Цикл, включающий три еврейских праздника, сопровождавшихся в эпоху Храма обязательным паломничеством в Иерусалим, начинается весной в Песах (Пасха) и завершается осенью Суккотом. Эти праздники связанны с Исходом из Египта, Дарованием Торы и сорокалетними скитаниями сынов Израиля по пустыне. В Израиле они имеют также сельскохозяйственное значение, поскольку совпадают по времени с уборкой ячменя в апреле, сбором первых плодов (июнь) и уборочной страдой на полях и виноградниках (октябрь). Между духовным и природным (сельскохозяйственным) аспектами этих праздников существует тесная связь. Эта связь напоминает евреям о том, что подлинным источником всех событий и всех богатств является Б-г, Творец вселенной. Весной отмечают праздник Свободы, установленный в память об Исходе, когда евреи вышли из рабовладельческого Египта и стали свободным народом.
В период созревания урожая празднуют Дарование Торы. Наконец, Суккот завершает цикл роста и мужания, ибо в то время евреи покинули пустыню и начали готовиться к вступлению в Землю обетованную.
Законы и обычаи праздника
Суккот - один из основных праздников еврейского народа, при этом самый веселый праздник, «время нашей радости», продолжается семь дней. В это время по традиции следует выходить из дома и жить в сукке (шатре, куще), вспоминая о блуждании евреев по Синайской пустыне.
В канун Суккот стремятся давать как можно больше денег на благотворительные цели.
В Торе заповедано: «В сукко живите семь дней» (а за пределами Израиля - восемь). Это означает, что на протяжении семи дней необходимо жить (т.е. есть и пить) только в сукко.
Для изготовления сукко выбирают красивое безветренное место под открытым небом: во дворе, на крыльце, на балконе, даже на крыше. Но над сукко не должны нависать чужая кровля, дерево или другой балкон. Во многих городах дети соревнуются - кто построит самое красивое сукко. И победитель получает приз.
Для стенок сукко годится любой строительный материал: доски, фанера, шифер и пр. Но крышей может быть только настил из растений: еловых веток, камыша, бамбука... Схах (настил) - это основа заповеди сукко.
Всю неделю праздника помещение сукко становится как бы вместилищем заповеди. Поэтому сюда нельзя входить в грязном или вносить испачканное, нельзя использовать для чего-либо доски сукко, а после праздника, когда хижину наконец разбирают, - нельзя наступать на материалы постройки, либо применять их для неблаговидных целей.
По закону, на протяжении семи дней запрещается есть и пить вне сукко. Это не относится к воде, хотя желательно и жажду утолять только в сукко. Трапезы первого и второго вечера - это особая заповедь. Даже если человека постигло - не дай Б-г! - тяжелое несчастье или он болен, тем не менее он обязан во время первых двух ночей съесть хотя бы маленький кусок хлеба в сукко. То же самое относится к непогоде. Если идет сильный дождь, способный испортить еду, и нет надежды на его скорое прекращение, мы не обязаны есть в сукко и можем ограничиться кусочком хлеба, заменяющим трапезу. Проливной дождь в остальные (начиная с третьего) дни праздника освобождает от обязанности есть в сукко.
В первые два дня Суккот, как и во все другие праздничные дни, запрещена любая работа и не положено зажигать огонь, но разрешается готовить еду. Как же быть? Обычно оставляют горящую горелку на все дни праздника: от горящего огня зажигать дозволяется, а он необходим не только для кухни, но и для праздничных свечей.
Во время промежутка между первыми и последними праздничными днями нет запрета на всякого рода деятельность. Тем не менее нужно избегать обыденных домашних дел вроде стирки и шитья, а делать лишь самое необходимое, не терпящее отлагательства. Принято также подчеркивать праздничность этих дней особенно вкусной едой и нарядной одеждой.
Чтобы лучше и полнее выразить свою благодарность Творцу за богатый урожай, Тора заповедует делать "букет" из цитрона, пальмовой ветви, мирта и речной ивы. Эти 4 составляющих выбраны потому, что они соответствуют разным человеческим качествам (либо, иногда, их еще сравнивают с частями тела).
Мудрецы Талмуда установили особый порядок вознесения этих растений - их надо протягивать, слегка потряхивая, в шесть сторон: на север, запад, юг, восток, вверх и вниз. Эти движения символизируют признание того факта, что Б-г всеведущ, что Он присутствует в любой точке вселенной.
Статьи и объяснения без сокращений можно прочесть здесь:
http://www.moshiach.ru/calendar/7/succot_simchat_tora.html http://www.istok.ru/time-n-dates/Sukkot