Выставка картин Никаса Сафронова в Костроме

Nov 02, 2013 00:57

Ходили сегодня с подругой Ниной в Романовский музей на выставку картин известного художника Никаса Сафронова. Мне очень понравилось! Правда, билеты для Костромы дороговаты: взрослый -300 рублей, льготный -200, школьный -100. И ещё 200 рублей - фото-видео съёмка, которую мы не стали брать, хотя любим фотографировать картины на память.
Народу на выставке было очень много, даже два школьных класса пришли. Обычно в костромских музеях царит почти полное безлюдье, а тут все заинтересовались необычным творчеством.
Прежде всего, мне очень понравились романтические картины со средневековыми замками, готическими соборами, фонтанами, колоннадами, костюмированными персонажами, которые пребывали, собственно, не в историческом художественном пространстве, а в некоем выдуманном параллельном мире (ну как у Александра Грина - Зурбаган и Лисс). Даже названия картин располагали к погружению в необыкновенные, таинственные и яркие пространства фантазий художника. Например: "Мирная жизнь замка или Сон о Золушке", "Воскресный праздник вокруг Нотр Дам де Пари" (в деталях выписанный собор, десятки разноцветных воздушных шаров, а рядом - река с лодками и радостным народом), "Тайна посещения Колумбом Америки утром" (старинный парусник Колумба прибывает в современную Америку), "Лестница в замок с тайной", "Обвенчанная с морем", "Явление Летучего голландца в притоке Темзы" (корабль изображён с лебедиными крылами).

Чрезвычайно интересны были и фантазии про котов и кошек, выполненные, как парадные портреты людей в красивых одеждах, но вместо человеческих лиц у всех - кошачьи мордочки. Причём, мордочки эти настолько разные, особенные, с непохожим выражением глаз, поворотом головы, с явно выраженной хитринкой или задумчивостью. Художник и себя изобразил в виде кота - с мольбертом и кистями. А рядом -"Женщина бальзаковского возраста" (кошка), "Боевой кот в отставке" (явно дворянского вида), "Английский аристократ 16 века" (кот в роскошном историческом костюме), кардинал, король, простой горожанин и прочие персонажи - с усами и острыми кошачьими ушками. В их ряды затесался "Современный герой" - конь с длинной гривой-чёлкой, полуприкрывающей глаза, при орденах и эполетах, очень самоуверенный и самовлюблённый.

Необыкновенно понравились мне портреты реальных людей, мастерски написанные Никасом Сафроновым в необычной манере. Глаза у персонажей - особенные, живые, завораживающие. Портреты кажутся объёмными, так что хочется дотронуться до человека рукой и ощутить мягкость его одежд - вот до чего совершенна техника письма.
И опять же любит художник облачить своих известных героев в исторические костюмы (оттого серия называется "Река времени"). Например, французский артист Пьер Ришар изображён в пышных царских одеждах, но хитроватая, лукавая улыбка не позволяет забыть, что он - наш современник. Своего отца художник изобразил в старинном итальянском костюме. А принцесса Диана предстаёт перед нами в образе маленькой девочки на фоне старой Англии (Лондон, Биг Бэн). Долго не могла я отойти и от портрета Джоди Фостер - девушки с грустными глазами и летящими волосами - в окружении разноцветных рыбок...

Есть у художника и философские работы. Например, на картине "Свобода или птичья жизнь в клетке" изображена молодая прекрасная полуобнажённая женщина, чья голова заключена в золотую клетку, а рядом птичка - совсем свободная. Есть о чём задуматься. А полотно "Тайны бытия или Возвращение в детство" переносит зрителя в мир буйных первобытных трав, среди которых затеряны игрушечные парусные кораблики - чудесный безлюдный мир воспоминаний и детских фантазий.

Интересно рассматривать и чисто сюрреалистические картины, такие как "Триумф времени" (часы на троне в окружении королевской атрибутики), "Ученье - свет" (человек за партой со старинными книгами, а вместо головы у него - электрическая лампочка), "Хрустальные люди на фоне хрустальных шаров" (прозрачные сферы, эльфы, бабочки - всё смешалось и переплелось).

Ангелы в работах Никаса Сафронова тоже присутствуют. Причём, они являются зрителю уже не на фоне готических соборов, а рядом с чисто русскими церквями - прекрасными белыми храмами 13-14 веков и небольшими сельскими церквушками. Сошествие ангелов с небес - это всегда праздник и благодать.
На ангелов похожи и балерины с полотна "Лёгкость бытия или Иллюзия танца", где над зданием филигранно выписанного Большого театра порхают юные девушки в пачках и пуантах - неземные, воздушные, славящие "волшебную силу искусства". А немеркнущую славу русской литературы мы ощутили в картине "Встреча Пушкина с Гончаровой" , - о зарождении таинства любви на фоне прекрасной архитектуры Санкт-Петербурга, писанной вовсе не серыми, тусклыми красками, а яркой, праздничной цветовой палитрой.

Вот так, в насыщенных красках, в необыкновенных художественных образах пришёл к нам Никас Сафронов - большая знаменитость современной русской живописи.

(Никас Сафронов - фотография Паньженской)

Никас Сафронов, выставка в Костроме

Previous post Next post
Up