной методике - нас так учили!). Я со страхом, с тревогой наблюдала за учениками и не представляла, как я буду всё это разруливать. Как такие чудеса показывать коллегам, ведь ВСЕ МОИ УЧЕНИКИ ВСЁ ДЕЛАЮТ НЕ ТАК!!! (мне казалось)

Но я решила идти до конца. Раз изначально автор провозгласила в своей книге говорить правду, только правду и ничего кроме правды (на что собственно говоря я и повелась), то и на форуме педагогов я не спешила «петь дифирамбы», а выкладывала всё. как есть:



Начало обучения по методу х.хайнер 2016 год



Ну да ладно, дело прошлое, Вы сами можете подробно почитать о том, как можно учиться методом проб и ошибок, радостно учиться, потому что здесь меня обучали по принципам мягкого обучения. https://www.softmozart.com/forum/57-teachers-training-experience/19065.html?start=0

Часть 5. Уроки по системе Софт Моцарт - реальность!

И вот уроки по методу Хайнер стали моей привычной реальностью. Какая она эта реальность? Хочу открыть настежь сегодня двери моей Классной комнаты, потому что то, что происходит у нас на уроках должно быть достоянием всех учителей, всех родителей и учеников.

В самом начале обучения, на самом первом уроке, перед тем как прикоснуться к клавишам, я всегда спрашиваю ученика: «Как ты думаешь, можно ли делать ошибки?». Ответы очень разные, мы обсуждаем, почему нельзя или почему можно. У Х.Хайнер есть замечательная история-сказка на этот счет здесь:

image Click to view



после которой я разрешаю ученику делать ошибки, потому что это и не ошибки вовсе, а просто опыт, благодаря которому люди учатся.

image Click to view



Т.е. установка идет от учителя сразу следующая: «Я тебя принимаю таким, какой ты есть». А в голове в это время: «бздынь»:

«Бог не ставит нам условий: «Я буду любить тебя только тогда, когда ты изменишься». Нет. Он любит нас такими, какие мы есть, но, конечно, хочет, чтобы мы становились лучше".

Далее, переходя от одного вида работы к другому, от одной пьесы к другой я спрашиваю ученика: «Давай, пойдем и сделаем это! Сыграешь? Попробуешь? Что хочешь сыграть?». Прежде чем учить новую пьесу, мы выбираем из 2-х или 3-х подходящих по уровню развития навыков ученика, что ему понравится? Мы выбираем так же сложность (презентацию) нотного текста, выбираем вместе, по обоюдному согласию, т.е. ученик сам взвешивает свои хочу-могу.



Это касается даже в работе с музыкальными денежками (жетонами): «Если ты только играешь - получаешь одну «денежку», а если при этом ты ещё и поёшь нотки - получаешь целых две денежки. И у ученика всегда есть выбор и право принять решение самому. Я принимаю любое его решение.

А в голове опять «бздынь»: «…величайшее качество, которым наделил Бог человека - это свобода выбора. Весь мир Бог создал подчиняющимся Его законам, законам природы, по которым все существует. А человека Бог создал со свободной волей, со способностью выбирать, принимать личное решение…»

Более того, во всех видео людей-свидетелей, вернувшихся после клинической смерти, говорится о том, что душа сама принимает решение родиться на Земле. Кроме того, она сама выбирает свою жизнь из нескольких предложенных, исходя из того, какой опыт она хочет приобрести в новой реинкарнации. Получается, Земля - это школа для душ, где они приобретают знания-умения-навыки = опыт для осознания себя и своего места во Вселенной. Т.е. в теории душа всё знает, необходимо пройти практику в физическом теле на планете Земле. Для чего это всё ей, душе? Чтобы стать ближе к Учителю, к Абсолюту, звучать с Ним. Чтобы действительно понимать Его, нужно получить опыт чувствования через человеческое тело и жизнь=опыт.

Выбор новой пьесы (=жизни) происходит на уроке у нас тоже очень любопытно: иногда встречаются красивые, яркие и интересные пьесы, но сложные. У ученика возникает «ХОЧУ!», загораются глаза. Задаю вопрос: «А сможешь?». И ответы бывают разные: бывает немедленное «смогу!», а бывает «нет, мне кажется, я пока не готов». И никто его не принуждает на моем уроке и не требует подчинения по типу: «Партия сказала «Надо»! Комсомол ответил «Есть!».

После того, как мы выбрали пьесу, мы просматриваем её и прослушиваем, поэтому в целом, он понимает, как должна звучать его музыка (=проживаться жизнь) в идеале. Он понимает, осознает, где он может «загрустить», и если спросит, я могу показать, как выбраться из этого "грустного места". Предупреждаю его "на берегу", перед тем, как начать играть, "пуститься в путь": «Я тебе помогу, подскажу, покажу, куда и как идти, только если в этом месте ты не торопись и услышь меня».

Мы обговариваем, что результат, конечно, может быть разным, что ошибаться можно, мы люди, а не роботы, и то, какая музыка получится, зависит всегда только от него самого.

Что ещё мы, учителя, можем сделать, чтобы помочь ученику лучше подготовиться к новой жизни (=пьесе)? Мы можем поиграть упражнения, которые помогут быстро, легко, на автомате найти правильный путь в трудных ситуациях (=выбор пальцев, например, при игре), т.е. это какие-то технологии решения коммуникационных проблем с людьми, к примеру, если мы говорим о человеческой жизни.

После того, как решение принято, жизнь выбрана, курс молодого бойца пройден - "Отдать швартовы! Полный вперёд! И... поехали!"

Часть 6. Чтение нот с листа как человеческая жизнь

Ученик проживает новую пьесу (=реальность), читает от ноты к ноте (люди, события, сложные ситуации), принимает сиюминутные решения (подбор пальцев при игре). Я сижу рядом и наблюдаю, как работает его зрение, куда он смотрит, как реагирует, где ищет, с какой скоростью рука реагирует на импульсы от мозга, как слушаются/не слушаются его руки и пальцы. Я слежу, смотрю на все ноты вместе с ним, переживаю из-за каждой его ошибки и "неправильного" решения, присутствую с ним в каждой секунде игрового времени, но не вмешиваюсь даже тогда, когда вижу как палец ученика замахивается не на ту ноту.

image Click to view



Чувствую почти физически как больно и дискомфортно ему, когда вместо музыки звучат фальшивые ноты, когда он злится, суетится и от этого делает ошибок ещё больше… Я рядом с ним, но "молчу в тряпочку". Потому что это ЕГО ОПЫТ. Потому что он всё равно не слышит меня, когда я начинаю ему подпевать ноты или нашептывать пальцы, потому что он находится в процессе. Ученик может услышать меня только если САМ спросит, если у него хватает внимания справляться со всеми задачами и прислушиваться ещё к моему голосу, но это далеко не у всех и далеко не сразу. Опытным путем проверено, что как только я начинаю вмешиваться в процесс, показывать КАК НУЖНО, останавливаться и возвращать по пьесе его назад, «тыкать носом в ошибки» - всё, дохлый номер, внимание отключается, а при самостоятельной игре он забывает (чаще всего) всё, что я сказала и делает так, как делал и раньше. Такое моё вмешательство его ничему не учит!



И в этом месте снова "бздынь!": и я понимаю, почему Бог всегда рядом, понимаю почему Он не вмешивается и почему Он позволяет делать ошибки=нарабатывать свой опыт. Так может делать только мудрый, добрый, любящий Отец и Учитель.



А ещё в методе Хайнер важно не только научиться не акцентировать внимание на ошибках, но ещё важнее научиться радоваться победам ученика. С этим у меня сложнее, но я тренируюсь на каждом уроке, с каждым учеником. Радоваться искренне, от души, без всяких "но" и "если". Я думаю, Бог тоже говорит "Yes", когда у нас что-то получается в жизни. Нужно каждый раз вспоминать, как искрит в нас радость от каждой из маленьких побед, чтобы поддержать и воодушевить ученика на взятие следующих вершин.



Что я могу сделать как учитель, если вижу, что ученик «закопался» и не знает как разруливать какое-нибудь сложное место?

1) Я могу выключить программу и прекратить это. Но тогда какой я учитель? Чему научится мой ученик? Какую волю и ответственность я воспитаю в нём, если буду комкать и выбрасывать начатое дело ученика, как черновик, обесценивая его усилия?

2) Зато я могу прямо во время игры поменять презентацию, сделать легче, понятнее нотный текст (сделать его конкретным, с картинками, чтобы ученик увидел главное, увидел суть (звуковысотность) и нашёл выход: успокоился и продолжил движение). Это поможет ученику выйти из сложной ситуации с минимальными потерями (= фальшиво сыгранными нотами и потерянным временем).

Подсказки в программе Софт Моцарт(=знаки судьбы):



Паучок появляется - если нажата неверная нота, звучит фальшь (=человек лжет или лицемерит, уклоняется от своего пути, миссии, предназначения)

Гномик Упс, если ноту не додержали (=ситуация не прожита до конца)

Бабочка - если ноту пора отпустить и перейти к другой. (=отпустить ситуацию, человека, не держать больше)

Ведь и в нашей жизни таких «подсказок» полным полно, только нужно научиться их считывать, вовремя реагировать, понимать их.

Что не маловажно! Подсказки в программе молчаливые, в жизни так же: никто не подойдет и не схватит тебя за руку, не скажет «ты совершаешь ошибку, остановись!», человек САМ учится понимать все "звоночки" и предупреждения (=бумеранги и зеркала). Я даже никогда ученику сама не объясняю, что означает появление этих персонажей-помощников. После первой же пьесы просто спрашиваю, кого он видел, и что они молчаливо ему говорили. Да, ещё мы обязательно разбираемся друзья они или враги. Аварийная мигающая лампочка в автомобиле, знаете ли, не враг водителю, это лишь сигнал, что что-то не в порядке, она охраняет здоровье и жизнь машины и хозяина, нельзя на неё злиться.

Ещё один интересный момент: говорят, что прежде чем повторно прийти человеческим душам на Землю им стирают память из прошлой жизни, они не помнят предыдущую жизнь, людей, ситуации и т.п., остается лишь опыт и способности. Бывает же иногда у нас ёкает «де жав ю», где-то я это уже видел! Это и есть уже когда-то проигранные, проработанные ситуации.

То же самое происходит, когда мы играем пьесы. Ученик не помнит и не должен помнить предыдущую пьесу, держать в голове её (зачем?), ведь он в новом процессе! Он не может одновременно быть головой, глазами, ушами, пальцами в 2-х произведениях, как не может человек проживать 2 жизни одновременно. Но иногда встречаются мелодические обороты, похожие сочетания нот из предыдущих сыгранных пьес, и вот тогда ученик понимает, что это уже когда-то было и поэтому успешно решает эти похожие, уже известные задачи, проблемы в новой пьесе.

Фокусная жёлтая линия

В пьесах встречаются повторяющиеся места. И бывает так, что ученик первый раз совершает ошибку (скажем играет фа вместо фа диеза), при повторе делает ту же самую ошибку, на третий раз он осторожен , сбавляет темп в этом месте играет правильно фа диез, а на четвертый может расслабиться после удачно пройденного места снова нажать фа. Но! На пятый раз и дальше он уже точно ни за что в жизни не сыграет фа вместо фа диеза. И это всё получается естественно и основательно только при условии, если я «не хватаю его за руку» и не говорю «так низя! Ай-яй!».

А ещё бывает, при проигрывании пьесы не первый раз, что ученик будто отключает зрение, самоуверенно, с чувством «всё знаю» начинает играть по памяти, ориентируясь на внутреннюю чуйку (музыкальный слух то бишь), и тут же программа возвращает его "с небес на землю", ноты звучат не вовремя, не те и ученик с недоумением смотрит в ноты с немым вопросом на лице: «Шо такое?». Гордыня и самые её невинные, казалось бы, зачатки пресекаются программой на корню.

«Имеющий уши да услышит, имеющий глаза да увидит» - и это в программе всегда в синхроне, бдительность терять нельзя никогда, включенность в процесс всех органов чувств - необходимость, которая требует всегда находиться в актуальной сейчас реальности, ситуации.

А бывает, ученик занят исправлением и повторением предыдущих нот, что программа тут же выдает за ошибки, т.к. "поезд ушёл", вернуться невозможно, "часики тикают".

А ещё бывает, ученик спешит играть (=спешит жить). Не смотрит на фокусную желтую линию, которая показывает, какие именно ноты, какие задачи нужно решать здесь и сейчас. Ученик смотрит и нажимает впереди идущие ноты а программа... его не пропускает дальше! Получается затор, буксование, ученик не понимает: «Почему?», а потом вдруг осознает, что его "унесло" вперед, в то время как его "ждут" нерешённые задачи на фокусной линии. О том, что будет впереди можно знать, думать, готовиться к нему, но жить нужно настоящим. Т.е. сигнал об ошибке поступает незамедлительно, вместе с пониманием того, что никаких возвратов или забеганий вперед не будет, важны и ценны только те ноты, которые нужно играть в данный момент времени.

Здорово, что есть фокусная линия и начинающий имеет возможность видеть сразу то, что нужно играть. Х.Хайнер "подсветила" ему путь.



Там, где учителя "не подсвечивают" 2 пути-варианта развития событий:

1. Подопечный путается, блудится, выбивается из сил и бросает это дело

2. Идет за учителем-поводырем "вслепую".



В обоих случаях финал для ученика с большой вероятностью будет фатальным в психологическом плане, а учитель не справится со своими задачами:

1) Научить ученика самостоятельно играть музыку (=жить), а следовательно... 2) любить её.

Поэтому, Бог - лучший Учитель, теперь, для меня, уже вне всякого сомнения!

Время и ошибки

В программе время отсчитывается только тогда, когда ученик думает, ищет, нажимает. В тот момент, когда музыка звучит, ученик нажимает клавиши одновременно с их появлением на желтой фокусной линии - время не отсчитывается. Т.е., перенося на нашу жизнь, посыл такой: чтобы жить, нужно обязательно всегда двигаться дальше. Пока ты двигаешься, предпринимаешь какие-то шаги для продвижения вперед, время останавливается, ты сохраняешь...молодость? У тебя остается время "в запасе", так сказать. Круто! Иначе, нет, ты не двигаешься назад, просто твоё время, а вместе с ним и твои возможности безвозвратно уходят.

С учеником я, как Учитель, встречаюсь в начале пути (перед проигрыванием пьесы) и в конце. После того, как ученик сыграл пьесу, мы вместе смотрим на результат - цифры в программе, обозначающие количество ошибок и время, потраченное на поиск нот, клавиш и на их нажатие. Мы вместе даем объективную, адекватную оценку тому, что получилось, что не получилось и почему. (Цифры вещь упрямая). Вот здесь ученик снова может задать все интересующие вопросы, получить любую информацию из моего опыта, и даже вернуться и проиграть те места, где потеряли много времени или сделали много ошибок, но это будут лишь тренировки перед следующей дистанцией (=пьесой).

Этот счёт, эти цифры, ничего не напоминают вам?

«Весы - атрибут страшного суда в Христианстве, они являлись древнейшим символом меры и справедливости, которыми взвешивалось добро и зло, совершенное человеком при жизни. Символ соблюдения баланса и равновесия»



Я так понимаю, там у НИХ тоже всё строго подсчитано, как и в программе Софт Моцарт.



Только в методе Хайнер анализ получившихся результатов - это не страшный суд («Не судите, да не судимы будете вообще-то))), а объективная, никак эмоционально не окрашенная констатация фактов, оценка результатов. Получилось ли услышать свою музыку "со стороны" (=осознать себя) - это получается, если время на табло меньше количества нот в два раза, и ошибок было не больше пяти. Это тот результат, к которому мы стремимся (я ученику об этом тоже сразу говорю, это наша цель).

Это сигнал о том, что можно усложнять задачи при следующем проигрывании. После чего принимается обоюдное решение о том, куда и как двигаться дальше, (т.е. выбор новой пьесы, которая закрепит предыдущий опыт и даст возможность развиваться дальше).

Если честно, то мне кажется, что и у Бога так. Ад - это страшилка для нерадивых учеников. Бесспорно, какое-то «наказание» в виде отчуждения на некоторое время или лишение каких-то бонусов (скорее не получение того, на что рассчитывали) для "особо отличившихся", возможно и есть. Ну скажем, если ученик запел вдруг совсем уж чужую песню (=звучал очень фальшиво) и сильно уклонился от первоначальных своих целей и задач (=миссии) или просто "вышел из класса", отказавшись учиться по причине того, что "не получается".

И вот в конце моего «обычного» урока на седьмой год работы по системе Софт Моцарт у меня возникает вопрос: что же это получается, Господь Бог учит нас по методу Х.Хайнер? Или это Х.Хайнер преподает по методу Господа?

И ещё один: Интересно, а Елена Владимировна Хайнер знала об этом всём, когда создавала свою программу?

Продолжение следует…

#softmozart

Previous post Next post
Up